Выпускная квалификационная работа
Оценка 4.9

Выпускная квалификационная работа

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
физическая культура +2
Взрослым
12.03.2018
Выпускная квалификационная работа
"Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики» Кафедра психологии и специального образования Развитие равновесия у младших школьников с нарушением слуха на уроках физической культуры. В работе изучены проблема равновесия у детей с нарушением слуха, подобраны упражнения и игры по его развитию, даны рекомендации учителям и родителям.Для учителей физической культуры, родителей.
Мой диплом !!!.docx
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики 1 Выпускная квалификационная работа Шардаковой Ольги  Николаевны на тему: «Особенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах у учащихся  с нарушением слуха». Научный руководитель:  Евсеева Венера Васильевна,  ст. преподаватель кафедры психологии  и специального образования  АОУ ДПО ИПК и ПРО УР Дата защиты _________________ Оценка___________________ Зав. кафедрой ____________ 2 Ижевск 2015 Содержание. Введение……………………………………………………………………..…3 Глава I. Теоретическое обоснование изучения геометрического материала     в начальной школе………………………………………………………….. …..7 1.1. Методика изучения  геометрического материала  на уроках математики  в общеобразовательной начальной школе.………………………………….8 1.2 Особенности  развития психических процессов у обучающихся,  воспитанников с нарушением слуха…………………………………………14 1.3  Особенности  изучения  геометрического материала  на уроках  математики начальных классов у учащихся  с нарушением слуха. ……21 Выводы по главе I. …………………………………………….……….…31 Глава II. Констатирующий эксперимент………………………………..32  Исследование сформированности геометрических понятий  у  обучающихся, воспитанников  с нарушением слуха…………………..32 2.1. Методы исследования……………………………………………….33 2.2. Результаты исследования……………………………………………38 Выводы по главе II…………………………………………………….….43 Глава III. Формирующий эксперимент…………….……………………44 3.1. Система работы  для  изучения геометрического материала и  формирования геометрических понятий у обучающихся, воспитанников с  нарушением слуха. 3.2.. Результаты  контрольного исследования……………………….…..44 Выводы по главе III……………………………………………….…….52 Заключение. ………………………………………………………….…….53 Список литературы……………………………………………….……..55 Приложения………………………………………………………………..58 Введение 3 Одним из путей повышения качества образования является развитие познавательных   способностей   школьников.   В  этом   процессе   неоценимую роль играет изучение математики и, в частности, элементов геометрии на ранних этапах обучения. Геометрия как школьный учебный предмет всегда считался одним из самых   сложных   среди   всего   школьного   курса.   Российская   учительская общественность непрерывно обсуждает, как учить геометрии, чему учить на уроках геометрии, с чего начинать и когда это нужно делать. На сегодняшний день существуют разработанные подобные курсы, но в современной   школе,   как   правило,   по   тем   или   иным   причинам   подобные курсы   не   ведутся.   Учителя   вынуждены   рассматривать   геометрические задачи и теорию с ними связанную в рамках уроков математики.[26] Возникает   вопрос:   нужно   ли   вообще   рассматривать   какие­либо геометрические   задачи   и   связанный   с   ними   теоретический   материал   до начала систематического изучения геометрии, которое в нашей Российской школе начинается с 7­го класса? Ответ на этот вопрос положительный, и вот какие аргументы в подтверждение данного мнения можно указать: Традиционный для основной школы систематический курс геометрии носит дедуктивный характер, что сложилось исторически. Общеизвестно, что   при   дедуктивном   построении   геометрии,   доказывая   те   или   иные теоремы, можно опираться только на аксиомы (факты, принимаемые без доказательства), на ранее доказанные теоремы, на понятия и представления, которые получены путем наблюдений и личного опыта ребенка. Ссылки на очевидные  факты, следующие  непосредственно  из  чертежа  или  простого рисунка,   ни   в   какой   форме   в   научно–дедуктивной   системе   изложения геометрии   недопустимы.   Таким   образом,   очевидные,   простейшие, непосредственно   рассматриваемые   факты   и   свойства   геометрических фигур,   следующие   из   рисунков   и   наблюдений   должны   быть   знакомы школьникам еще до того, как началось изучения систематического курса геометрии.[34] 4 Знакомство   с   геометрическим   материалом     в   начальной   школе задачи   развития   математического   и позволяет   выполнить   пространственного   мышления   учащихся,   позволит   подготовить   их   к восприятию   более   сложных   идей   изучаемых   в   систематическом   курсе геометрии. Формирование отвлеченного (абстрактного) мышления у школьников с первых школьных шагов требует предварительного пополнения их сознания конкретными   представлениями,   образами.   Именно   эти   задачи   решает геометрическая   составляющая   курса   математики   начальной   школы.   При этом   удачное   и   умелое   применение   наглядности   рождает   у   школьников желание   самостоятельного   познания   и   повышает   их   интерес   к   предмету математики в целом, является важнейшим условием успеха обучения не только математике, но и по другим учебным предметам.[1] Чтобы   математический   курс   геометрии   был   успешно   усвоен   в начальной   школе,   обучающиеся   должны   сначала   иметь   дело   не   с   а   с   реальными   преобразованиями абстрактными   понятиями, геометрических   фигур.   Должны   учиться   распознавать   их   на   моделях (макетах,   рисунках,   чертежах,   схемах)   и   в   окружающих   предметах,   а изображая   или   конструируя   их,   овладевать   при   этом   простейшими способами построения и исследования моделей. Сухова     В.   Б.   считает,   что   изучение   геометрического   материала обладает   большими   возможностями   для   формирования   у   детей   с нарушениями   слуха   умений   мысленно   анализировать   зрительно воспринимаемые объекты и способствует развитию полноценного наглядно­ образного мышления.[28] Таким   образом,   можно   говорить,   что   введение   геометрического материала   в   курс   математики   1­4   классов   чрезвычайно   важно   для дальнейшего успешного обучения школьников, их вовлечения в познание 5 окружающего   мира,   развития   их   мыслительных   способностей.   Все   это делает чрезвычайно актуальным вопрос правильной организации обучения математике и элементам геометрии в частности. Исходя   из   этого,   мы   определили   тему   исследования:«Особенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах у учащихся  с нарушением слуха». В   качестве  объекта   исследования  рассматривается   процесс   изучения геометрического материала у учащихся  с нарушением слуха. Предметом   исследованияявляется   система   методических   средств, способствующая   прочномуусвоению   геометрического   материала   у учащихся с нарушениями слуха.  Целью исследования является разработка упражнений, заданий и игровых приемов     которые   способствуют   более   глубокому   усвоению геометрического   материала   на уроках математики в начальной школе у детей с нарушением слуха. