Здравствуйте, меня зовут Колинко Карина Дмитриевна. Тема выпускной квалификационной работы Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 50 201 детей-сирот. Сохраняется положительная динамика по сокращению численности выявляемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семейному устройству таки детей. Численность сократилась на 15,1 %. Всего за 11 месяцев 2017 года были устроены в семьи 58414 детей. Таким образом, на семейные форы устройства ежегодно передается детей больше, чем выявляется в соответствующем году.Выпускная квалификационная работа.
Ранняя комплексная помощь это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы
комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в
развитии. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медикопсихологосоциальнопедагогических услуг,
ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной ("командной") работы специалистов разного профиля. Она
представляет собой систему специально организованных мероприятий:
∙ обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации,
скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;
∙ определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования;
∙ обучение и консультирование семьи;
∙ оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной
педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);
∙ психологическая и правовая поддержка семьи;
∙ ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;
координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках
индивидуальной программы развития.Дети получают статус ребенка с ОВЗ в условиях медикосоциальной экспертной комиссии.
Диагностический этап является важнейшим в медикосоциальной экспертизе. Диагностика при освидетельствовании детей включает:
– клиникофункциональную диагностику;
– психологическую диагностику;
– социальную диагностику; а при достижении ребенком определенного возраста и педагогическую диагностику;
Клиникофункциональная диагностика – процедура, объединяющая совокупность методов получения достоверных данных о состоянии
здоровья, патологии, нарушенных и сохранных функциях и структур организма ребенка, достаточных для вынесения экспертного решения об
инвалидности и потребностях детейинвалидов в мерах, средствах и услугах медицинской реабилитации и абилитации.Психологическая
диагностика (экспериментальнопсихологическое обследование) детей – обследование с помощью психодиагностических методов с целью
выявления нарушений психических функций и адаптационных способностей ребенка, а также сохранных функций, зоны актуального и
ближайшего развития, социальнопсихологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертнореабилитационного диагноза и
формирования индивидуальной программы реабилитации ребенкаинвалида.Социальная диагностика объединяет совокупность методов
получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, социальносредовые и социальнобытовые условия жизни с целью
определения наличия и степени выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, оценки возможностей и условий его социализации,
социальной адаптации и интеграции в общество. Проводится специалистом по социальной работе учреждения МСЭ.
Педагогическая диагностика предполагает получение и оценку данных об образовательном статусе ребенка, его обученности и способности
обучаться. Программа абилитации включает:
Мероприятия медицинской абилитации;
Мероприятия профессиональной абилитации;
Мероприятия социальной абилитации;
по
средства
и
услуги
реабилитации
реабилитации
Технические
(TCP).
В отечественной психологии и педагогике необходимость систематического контроля за ходом психического развития была признана уже
давно. Основой такого контроля сегодня являются службы медикосоциально педагогического патронажа. МСПП эффективная форма
помощи детям первых месяцев и лет жизни, родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным
лечением, специальным воспитанием и обучением и социализацией личности, широкий спектр долгосрочных мер комплексной
реабилитационной помощи, ориентированных на ребенка с отклонениями в развитии. МСПП включает диагностику, информационный поиск и
помощь в выборе образовательного маршрута с помощью индивидуальных реабилитационных программ. Главной доминантой МСПП является
ранняя диагностика и помощь, от эффективной организации которых зависит возможность предупреждения инвалидности и снижение
ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Система МСПП призвана влиять на улучшение условий развития детей с ОВЗ, а также
детей, находящихся в зоне риска. Основная функция – организованная система контроля за повседневным развитием ребенка, а также за
динамикой его развития. Осуществляется ежедневно и многократно.В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят
специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях
семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими,
образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней
диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медикопсихологопедагогического
патронажа и осуществляется на базе действующих ПМСцентров и ПМПконсультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения,
осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто
работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных
очагов
практике.
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России Семья с
социальнопедагогической
эксперимента
широкой
кего
семье
которое
обусловлено
ребёнкаинвалида,
ребёнкоминвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными
особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка,
закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением
в
болезнью.
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это
обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка,
имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует
социальнопсихологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит
от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их
воспитательных воздействий.Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в
России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
Ранняя комплексная помощь это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и
практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального
риска отставания в развитии.Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на
улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием
множественных факторов риска. От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят
предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.Особенности развития ребенка
в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность
ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные
функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.Ранняя комплексная помощь
предполагает широкий спектр долгосрочных медикопсихологосоциальнопедагогических услуг, ориентированных на семью и
осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.Она представляет собой систему
специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности
учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:
1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации,
скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.
2. Определение уровня развития ребенка' и проектирование индивидуальных программ раннего образования.
3. Обучение и консультирование семьи.
4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной
педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).
5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.
6. Психологическая и правовая поддержка семьи.
7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.
программы
8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках
индивидуальной
развития.
Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта,
накопленного на протяжении 30 лет за рубежом,
сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не
оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в
международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация
этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов,
непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей
различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный
исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных
странах ряд общих черт, а именно:
переход от медицинской к социальной модели инвалидности;
создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;
налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и
координации услуг Раннего вмешательства;
создание нормативноправовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов
на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время
идет его обсуждение);
обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных
министерств;
широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных
механизмах функционирования системы Раннего вмешательства; внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;
создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности,
семейноцентрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;