Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н Богоявлинского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”. В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).
Иконка файла материала Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка.doc
Выработка орфографической зоркости на уроках  русского языка  Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н Богоявлинского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные  компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.  В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются.  Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно  определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии  уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха  (умение слышать орфограмму в слове).  Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на  этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух. Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной  учебной речевой деятельности (сочинение, изложение, диктант) учащихся в качестве минимальной речевой единицы пользуются  предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях,  имеющих линейную последовательность.  Проанализировав работы детей, выявляется закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в  последних словах предложения и в словах – сказуемых.  Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения  нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.  Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаются в определенной последовательности в зависимости от  сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с  предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую  зоркость игра “ОГОНЬКИ”.  На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки,  а затем записывают предложения в тетрадь.  Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно­орфографическая работа – 1  из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.  п ф б к т х е ш с р ч е з ц а Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.  Какое это слово? (береза) С полученным словом проводим аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.  – Береза – это дерево.  – Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?  – Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.  – Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.  – Береза – это лиственное дерево. – Назовите его существенные признаки. – У березы белая кора и листья в виде сердечка.– Что же обозначает слово – береза?  – Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка. Дается информация о березе.  – Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную. *** Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.  *** Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.  *** Внимательно посмотрите на данный шифр. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке.  Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.  На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА,  ПЛИТА, МОРЕ.  Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону.  Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.  Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем  САД, встаете.  САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК,  ПЕРЕЛЕСОК. Большим интересом у учащихся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК Было "сели", Стало "съели", Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? – Твердый знак. Твердый знак нам нужен тоже Без него писать не сможем: Съезд, съедобный, объявление, И подъезд, и объяснение. ЧК, ЧН Козочка, горочка,  33 пригорочка Ой! ЧК, ЧК, ЧК! Кочка, почка, звездочка Речка, ночка, строчка, Точка, кочка, дочка, Строчный, булочный, ночной, Точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, Где ЧН, а где ЧК!Большой интерес представляет собой прием "усиления" орфограммы. "Усилить" орфограмму – значит сделать более ярким, или  "уярчить", то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности  учащихся.  ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. 2. 3. 4. 5. Выявление трудной орфограммы  Постановка перед учащимися проблемы: на "уярчить" орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь  своей памяти?  Самостоятельный поиск учащимися способов "усиления"  Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов  Выбор каждым учащимся индивидуально приема запоминания  Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов "усиления" орфограммы:  1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета  2) "уярчение" путем составления ребусов  В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, учащиеся формируют навыки грамотного письма. Способом  выполнения разноуровневых заданий. Эти задания предлагаются учащимся на индивидуальных карточках. Каждая карточка  содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта (от 5 до 15).  Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей,  экономит время.  Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой,  учащийсяся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.  Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты. Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты  контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.  images/stories/oldcontent/инского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты  сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их  применения”.  В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются.  Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно  определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии  уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха  (умение слышать орфограмму в слове).  Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на  этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух. Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной  учебной речевой деятельности (сочинение, изложение, диктант) учащихся в качестве минимальной речевой единицы пользуются  предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях,  имеющих линейную последовательность.  Проанализировав работы детей, выявляется закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в  последних словах предложения и в словах – сказуемых.  Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения  нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.  Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаются в определенной последовательности в зависимости от  сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с  предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую  зоркость игра “ОГОНЬКИ”.На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки,  а затем записывают предложения в тетрадь.  Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно­орфографическая работа – 1  из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.  п ф б к т х е ш с р ч е з ц а Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.  Какое это слово? (береза) С полученным словом проводим аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.  – Береза – это дерево.  – Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?  – Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.  – Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.  – Береза – это лиственное дерево. – Назовите его существенные признаки. – У березы белая кора и листья в виде сердечка.  – Что же обозначает слово – береза?  – Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка. Дается информация о березе.  – Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную. *** Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.  *** Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.  *** Внимательно посмотрите на данный шифр. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке.  Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.  На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА,ПЛИТА, МОРЕ.  Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону.  Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.  Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем  САД, встаете.  САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК,  ПЕРЕЛЕСОК. Большим интересом у учащихся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК Было "сели", Стало "съели", Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? – Твердый знак. Твердый знак нам нужен тоже Без него писать не сможем: Съезд, съедобный, объявление, И подъезд, и объяснение. ЧК, ЧН Козочка, горочка,  33 пригорочка Ой! ЧК, ЧК, ЧК! Кочка, почка, звездочка Речка, ночка, строчка, Точка, кочка, дочка, Строчный, булочный, ночной, Точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, Где ЧН, а где ЧК! Большой интерес представляет собой прием "усиления" орфограммы. "Усилить" орфограмму – значит сделать более ярким, или  "уярчить", то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности  учащихся.  ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. 2. 3. 4. 5. Выявление трудной орфограммы  Постановка перед учащимися проблемы: на "уярчить" орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь  своей памяти?  Самостоятельный поиск учащимися способов "усиления"  Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов  Выбор каждым учащимся индивидуально приема запоминания  Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов "усиления" орфограммы:  1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета  2) "уярчение" путем составления ребусов  В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, учащиеся формируют навыки грамотного письма. Способом  выполнения разноуровневых заданий. Эти задания предлагаются учащимся на индивидуальных карточках. Каждая карточка  содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта (от 5 до 15).Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей,  экономит время.  Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой,  учащийсяся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.  Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты. Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты  контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.