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   решение   следующих задач: ­изучение   теории   данного   вопроса   в   психолого­педагогической   и методической литературе; ­подбор   методов   и   приёмов   исследования   процесса   изучения   геометрического материала у учащихся   с нарушением слуха; ­   исследование   роли   заданий,   игр,   методов,   приёмов     при   изучении геометрического материала детьми  с нарушением слуха; ­ организация и проведение   различных видов   упражнений при изучении геометрического материала у детей   с нарушением слуха; ­анализ результатов. Гипотеза данного исследования  –  базируется  на   предположении   о том, что систематическое и активное использование разнообразных заданий и 6 упражненийна   сравнение   и   выявление   свойств   различных   плоскостных   и   связей   между   ними,   их   классификацией геометрических   фигур,   способствуют     глубокому   усвоению       геометрического     материала   у учащихся  с нарушением слуха. Методы   исследования  были   выбраны   с   учётом   предмета   и   объекта исследования, соответствующие целям и задачам: ­ теоретический (обзор  научной, психолого­педагогической, методической, периодической литературы);   ­практический:   наблюдение   за   усвоением   программного   материала   в естественных условиях школьного урока;  тестирование. ­ словесные (беседа); ­ наглядные; ­ педагогический эксперимент. Базой  для   проведения   исследования   стало   муниципальное   казённое   образовательное   учреждение   для специальное   обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (коррекционное)   II   вида   «Специальная   (коррекционная)   общеобразовательная   школа     ­ интернат г. Сарапула Удмуртской  Республики». Практическая   значимость  данной   работы   обусловлена   тем,   что   её материалы   и   результаты   могут   быть   использованы   в   практической деятельности учителей. Работа состоит из введения, трёх   глав, заключения, списка литературы, приложения. 7 Глава   I.   Теоретическое   обоснование   изучения   геометрического материала в начальной школе. Традиционно в школе изучение геометрии начинается с измерения  геометрических величин. Это соответствует историческому ходу развития  геометрии. Об этом свидетельствует само название этой науки, которое в  переводе с греческого обозначает «измерение земли». Между тем  психологи отмечают, что возраст младшего школьника наиболее  благоприятен для развития пространственных представлений и  пространственного мышления. Постижение геометрии у детей  младшего  школьного возраста идет в направлении от «геометрии формы» к  «геометрии измерений», то есть от качественных операций по изучению  формы предметов, их элементов, взаимного расположения, отношений и  так далее к количественным операциям по измерению их характеристик. Детям указанного возраста интересен объект как таковой, им необходимо  выделить отдельный объект из окружающего мира, и осуществляют они это  через выделение его контура. На младший школьный возраст приходится  формирование проективных отношений.  Ребенку важен не только сам  объект, но и его положение в окружающем мире. Формирование отношений  взаимного положения: «ближе – дальше», «за – перед», «видно – не видно»,  «вверху – внизу» и т.д.Формирование же метрических отношений  приходится на возраст 10–14 лет. Из этого следует, что измерение  геометрической фигуры должно предваряться работой, направленной на  всестороннее ее изучение. Эта работа включает анализ элементов фигуры и 8 их свойств, овладение способами графического построения и  моделирования фигуры, разбиение ее на другие фигуры и осознание  учащимися сущности ее измерения. На протяжении всего обучения в начальной школе дети занимаются  сравнением и выявлением свойств различных плоскостных и объемных  геометрических фигур, связей между ними, их классификацией. Такой  подход к изучению материала способствует сознательному овладению  знаниями и продвижению детей в развитии. [15]   геометрического   материала   1.1   Методика   изучения   математики  в общеобразовательной начальной школе. Основной задачей изучения геометрического материала в I—IV       классах является   формирование   у   учащихся   четких   представлений   и   понятий   о   на   уроках таких геометрических фигурах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг. При этом система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию пространственных представлений у детей, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать.[14] Одной   из   задач   обучения   является   выработка   у   учащихся   практических умений   измерения   и   построения   геометрических   фигур   с   помощью чертежных и измерительных инструментов и без них. Следует также дать первоначальные   представления   о   точности   построений   и   измерений. Учитывая задачи, намеченные программой, при изучении геометрического материала следует широко использовать разнообразные наглядные пособия. [25] Раскрывая   геометрический   материал   учащимся   I—IV  классов,   надо учитывать,   что   первые   представления   о   форме,   размерах   и   взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют 9 и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6—7 годам многие   дошкольники   правильно   показывают   предметы,   имеющие   форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. [32] Точка, прямая и кривая линии, отрезок. У учащихся I—IV классов надо сформировать четкие представления точки, прямой   и   кривой   линий,   отрезка   прямой.   Задача   учителя   —   научить вычленять, называть и правильно показывать эти фигуры, изображать их на бумаге и на доске, а начиная со II класса обозначать с помощью букв. Дети должны научиться измерять и чертить отрезки заданной длины. С точкой учащиеся   знакомятся   с   первых   шагов   обучения   в   I   классе.   Готовясь   к письму цифр, дети по образцу учителявыполняют такие задания: поставьте точку в середине клеточки (в левом нижнем углу клетки, в середине одной из   сторон   клетки   и   т.   п.);   соедините   поставленные   точки   отрезками   по образцу.   После   знакомства   с   прямой   линией   дети   учатся   ставить   точки напрямой.Также   проводить   прямые   линии   через   1,   2   заданные   точки, устанавливать положение точки относительно прямой линии. Во II классе учащиеся   знакомятся   с   обозначением   точек   латинскими   буквами.   Дети упражняются в обозначении точек буквами и чтении обозначенных буквами точек. С этого времени наряду с устными упражнениями можно включать и письменные,   что   гораздо   эффективнее,   так   как   заставляет   работать каждого ребенка.  Формирование   у   первоклассников   представления   о   прямой   линии происходит   в   процессе   выполнения   ими   разнообразных   практических упражнений. При этом прямую линию сопоставляют с кривой. [4] Дети   должны   научиться   узнавать   прямую   линию,   начерченную   в любом положении на плоскости, отличать ее от кривой, уметь проводить прямые,   используя   линейку.   С   целью   выработки   этих   умений   учащиеся чертят в тетрадях прямые и кривые линии, находят и показывают их на окружающих   предметах,  а  также  среди  линий,  начерченных   на  доске.  В 10 процессе   выполнения   упражнений   в   проведении   линий   через   точки   дети обобщают   свои   наблюдения:   через   одну   точкуможно   провести   сколько угодно прямых или кривых линий; через две точки можно провести только одну прямую, а кривых сколько угодно. С отрезком  учащиеся знакомятся также практически: отмечают напрямой две точки, и учитель поясняет, что эту часть прямой от одной точкидо другой называют отрезком прямой, или кратко — отрезком, а точки — концами отрезка. Дети ставят точки на других прямых, начерченных надоске, и показывают полученные отрезки и концы отрезков. Затем учитель показывает, как изображается на чертеже отрезок.   Учащиеся   показывают   на   чертежах   и   сами   чертят   прямые   и отрезки прямых и постепенно осознают, что отрезок ограничен, а прямая не ограничена, мы изображаемна бумаге только часть прямой. Закреплению понятия   об   отрезке   способствуют   такие   упражнения:   показать   отрезки прямой   на   окружающих   предметах;   соединить   'отрезком   две   точки; провести отрезок через три точки, лежащие на одной прямой. В дальнейшем после   знакомства   с  сантиметром,  дециметром,  метром   и   т.  д.   учащиеся выполняют   большое   количество   упражнений   в   измерении   и   черчении отрезков,   решают   задачи   с   отрезками   (на   увеличение   и   уменьшение   на несколько единиц и в несколько раз, на разностное и кратное сравнение). [16] Многоугольник, угол, круг. Понятия об этих фигурах формируются у детей постепенно в течение всего начального обучения и в последующих классах. Первоначально, при изучении   первого   десятка,   геометрические   фигуры   используются   как дидактический    материал. Опираясь на негодети учатся считать, решать задачи, вычислять, составлять орнаменты, сравнивать, классифицировать и др. Попутно уточняют названия фигур: круг, треугольник, квадрат. Далее приступают к изучению отдельных видов многоугольников. На этом этапе вычленяют элементы многоугольников: стороны, углы, вершины. Так, при 11   на   моделях   треугольников, изучении   различных   треугольников, изготовленных   из   цветной   плотной   бумаги,   пластмассы,   дерева   и   т.   п., учащиеся   показывают   три   стороны,   три   угла   и   три   вершины   вкаждой фигуре. Затем дети сами моделирую треугольники из палочек и кусочков пластилина или из полосок бумаги; обозначив точками вершины, чертят и раскрашивают   треугольники   в   тетрадях;   находят   предметы,   имеющие   отыскивают   треугольники   среди   других форму   треугольников; геометрических   фигур,   начерченных   на   доске   или   выставленных   на наборном полотне в виде моделей из плотной цветной бумаги.В процессе указанных   упражнений   дети   учатся   правильно   показывать   элементы треугольника: вершины (показывают точки), стороны (показывают отрезки, проводя указкой от одного конца отрезка до другого), углы (показывают угол вместе с его внутренней областью веерообразным движением указки от одной стороны угла до другой, поместив один конец ее в вершину угла). Потом  в таком же плане рассматривают четырехугольники, пятиугольники и   т.   д.,   приурочивая   эту   работу   к   изучению   соответствующих   чисел   в пределах   первого­десятка.  Выделяя   элементымногоугольников,   учащиеся подмечают   связь   между   числом   элементов   и   названием   фигуры.   Три стороны, три вершины, три угла — треугольник. Четыре стороны, четыре вершины,   четыре   угла   —   четырехугольник.   Все   эти   сведения   дети усваивают практически при выполнении упражнений с готовыми моделями, при вырезывании, черчении и моделировании многоугольников. В процессе работы   над   многоугольниками   учащиеся   получают   первые   сведения   об углах  (угол образуют две стороны многоугольника, выходящие из одной из вершины), учатся показывать углы многоугольника. Далее первоклассники знакомятся   с   прямым   углом.   Это   можно   провести   так.   Дети   под руководством   учителя   изготовляют   модель   прямого   угла:   они   дважды перегибают пополамлист бумаги произвольной формы и устанавливают, что получившиеся   при   этом   две   пересекающиеся   прямые   линии   образуют четыре   одинаковых   угла.   Учитель   сообщает,   что   такие   углы   называют 12 прямыми.   Затем   дети   наложением   устанавливают,   что,   несмотря   на различные листы бумаги, все получившиеся прямые углы равны. Пользуясь моделью   прямого   угла,   учащиеся   находят   прямые   и   непрямые   углы   на окружающих   предметах,   в   частности   на   чертежном   треугольнике.   В дальнейшем   для   установления   вида   угла   используют   прямой   угол чертежного   треугольника   (лучше   из   прозрачной   пластмассы):   если   углы совпадают   (т.   е.   совмещаются   их   стороны   и   вершины),   то   данный   угол прямой, если не совпадают — не прямой.Для закрепления представления прямого   угла   включают   специальные   упражнения.   Например,   среди разнообразных   данных   углов   предлагают   найти   прямые   углы;   в   данных многоугольниках  найти прямые  углы; начертить  прямой угол  в  тетради, используя   ее   разлиновку;   начертить   треугольник   (четырехугольник), имеющий прямой угол, и др. Чтобы у детей сформировалось правильное представление   угла   наряду   с   бумажными   моделями,   используют   модель раздвижного   угла»  (малку).  Рекомендуется   изготовить   каждому   ученику такую модель угла из двух палочек, скрепленных кусочком пластилина или гвоздиком.С   помощью   такой   модели   дети   наглядно   убеждаются,   что величина угла зависит не от длины его сторон, а от взаимного положения сторон относительно друг друга. Понятие угла закрепляется у учащихся в дальнейшем   в   процессе   изучения   многоугольников,   например   при рассмотрении   прямоугольника.   На   следующем   этапе   работы   учащиеся   I класса знакомятся с одним из свойств прямоугольника: противоположные стороны прямоугольника равны между собой. Уточнив сначала, понимают ли дети, какие стороны прямоугольника можно назвать противоположными, учитель   предлагает   учащимся   на   бумажных   моделях   прямоугольника непосредственным   наложением   сравнить   противоположные   стороны. Измеряя противоположные стороны прямоугольников, данных в учебнике и на доске, детитакже подтверждают и обобщают свои наблюдения. Знание этого свойства сторон прямоугольника закрепляется в дальнейшем, когда 13 учащиеся чертят прямоугольники по двум заданным его сторонам (длине и ширине). [29] Круг.Окружность. В   III  классе   учащиеся   знакомятся   с   окружностью,   учатся   чертить окружности с помощью циркуля, знакомятся с элементами окружности и круга   —   центром   и   радиусом.   Все   эти   сведения   усваиваются   детьми   в процессе практических упражнений. [34] Ломаная линия, длина ломаной линии, периметр многоугольника.  Опираясь на понятие отрезка, учащихся II класса знакомят сломаной   линией. Для этого по образцу, данному учителем, предлагают учащимся  построить линию из палочек или бумажных полосок. Учитель дает название новой линии. Можно изготовить также модель ломаной, «сломав» на глазах  у детей на части тонкую лучинку или кусок проволоки. На доске  изображают иногда ломаную с помощью цветной нити, натянутой между  несколькими кнопками ­ «точками», не лежащими на одной прямой. Так же  с опорой на практические работы вводят понятия незамкнутой и замкнутой  ломаной линии. Затем учащихся знакомят с измерением ломаных линий  таким способом: измерить звенья ломаной и сложить полученные длины.  Чтобы дети усвоили понятие длины ломаной линии, необходимо включить  достаточное количество упражнений в нахождении длины незамкнутых и  замкнутых ломаных линий, которые содержат различное число звеньев.   Понятие о периметре многоугольника (без использования термина «периметр») во II классе дается в процессе решения конкретной задачи на нахождение длины замкнутой ломаной линии. Сначала включают задачи на нахождение   периметра   многоугольников   с   неравными   сторонами,   в процессе решения которых закрепляется понятие о длине ломаной линии. Например, учащимся раздаются вырезанные из бумаги многоугольники или начерченные на карточках треугольники, четырехугольники и т. п. и дается задание   найти   сумму   длин   сторон   данных   фигур.   Можно   предложить 14 построить   многоугольники   по   точкам,   не   лежащим   на   одной   прямой, соединить   их   последовательно   отрезками,   обозначить   и   раскрасить полученный многоугольник, а потом измерить стороны и найти сумму их длин.   Затем   специально   рассматривается   нахождение   периметра равносторонних   многоугольников,   а   также   нахождение   периметра прямоугольника.   Периметр   этих   фигур   дети   находят   сначала,   как   и   на предыдущем этапе: измеряют каждую сторону и складывают полученные числа.  Таким   образом,   изучение   геометрического   материала   в   начальных   представляет   собой   систематическое   использование классах   многочисленных   и   разнообразных   демонстраций   подвижных   моделей отрезков,   углов,   треугольников   и   других   разных   фигур,   систему упражнений   в   черчении   и   моделировании   геометрических   форм   из различных   материалов.Эти   упражнения   сопровождаются   вычислениями, связанными   с   изучением   свойств   геометрических   фигур:   сторон,   углов, периметров, площадей. Все это способствует выработке  у детей умений конструировать,   преобразовывать   фигуры,   формирует   у   них   интерес   к различным построениям.[26] 1.2   Особенности     развития   психических   процессов     у   обучающихся, воспитанников с нарушением слуха. Особенности  развития    слухового    восприятия   у учащихся   с нарушением слуха.                     Эффективность процесса усвоения   геометрического материала   уровня   его зависит   от   индивидуальных   особенностей   ребенка   и   подготовки. Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь очень велика роль учителя,  который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать. Не просто слушать, но и прислушиваться, специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных 15 объектов, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений,   указывает,   на   что   следует   обратить   внимание,   приучает   их планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. Чем ученик активнее участвует в учебной деятельности, тем быстрее и полнее идёт развитие его восприятия.[23]                   Слуховое   восприятие   развивается,  прежде   всего,   как   средство общения   и   взаимодействия   между   людьми.   Развивающееся   слуховое восприятие   имеет   решающее   значение   для   возникновения   и функционирования словесной речи у человека.                Развитие навыка слухового восприятия устной речи у учащихся с нарушением   слуха   представляет   собой   сложный   процесс,   который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной   деятельности   ребенка,   накоплением   у   него   жизненного опыта. Развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит   в   тесном   взаимодействии   с   развитием   произносительной стороны речи. Развитие речевого слуха происходит в связи с усвоением знаний   слов, продолжается весь период обучения.[12]   овладением   грамматическими   закономерностями   и                      Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо­ зрительного  восприятия  ограниченной  части  речевого  материала  на  всех уроках   и   при   условии   постоянного   использования   звукоусиливающей аппаратуры.   Задачей,   работы   по   развитию   слухового   восприятия   у учащихся   с   нарушением   слуха   является   развитие   остаточного   слуха,   в   процессе   целенаправленного   обучения которое   осуществляется   восприятию на слух речевого материала.[8]      Особенности     развития    речи    у    учащихся     с нарушением слуха.                Специальная коррекционная   школа  Iи  II  вида ­ это своеобразная школа речи, в которой все ученикиучатсяпонимать обращённую к ним речь 16 и говорить. Речь это процесс использования языка для общения. Вопрос о закономерностях   развития   интеллекта   и   речи   в   их   взаимной   связи, поставленный,   в   свое   время   Л.С.Выготскимне   утратил   значения   в современной   ситуации.   По   мнению   Л.С.Выготского«...   общение,   не опосредствованное   речью   или   другой   какой­либо   системой   знаков   или средств общения, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах».[9]       Важной особенностью развития учащихся с нарушением слуха является почти одновременное овладение ими несколькими видами речи ­ словесной (устной и письменной), тактильной и жестовой.       Речевое общение детей с нарушениями слуха формируется в условиях различных   видов   деятельности.   Все   виды   речевой   деятельности формируются в единство.           Следствием   речевого   недоразвития   слабослышащих   детей,   как установлено исследованиями Р.М.Боскис,   Л.Г.Тиграновойи др., являются суженность, неполнота представлений о мире, частичная их искаженность, а также некоторые особенности логических понятий. [30]      Таким образом, в речевом развитии детей с нарушением слуха наиболее наглядно   и   ярко   выступает   их   своеобразие   по   сравнению   с   нормально слышащими   детьми  ­   поздние   сроки   начала   овладения   словесной   речью, одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой;   устной,   письменной,   тактильной),   трудности   овладения словарным   составом   и   грамматическим   строем   словесной   речи.   Все   эти особенности влияют на развитие других познавательных процессов, прежде всего   мышления,   сказываются   на   формировании   личности   детей,   их познавательных интересов.[12] Особенности    развития    памяти    у    учащихся    с нарушением слуха. 17              Определенные особенности обнаруживаются в развитии памяти у глухих детей. Р.М.Боскиспоказано, что глухие дети с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во всем их своеобразии. Они склонны   либо   упрощать   внешнюю   структуру   воспринятого   предмета, уподоблять   его   ранее   сложившемусяпривычному   представлению,   либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. [7]           Отмеченные   особенности   образной   памяти   глухих   детей   наиболее отчетливо   обнаруживаются   в   самом   начале   школьного   возраста   и становятся все менее заметными к среднему школьному возрасту. В целом глухие   дети   уступают   слышащим   по   умению   использовать   средства   для запоминания,   что   снижает   продуктивность   воспроизведения   (Т.   В. Розанова) .[24]                         Процесс запоминания у слабослышащих детей опосредуется деятельностью   по   анализу   воспринимаемых   объектов,   по   соотношению вновь   воспринятого   с   удержанным   ранее.   Особенности   возникающего образа   предмета   зависит   от   восприятия,   и   влияют   на   последующее запоминание и воспроизведение. Исследования Т.В.Розановой показали, что при запоминании наглядного материала учащиеся с нарушением слуха по всем   показателям   развития   обзорной   памяти   отстают   от   нормально слышащих   сверстников.   В   процессе   развития   разница   в   успешности запоминания наглядного материала между учащимися с нарушением слуха и слышащими постепенно уменьшается. Также исследование особенностей произвольного запоминания предметов, схематических фигур показали, что у   детей   с   нарушением   слуха   сложившиеся   в   опыте   системы   образов оказываются   менее   дифференцированными,   менее   прочными,   менее устойчивыми, чем у слышащих сверстников. Перечисленные особенности непроизвольного   и   произвольного   запоминания   наглядного   материала накладывают   отпечаток   и   на   прочность   запоминания,   на   длительность хранения материала в памяти.  [24].  Также учащиеся с нарушением слуха не могут передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к 18 дословному   его   воспроизведению.   По   мнению   М.И.Никитинойу   этих учащихся не только не достаточен словарный запас, а также они не могут вырвать   слово   из   определенной   группы   слов   и   использовать   его   в соответствии с его значением в других сочетаниях.  [21]             В процессе развития учащихся с нарушением слуха образы памяти   формируется   умения   пользования   различными совершенствуются, средствами для запоминания. Для развития образной памяти необходимо развивать их речь, формировать мыслительные операции ­ анализ и синтез, сравнения,   абстракцию;   учить   их   использовать   различные   средства   для запоминания.   Исследования   свидетельствуют   о   том,   что   продуктивность словесной памяти может быть значительно повышена, если активизировать мыслительную   деятельность   детей   при   запоминании   материала   путем организации определенной работы с ним. В процессе развития происходит изменение   способов   запоминания,   т.е.   память   из   непосредственной превращается   в   опосредованную,   из   непроизвольной   ­   в   произвольную. Кроме   того,   происходит   возрастание   объема   запоминаемого   материала, увеличение прочности его удержания.[6]           Большое влияние на эффективность запоминания оказывают мотивы, возникающие   в   ходе   учебной   деятельности:   понимание   учеником   показать необходимости   запомнить,   стремление   проявить   себя, возможности своей памяти, интерес к самому содержанию материала. Чем больше положительных  эмоций  сопровождают  процесс  запоминания,  тем полнее и устойчивее он будет.[22] Особенности         развития логического   мышления   у учащихся     с нарушением слуха. Отечественнаясурдопсихология   развивалась   под   влиянием   идей Л.С.Выготского     соотношении   мышления   и   речи.   Понимание отечественными учеными связи между мышлением и речью как внутреннего   в   единства   этих   процессов   позволило   раскрыть   многие   аспекты   этого 19 единства и охарактеризовать внутреннюю речь как механизм мыслительной деятельности. Отечественные авторы (Т.В.Розанова) обращают внимание на то, что у детей с нарушенным слухом, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих и на иной сенсорной основе, именно в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем   в   развитии   других   познавательных   процессов.   Данные   особенности проявляются   уже   в   формировании   наглядно­действенного   мышления. Наглядно ­ действенное мышление включает в себя внешние действия с предметом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств   для   достижения   цели.   Своеобразие   наглядно   ­   действенного мышления заключается в том, что при переносе недостаточно разделяется принцип   связи   вещей   и   структура   собственного   действия   ребенка. Установлено,   что   слабослышащие   дети   приобретают   умение   решать наглядно­действенные задачи в более   старшем возрасте, чем слышащие. Для детей с нарушением слуха  на протяжении всего обучения в начальной   элементарных   способов   действия, школе   характерно   использование   например подражание образцу действия взрослого, копирование его.[9]                Важную роль играет развитие речи при переходе к следующей стадии ­ наглядно­образному мышлению. Усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные   действия   с   образами   предметов.   Основной   недостаток функционирования   наглядного   мышления   у   детей   с   нарушениями   слуха состоит   в   том,   что   у   них   чрезвычайно   долго   сохраняются   трудности   в переходе   от   предметно­действенных   к   умственным   формам интеллектуальных   операций   и   обратно.   Данные   трудности   обусловлены тем,   что   недоразвитие   речи   препятствует   образованию   у   детей практического опыта, который тесно связан с речевым общением.  Дети с нарушением слуха до усвоения словесной речи и в процессе овладения ею, длительное   время   продолжают   оставаться   на   стадии   наглядно­образного мышления.   Наглядно­образное   мышление   служит   фундаментом   для 20 формирования   словесно­логического   мышления.   Развитое   наглядно­ образное мышление подводит детей к порогу логики, позволяет создавать обобщенные модельные представления, на которых строится формирование понятий. Согласно исследованиям, все мыслительные операции у детей с нарушением   слуха   проходят   становление   в   более   поздние   сроки,   чем   у слышащих.   В   развитии   анализа   и   синтеза   у   детей   с   нарушениями   слуха также   наблюдается   отставание,   так   как   их   жизненный   опыт   менее разнообразен,   позже   формируется   умение   выделять   как   общие,   так   и специфические   признаки   объектов,   для   них   характерно   длительное использование   общих   терминов,   а   не   специальных   обозначений,   анализ остается   менее   детализированным.   Недостатки   развития   анализа отрицательно   сказываются   на   синтезе   ­   он   дольше   остается   менее последовательным   и   систематическим.   Применение   различных   средств наглядности:   картин,   таблиц,   дидактического   и   раздаточного   материала. Использование   наглядности   помогает   созданию   у   учащихся   конкретных представлений   об   изучаемых   явлениях,   поддерживает   интерес   к изучаемому, способствует сознательному его усвоению.[31]           В развитии словесно ­ логического мышления у детей с нарушением слуха наблюдается еще большее своеобразие по сравнению с его развитием   Словесно   ­   логическое   мышление у   слышащих   сверстников. характеризуется   использованием   понятий,   логических   конструкций, формирующихся и функционирующих на базе языковых средств. В связи с этим   большое   значение   приобретает   вопрос   о   соотношении   в   развитии мышления   и   речи.   Как   говорил   Л.С.Выготский,   «...   высшие,   присущие человеку формы психического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность». [9]      Большие трудности испытывают дети с нарушениями слуха при решении многих задач, сформированных словесно. Особые трудности возникают при необходимости   сделать   умозаключение   по   содержанию   текста,   которое 21 предлагает   совершение   анализа   и   синтеза   сведений,   предъявленных   в словесной   форме.   В   процессе   обучения   детей   с   нарушениями   слуха необходимо   учитывать   индивидуальные   особенности   развития   их мышления, типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления.      В результате анализа особенностей перехода от одного вида мышления   выделяет   ряд   условий   развития   словесно­логического Т.В.Розанова   мышления учащихся с нарушением слуха.[24] 1) Формирование речи как средства мыслительной деятельности. 2)  Обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. 3)     Формирование   словесно­логического       мышления   ­   развитие   всех мыслительных     операций     (анализ,     синтез,     сравнение,     абстракция, обобщение). 4) Овладение началами логической грамоты.         Такое   целенаправленное   формирование   позволяет   точнее   и   глубже понимать   тексты,   относящиеся   к   разным   учебным   предметам;   лучше осознавать смысл арифметических задач и успешнее их решать.[24] 1.3   Особенности   изучения   геометрического материала   на уроках математики в  начальных классах у учащихся  с нарушением слуха.  Основное   содержание   пропедевтического   курса   геометрии   в   начальных классах школ  I  и  II  вида составляют понятия об отрезке, прямой, углах (прямой и непрямой), прямоугольнике (квадрате). Изучение геометрического материала решает  следующие  задачи: а) формирование   первоначальных   геометрических   представлений   и понятий; б) развитие   пространственных   представлений   и   пространственного воображения учащихся; в) развитие у школьников элементарных чертежных навыков; 22 формирование   умений   применять   полученные   знания   к   решению г) различного рода практических задач; обогащение речи учащихся за счет речевого материала, специфичного д) для данного раздела математики.[27] Ознакомление учащихся с геометрическим материалом осуществляется по двум   направлениям:   а)   геометрические   фигуры   (модели,   изображения) используются   в   качестве   дидактического   материала   при   изучении арифметических разделов программы;  б) выполняются упражнения, направленные на формирование у школьников знаний о геометрических фигурах. С   первых   дней   обучения   модели   и   изображения   геометрических   фигур используются в качестве дидактического материала. Дети еще не всегда знают их названия, но с помощью практических работ с моделями кругов, квадратов,   треугольника   и   т.   д.   выполняют   различные   упражнения. Изображения геометрических фигур удобны для группового счета (по 3, 4). Подсчитывая,   например,   сколько   сторон   у   одного,   двух   и   т.   д. треугольников,   дети   выполняют   счет   по   3.   При   изучении   чисел   сотни полоски с изображениями десяти фигур (кругов, квадратов) выступают в качестве моделей десятка. Изображения отрезков, прямоугольников и квад­ ратов   помогают   конкретизировать   предметное   содержание   задач, раскрывают   отраженные   в   них   количественные   отношения.Применение геометрического   материала   в   качестве   наглядных   средств   обучения способствует не только усвоению учащимися вычислительных навыков, но и   формированию   у   них   наглядных   геометрических   представлений.   Их уточнение   и   расширение   происходит   в   процессе   выполнения   заданий геометрического характера, а также приизготовлении различных изделий на уроках предметно­практического обученияи уроках труда в школе IиIIвида. [27] 23 Плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник) используются первоначально как   счетный   материал.   В   первых   классах   на   уроках   математики выполняются следующие упражнения:  а) нахождение   геометрических   фигур   среди   предметов   окружающей обстановки   по   заданию:   «Покажи   прямоугольник   (квадрат,   круг, треугольник)».  выделение   плоских   фигур   в   объемных.   Предлагается,   например, б) показать прямоугольники, являющиеся гранями коробочки. Нахождение   фигур   в   рисунках   предметов   или   в   изображениях в) сложных фигур. Например, предлагается показать знакомые детям фигуры на рисунке дома, конверта, флажка и т. д. или на изображениях сложных фигур. Геометрическое лото и домино. г) Названия рассматриваемых геометрических фигур усваиваются учащимися не   сразу.  Особенно   трудными   оказываются   для   них   такие   термины,  как прямоугольник, треугольник, квадрат. В них дети допускают замены слогов и   отдельных   звуков.   Поэтому   необходим   подбор   упражнений, способствующих   развитию   у   детей   умения   не   только   воспринимать   и понимать задания, включающие эти наименования, но и пользоваться ими в активной речи. четыре один два 3 1 2 4 1 24 Формирование   у   детей   наглядных   представлений   о   геометрических фигурах   и   умений   пользоваться   в   речи   их   словесными   обозначениями позволяет   перейти   к   развитию   умений   выделять   в   фигурах   отдельные элементы   (стороны,   углы).   Это,   в   свою   очередь,   создает   основу   для ознакомления детей со способом нахождения периметра фигур, а позже — с   приемом   нахождения   площадей   и   объемов.   Работа   начинается   с ознакомления с видами линий и отрезком.[17] Линии. Отрезок Во II классе предусматривается работа над отрезком. В школе  IIвида на уроках   труда   измеряют   и   чертят   отрезки   заданной   длины.   В   процессе практической   деятельности   учащиеся   усваивают   фразеологию, специфичную для данного раздела: начерти отрезок длиной 12 см; измерь отрезок; отмерь полоску длиной 15 см. Отрезок прямой линии вводится на основе предметных представлений о прямой. Двоим учащимся предлагается,   туго натянуть нить. «На какую линию похожа нить?»­ спрашивает учитель и просит учащихся начертить линию на доске. Нить обрезается с двух сторон. На изображении прямой линии отсекается с помощью засечек отрезок. «Что сделали с нитью?»— выясняет   учитель   («отрезали»).   Учитель   поясняет:   «получили   отрезок нити», показывает отрезок на доске и говорит, что это отрезок прямой или просто отрезок. С целью закрепления представлений об отрезке выполняются упражнения на дифференциацию графического образа прямой и отрезка. Большое место отводится упражнениям на измерение и черчение отрезков заданной длины. Для развития у учащихся пространственных представлений ценны  упражнения на нахождение отрезков в фигурах. Например, дается 25 изображение треугольника и предлагается сосчитать, из скольких отрезков  он состоит.[27] Прямой угол В младших классах,  учащиеся с недостатком  слухзнакомятся с прямыми, тупыми и с острымиуглами.Дети учатся изображать и выделять их в других фигурах. Представления,   сформированные   у   учащихся   в   процессе   практической деятельности, составляют базу для изучения данного материала на уроках математики. Для ознакомления с углами учитель чертит на доске несколько знакомых детям  геометрических   фигур  (например,  квадрат,  круг,  отрезок,  прямой угол,   тупой   угол   и   острый   угол)   и   предлагает   определить,   какие   это фигуры.  Дети   называют   все   фигуры,  кроме   углов,   для   которых   учитель вводит словесные обозначения: прямой угол, тупой угол и острый угол. Углы   показываются   на   раздвижной   модели,   на   окружающих   предметах. Затем   учитель   знакомит   детей   со   способом   черчения   прямого   угла   в тетради и на гладкой бумаге с помощью угольника.  Чтобы   препятствовать   закреплению   уучащихся   представлений   о стандартном расположении фигур, полезно проводить такое упражнение, в котором требуется достроить фигуры до прямых углов.Выполняются также следующие   упражнения:   а)   Получение   прямого   угла   путем   двойного перегибания   листа   бумаги,   б)   Нахождение   прямых   углов   среди изображений углов. Их наличие устанавливается при помощи угольника или модели прямого угла, в) Нахождение прямых углов в других фигурах (в квадратах, прямоугольниках и т. д.). В   результате   выполнения   упражнений   учащиеся   должны   усвоить,   что   в треугольнике 3 угла, в квадрате и прямоугольнике — по 4 прямых угла. Они   должны   также   уметь   отвечать   на   вопросы:   сколько   углов   в 26 треугольнике   (квадрате,   прямоугольнике)?   Какие   углы   у   квадрата (прямоугольника)? г) Нахождение углов на рисунке мебели, учебных принадлежностей и т. д. Для   установления   равенства   прямых   углов   используется   угольник   или модель прямого угла. Накладывая их на прямые углы книги, тетради, стола и   т.   д.,   учащиеся   убеждаются   в   том,   что   все   прямые   углы   равны   по величине.[27] . Квадрат. Прямоугольник. Сумма сторон квадрата и  прямоугольника. С прямоугольником и квадратом учащиеся знакомятся в подготовительном — первом классах, где учатся отличать их от других фигур, находить на окружающих  предметах, составлять   орнаменты  и  аппликации  и  т.  д. На последующих   годах   обучения   рассматриваются   свойства   углов   и   сторон этих фигур.Изучение темы начинается с прямоугольника, квадрат вводится как его частный случай. Чтобы подготовить детей к усвоению указанных знаний,   работа   начинается   уже   при   рассмотрении   отрезка   и   углов.   К моменту   изучения   данного   материала   учащиеся   должны   располагать знаниями о том, что у квадрата и прямоугольника по 4 стороны и по 4 прямых угла. Задача состоит в том, чтобы уточнить и расширить знания школьников о свойстве сторон указанных фигур, показать связь фигур и 27 тем самым создать основу для формирования у учащихся системы понятий о   геометрических   фигурах.Путем   перегибания   его   модели   пополам   и сравнения противоположных сторон (наложением) устанавливают, что две длинные стороны прямоугольника равны и две короткие его стороны тоже равны.   Вывод   делается   с   показом   демонстрационной   модели   и   с раздаточным   материалом.   Можно   предложить   следующие   задания учителя:Покажите   две   длинные   стороны   прямоугольника.Перегните прямоугольник   пополам   (показывается,   как   надо   перегнуть   модель прямоугольника). Что можно сказать о длинных сторонах прямоугольника? (Равны.)   Затем   аналогичные   задания   предлагаются   относительно   другой пары   противоположных   сторон   прямоугольника.На   следующем   уроке полученный   вывод   подтверждается   путем   измерении   сторон прямоугольника   и   сравнения   полученных   результатов.   С   этой   целью предлагаются примерно такие задания: Покажите   длинные   стороны   прямоугольника,   измерьте   эти 1. стороны. Что можно скатать о длинных сторонах прямоугольника? Покажите   короткие   стороны   прямоугольника,   измерьте   эти 2. стороны.   Что   можно   сказать   о   коротких   сторонах   прямоугольника? Свойства   углов   прямоугольника   также   устанавливаются   в   процессе выполнения практических заданий. Они могут быть такими:Покажите углы прямоугольника.Какие   углы   у   прямоугольника?   (Наличие   прямых   углов подтверждается с помощью угольника). Ознакомление со свойствами сторон и углов квадрата организуется по той же   схеме,  что   и  прямоугольника.  Задания   могут   быть   такими:Покажите стороны   прямоугольника.Измерьте   все   стороны   прямоугольника.Что можно   сказать   о   сторонах   прямоугольника?Как   по­другому   называется такой   прямоугольник?   (Квадрат.)Затем   учитель   с   помощью   учащихся формулирует свойства сторон и углов квадрата: «У квадрата все стороны равны», «У квадрата все углы прямые». При этом он подчеркивает, что 28 квадрат — это тоже прямоугольник, но прямоугольник особый, у него все стороны равны. На   данном   этапе   от   учащихся   не   требуется   заучивания   формулировок свойств углов и сторон прямоугольника (квадрата), но они должны уметь показать углы и стороны прямоугольника (квадрата) и ответить на вопросы: сколько углов у прямоугольника (квадрата)? Какие углы у прямоугольника (квадрата)? Сколько сторон у прямоугольника (квадрата)? Какие стороны у прямоугольника   (квадрата)?Для   закрепления   знаний   о   квадрате   и прямоугольнике   проводятся   упражнения.Нахождение   прямоугольников   и квадратов   среди   фигур,   отличающихся   от   них   свойствами   углов. Прямоугольники   выбираются   из   параллелограммов,   квадраты   —   из ромбов.Нахождение   прямоугольников   и   квадратов   среди   изображений других фигур. Квадраты и прямоугольники подбираются таким образом, чтобы   препятствовать   формированию   у   учащихся   представлений   о стандартном расположении фигур на плоскости, о стандартных размерах сторон   и   их   отношении.   Например,   прямоугольники   даются   в   виде вытянутых полосок, квадраты — со стороной в 1 см.Нахождение квадратов и прямоугольников среди окружающих предметов. Конструирование фигур из палочек. Составление   прямоугольника   (квадрата)   из   других   фигур.   Например,   из двух равных прямоугольных треугольников составляется прямоугольник Выделение квадрата (прямоугольника) из сложных фигур. Например, на чертеже прямоугольника предлагается найти 3 прямоугольника. Нахождение фигур в рисунках. Для этого широко используются различные орнаменты.Черчение фигур (на бумаге в клетку и на нелинованной бумаге). С черчением фигур по заданным размерам учащиеся ранее встречались на 29 уроках   предметно­практического   обучения   (на   уроках   труда   в   школе слабослышащих). Однако чертежи выполнялись без угольника.  Ознакомление со свойствами сторон и углов квадрата и прямоугольника делает этот процесс более осознанным. Черчение квадрата (прямоугольника) по точкам, определяющим положение вершин фигуры. Учащимся в этом случае предлагается соединить точки отрезками и назвать получившуюся фигуру. Это упражнение выполняется также и в другом варианте. Задается положение и длина одной, двух или трех   сторон   фигуры,   предлагается   закончить   ее   построение   и   назвать фигуру.  Тема   заканчивается   рассмотрением   способа   вычисления   периметра квадрата   и   прямоугольника.   Сначала   учитель   показывает   способ определения  суммы  длин  сторон    прямоугольника,   путем  выпрямления ломаной,   Для   этого   берется   ограничивающей   прямоугольник. прямоугольник,   сделанный   из   проволоки.   Сумма   длин   его   сторон определяется так: ломаная выпрямляется, полученный отрезок проволоки измеряют. Полученное число будет суммой длин сторон прямоугольника. Затем показывается вычисление периметра фигур путем измерения сторон и нахождения их суммы. В качестве примера приведем запись вычислений для квадрата со стороной 6 см и прямоугольника со сторонами 5 см и 8 см: 6 см * 4 = 24 см; 5 см*2 + 8 см*2 = 10 см +16 см = 26 см. Термин периметр на   данном   этапе   не   вводится.   Свойства   геометрических   фигур рассматриваются как на специально выделенных уроках, так и в процессе 30 изучения других разделов математики; где упражнениям геометрического характера отводится 7—10 минут. Целью этих уроков является уточнение представления   детей   о   геометрических   фигурах,   сложившегося   у   них   в процессе   использования   моделей   геометрических   фигур,   расширение знаний   за   счет   сообщения   новых   сведений,   изучение   свойств, геометрических   фигур   на   других   учебных   предметах   (предметно­ практическом   обучении   в   школе   глухих   и   трудовом   обучении   в   школе слабослышащих, рисовании, природоведении).             Представления детей о геометрической форме уже в начальных классах проходят определенный путь. Первоначально они связаны" с определением формы знакомых детям предметов. Так, представления о шаре связаны у них с формой надувного шара, мяча, а форма квадрата отождествляется с формой квадратиков из счетного материала. Постепенно геометрические представления начинают освобождаться от ассоциации с тем или иным, предметом. Дети начинают представлять, например, квадрат в виде определенной фигуры независимо от   конкретных   предметов,   т.   е,   начинается   процесс   абстрагирования формы.  Теперь   форма   предметов   определяется   уже   исходя   из   знаний   о свойствах той или иной геометрической фигуры.     Определяя, например, форму   крышки   стола   как   квадратную,   дети   должныобосновывать   свое суждение:   «Это   квадрат,   потому   что   стороны   крышки   равны   и   углы прямые».Процесс отвлечения геометрической формы от образа предмета у детей с недостатками слуха, как и у их слышащих сверстников, начинается еще до школы. Даже дети, не прошедшие дошкольного обучения, в игре или какой­либо другой деятельности отличают, например, форму шара, куба и квадрата.  Педагогическое   воздействие   может   ускорить   или   замедлить   процесс абстрагирования   формы.Важнейшим   условием   формирования   у   детей   с недостатками слуха обобщенных представлений о геометрических фигурах является   использование   наглядных   методов   обучения.   Например,   для формирования у ученика понятия о квадрате как о геометрической фигуре, 31 не имеющей ни цвета, ни массы, которую нельзя потрогать, нужно, чтобы ученик неоднократно столкнулся в быту с моделями квадрата, имеющими и цвет, и массу и т. д .Понятие о квадрате в этом случае будет опираться на обобщенный образ о квадрате, лишенный конкретных предметных свойств. Ознакомление учащихся с новой геометрической фигурой требует такой организации педагогического процесса, чтобы в ходе его у детей сложился четкий зрительный образ изучаемой геометрической фигуры (отрезка, угла и   т.   д.).   Для   этого   ученик   должен   не   только   воспринимать   готовые геометрические   формы,   но   и   создавать   их.   Вырезать   и   наклеивать различные   геометрические   фигуры.  Складывать   их   из   палочек,  получать путем   перегибания   листа   бумаги,   работать   с   подвижными   моделями, чертить при помощи угольника и линейки и т. д. Наблюдения и действия детей с предметами геометрической формы, раскрывающие существенные признаки   формируемых   геометрических   понятий,   обеспечат   основу   для формирования   у   детей   отвлеченных   понятий   о   геометрических фигурах.Важным   условием   формирования   геометрических   понятий является   также   включение   в   учебную   деятельность   детей   языковых средств,   с   помощью   которых   обозначаются   геометрические   фигуры, формулируются их свойства. Слово создает решающие предпосылки для перехода   знаний   от   начальной,   внешней   и   предметной   формы   к заключительной,   умственной   и   понятийной.   Изучение   геометрического материала   строится   индуктивным   путем,   т.   е,   от   сообщения   частных единичных   фактов   к   выводам   и   обобщениям.   Такой   способ   обучения   в начальных классах соответствует познавательным возможностям учащихся с   недостатками   слуха,   поскольку   их   мышление   на   данном   этапе   в значительной мере является наглядным. Дети должны принимать активное участие в наблюдении, сравнении и анализе отдельных фактов, затем на основе наблюдений и результатов сравнения делать выводы.[27] 32 Выводы по главе 1.                              Геометрический материал является важнейшим средством формирования   мышления,   а   также   способности   мыслить   творчески,   не стандартно.       Эффективность   усвоения     геометрического   материала зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки.                     Чем ученик   с нарушением слуха активнее участвует в учебной деятельности,   тем   быстрее   и   полнее   идёт   развитие   его   восприятия, особенностей   непроизвольного   и   произвольного   запоминания,     речевое развитие.   Необходимо   стимулировать   у   учащихся   с   нарушением   слуха развитие наглядно­действенного мышления и на основе его в дальнейшем – образного   мышления.   Учебная   деятельность,   как   и   другие   виды деятельности, побуждается мотивом. Включение в учебную деятельность элементов   занимательности,   способствует   проявлению   школьниками положительных   эмоций,   которые   помогают   им   преодолеть   трудности   и придают   уверенность   в   своих   силах.   Это   важно   и   для   компенсации   и коррекции таких личностных изменений, как неуверенность в своих силах, боязнь   трудностей.   Без   конкретной   программы   деятельности слабослышащих   учащихся,   без   алгоритмов,   системы   приемов   на   уроке, практической   деятельности     трудно   организовать   процесс   изучения геометрического   материала.   Поэтому   необходима   систематическая организация урока с разнообразными видами работ, связанных с изучением геометрического материала, с вычислениями, развитием речи и логического мышления   и   специальная   коррекционная   работа,   основанная   на   данных обследования. 33 Глава II. Констатирующий эксперимент Исследование уровня усвоения  геометрическогоматериала  у учащихся с нарушением слуха. Описание участников исследования. Исследование   проводилось   всентябре   2014года   на   базеМуниципального казенного специального(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья   II   вида«Специальная   (коррекционная)общеобразовательная   школа­ интернатг. Сарапула УР».  В исследовании участвовали учащиеся 5 «Б» класса.  В классе 7 человек: мальчиков ­ 6, девочек ­ 1.  Все дети обучаются в данной школе с 2010 года. Дадим индивидуальное описание участников исследования. Данил Ж. ­10 лет, 1 степень сенсоневральной тугоухости, словарный запас   находится   на   бытовом   уровне,   снижены   все   виды   памяти, познавательная   активность   низкая,   с   трудом   усваивает   программный материал.  Артём   Л.  –11   лет,   СНТ   4ст,   носитель   кохлеарногоимпланта, самостоятельная   речь   отсутствует, работоспособность. Мальчик – старательный.     снижены   внимание   и Алёша Л.­ 9 лет 3­4  степень СНТ, речь развита на бытовом уровне, хорошая   зрительная   память.   Мальчик   –   любознательный,   старается   всё понять, запомнить.  Хорошо усваивает программный материал. 34 Егор   М.   ­10   лет,   глухота,   заметно   снижены   все   виды   памяти, познавательная   активность   низкая,замедленный   тип   мыслительной деятельности,   он   долго   не   включается   в   работу.   Самостоятельная   речь отсутствует. Мальчик  не всегда внимательный.  Ростислав П.­ 10 лет, глухота, наиболее развита зрительная память. Самостоятельная   речь   отсутствует.   Мальчик   сирота.   Программный материал усваивает хорошо.   Булат   Ш.   ­   10   лет,   3   степень   СНТ,   носитель   аппарата   Баха, достаточно   высокий   темп   мыслительной   деятельности.   Словарный   запас находится на бытовом уровне. Мальчик достаточно хорошо воспринимает материал. Сима   Ш.­10   лет,   глухота.   Самостоятельная   речь   отсутствует. Девочка любознательная, хорошо усваивает программный материал. Класс второго  отделения, с низким   уровнем остаточного слуха и развития речи,   поэтому   работа   по   формированию   понятий   у   обучающихся, осуществляется   на   основе   использования   остаточного   слуха, использованием дактильной речи, опорных сигналов  и наглядности. 2.1  Методы исследования. Нами были разработаны задания на выявление уровня сформированности   геометрических понятий. В качестве контрольного эксперимента в сентябре 2014 года детям было   предложено  5 заданий:  1) Распознавание геометрических фигур. 2) Название геометрических фигур. 3) Изображение геометрических фигур. 4) Нахождение периметра и площади. 35 5)Использование представлений о периметре и площади для решения задач.  Каждое  задание   выполнялся  с каждым учащимся индивидуально. Была  дана чёткая инструкция к выполнению тестов. Цель   эксперимента:   выявить   уровень   сформированности   геометрических понятий на исходном этапе эксперимента.  Задание  №1 «Распознавание геометрических фигур» Цель: распознавать геометрическую фигуру , т.е. правильно соединить геометрическую фигуру и название.  Задание  выполнялось  с каждым учащимся индивидуально. Фигура . Название  Точка Прямая Отрезок Луч Ломаная Угол  Треугольник Прямоугольник Квадрат Многоугольник  Круг Окружность  Задание  №2 «Название геометрических фигур» Цель:   назвать   геометрическую   фигуру.   Задание     выполнялось   с каждым учащимся индивидуально. Фигура . 36 Задание  № 3 «Изображение геометрических фигур» Цель: нарисовать (схематически) геометрическую фигуру.  Задание  выполнялось с каждым учащимся индивидуально. Р          =                                                                              a х b Название  Рисунок Точка Прямая Отрезок Луч Р           =                                                                          (а + b) х 2        S        =                                                                              4 х а S       =                                                                               а х а Ломаная Угол  Треугольник Прямоугольник Квадрат Многоугольник  Круг Окружность  Задание  № 4 «Нахождение периметра и площади» Цель: выявить уровень понимания таких характеристик, как периметр и площадь. (Соединить левую часть таблицы с правой) Тест выполнялся с каждым учащимся индивидуально. 37 Задание     №   5   «Использование   представлений   о   периметре   и площади для решения задач» Цель: использовать представления о  периметре и площади для решения задач.  Задание  выполнялось с каждым учащимся индивидуально. 1 Реши задачу:  Таня хочет обшить кружевом салфетку прямоугольной формы. Размеры салфетки  20 см и 30 см. Сколько сантиметров кружев потребуется Тане?(Отметь правильный  ответ  50 см 100 см 600 см 600 см 2 2. Реши задачу: Таня хочет обшить кружевом салфетку квадратной  формы. Одна сторона  салфетки 20 см. Сколько сантиметров кружев потребуется Тане? (Отметь правильный  ответ               ) 40 см 80 см 400 см 400 см 2 3. Реши задачу: Бассейн имеет форму квадрата со стороной 6 м. Найди площадь бассейна.(Отметь  правильный ответ               ) 24 м 24 м 2 36 м 36 м 2 38 4. Реши задачу: Бассейн имеет форму прямоугольника со сторонами 4 м и  6 м. Найди площадь  бассейна. (Отметь правильный ответ                                   ) 24 м 36 м 24 м 2 36 м 2 2.2. Результаты исследования Уровень успешности при выполнении заданий, составленных на этапе  констатирующего эксперимента, отображен в таблицах.  Таблица №1  «Распознавание геометрических фигур» 1 уровень  Сентябрь 5 класс Точка Прямая Отрезок Луч Ломаная Угол треугольник Прямоугольник Квадрат Многоугольник  Круг Окружность  Успешность   л и н а Д м ё т р А а ш ё л А   р о г Е + + + + + + + + + ­ + + + + + + + ­ + + + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + ­ + + + + + ­ + + ­ + а л с и т с о Р   в + + + ­ + + + ­ + ­ + + т а л у Б а м и С + + + + + + ­ + + + + ­ + + ­ ­ ­ + + + + + + + 1 9 5 7 0 0 1 5 7 5 7 3 8 5 7 ь т с о н ш е п с У % , 100 85 85 71 85 85 85 57 100 71 71 71 % 0 8 39 Таблица №2 «Название геометрических фигур» 2 уровень  Сентябрь 5 класс 40 ь т с о н ш е п с У % ,   л и н а Д   л и н а Д м ё т р А а ш ё л А   р о г Е   в а л с и т с о Р т а л у Б а м и С + ­ ­ ­ ­ + + ­ + ­ + ­ + + + + + + + + + ­ + + + ­ + + ­ + + + + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + ­ + ­ + + + ­ + + ­ ­ + + ­ + + + + + + + + + + + + + ­ ­ ­ + ­ + + + + + ­ + + + + + ­ + + + 1 4 1 9 6 6 0 0 1 8 5 1 9 6 6 3 8 100 71 71 85 71 85 85 85 85 71 71 71 % 9 7 Точка Прямая Отрезок Луч Ломаная Угол треугольник Прямоугольник Квадрат Многоугольник  Круг Окружность  Успешность 41 Таблица №3 «Изображение геометрических фигур» 3 уровень  Сентябрь 5 класс Точка Прямая Отрезок Луч Ломаная Угол Треугольник  Прямоугольник Квадрат Многоугольник  Круг Окружность  Успешность   л и н а Д м ё т р А а ш ё л А   р о г Е + ­ ­ + + + ­ + + ­ + + + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ + + ­ + + ­ +   в а л с и т с о Р + + + + + + + + + + + ­ т а л у Б а м и С + + + + + + + + + + ­ + + + + + + + + ­ + + + + 6 6 3 8 0 0 1 5 7 1 9 1 9 1 9 т с о н ш е п с У % , ь 100 81 71 85 85 100 85 85 85 85 71 85 % 4 8

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018