Выразительные средства и приемы игра на саксофоне
Оценка 5

Выразительные средства и приемы игра на саксофоне

Оценка 5
docx
14.06.2020
Выразительные средства и приемы игра на саксофоне
реферат.docx

 

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА САКСОФОНИСТА

1.1. Рациональная постановка при игре на саксофоне                                     4

ГЛАВА 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ

2.1. Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними              9

2.2. Джазовые штрихи и их исполнение                                                            12

2.3. Современные приемы игры на саксофоне                                                  14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            С началом XXI века отечественное искусство игры на духовых инструментах вступило в новый период своего развития. Неотъемлемой частью данного процесса является творческая деятельность саксофонистов. В настоящее время она характеризуется более высоким, по сравнению с предшествующим периодом развития, уровнем исполнительского и педагогического мастерства, сольной и оркестрово-ансамблевой практики. Исполнительство и обучение на духовых инструментах претерпевали как периоды всенародной популярности массового увлечения, так и моменты снижения интереса со стороны учащихся и концертной публики. Большой вклад в развитие игры на духовых инструментах оказала творческая деятельность отечественных саксофонистов, композиторов и педагогов (С. Колесов, Н. Зимин, В. Ватуля, А. Осейчук, И. Бутман и др.).

            Саксофон наделен богатством выразительных возможностей и дара жанрового перевоплощения. Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА САКСОФОНИСТА

           1. 1. Рациональная постановка при игре на саксофоне

           Современное искусство игры на саксофоне, являясь сложным и целостным инструментальным видом творчества, связано с практическим освоением отдельных сторон техники, с художественно-выразительным интонированием и эстетикой исполнительства, которые в игровой деятельности саксофониста функционируют системно, взаимосвязано.

              Рациональная постановка характеризуется особым психофизиологическим фоном, отражающим состояние оптимальной готовности музыканта к достижению максимального игрового результата и надлежащей исполнительской формы, а значит и системы постановки, являются показатели приобретённых устойчивых навыков и игровых художественных результатов. Основными элементами рациональной постановки являются: общая постановка, постановка исполнительского дыхания, амбушюра, артикуляционная и аппликатурная постановки.

                Общая постановка. Начинать занятия на саксофоне необходимо с уяснения правил общей постановки (т. е. положения головы, корпуса, ног, рук и пальцев исполнителя). Складывается из следующих компонентов: положение головы, корпуса, рук, пальцев, ног, а также способ держания инструмента. Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без каких-либо отклонений, локти слегка приподняты, чтобы грудная клетка не была сжатой, и дыхание было свободным. Игровая поза должна быть естественна. При игре сидя рекомендуется сидеть прямо на половине стула, без опоры на спинку. Все разновидности саксофонов, за исключением сопранино и сопрано, располагаются в руках наискосок по туловищу, опираясь на правое бедро. Для общей постановки саксофониста характерен отвод правого локтя несколько назад. Верхняя часть торса должна быть подвижна, но отслеживать наклоны вперед.

 

Сохранить нужную осанку корпуса при игре стоя помогает хорошая опора на ноги. Для этого их лучше развернуть на ширину ступни, носки развернуть и выдвинуть немного вперед ведущую ногу, обращая внимание на индивидуальные особенности. Такая «стойка» дает большую устойчивость и в тоже время подвижность при игре на инструменте.

          Дыхание. Исполнительское дыхание музыканта-духовика – это основа красивой техничной игры. Различают три вида дыхания.

1. Грудное дыхание (верхнереберное или ключичное), при котором активно действуют мышцы среднего участка грудной клетки, но диафрагма участвует недостаточно. Пользуясь этим видом дыхания, ученик зачастую напрягает дыхательную мускулатуру и быстро утомляется.

2. Диафрагмальное дыхание (нижнереберное, или брюшное), при котором активно действует диафрагма и при вдохе опускаются, но остаются относительно неподвижными мышцы средних и верхних участков грудной клетки, легкие при таком дыхании заполняются не до конца. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.

3. Смешанное дыхание (грудобрюшное), считается наиболее рациональным. При этом дыхании обеспечивается максимальное заполнение легких при вдохе и наибольшая продолжительность выдоха, благодаря комбинированному действию диафрагмы и мышц грудной клетки. Этот вид дыхания образуется в результате соединения двух вышеуказанных видов дыхания.

          Используя опыт вокалистов, исполнители на духовых инструментах на практике применяют грудобрюшной (смешанный), или диафрагмальный типы дыхания, отвечающие специфике исполнительства и соответствующие продолжительности и характеру музыкальной фразы.

           Овладение навыком дыхания достигается систематической тренировкой, которая должна начинаться с первых уроков. Тренировка производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.

           Правильно организованная тренировка дыхания способна сохранению и укреплению здоровья начинающего духовика. Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных навыков, совершенствует управление дыхательной мускулатурой, укрепляет органы дыхания, усиливает кровообращение. Несомненно, такие упражнения являются вспомогательными для выработки правильного дыхания, но игнорировать их нельзя, так как они содействуют общей жизнедеятельности организма, укреплению здоровья начинающего музыканта.

            Второй способ тренировки дыхания заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры естественно развивается сила, гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата – губами, языком. Этот вид тренировки состоит из игры продолжительных звуков с различными динамическими оттенками (p, pp, f, ff, crescendo, diminuendo) и должен включаться в ежедневные занятия на саксофоне. Необходимо научить учащегося умению извлекать длительный, непрерывный звук – важнейший из технических навыков.

          Звукоизвлечение. Извлечение звука на саксофоне происходит в результате непосредственного взаимодействия дыхания, губ, языка, пальцев и слуха исполнителя с инструментом. Совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении, и  их характерное положение вокруг мундштука с тростью образуют особый физиологический комплекс-амбушюр. Основными условиями постановки амбушюра является правильное размещение мундштука на губах. Чтобы создать свободный режим взаимодействия амбушюра с тростью, следует нижнюю челюсть несколько опустить вниз.

          Артикуляция – это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция  это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних.

Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей). В исполнительстве на духовых инструментах артикуляция связанна с функционированием главных артикуляционных органов: языка, губ, дыхания, пальцев и инструмента. В нотной записи артикуляция обозначается (кроме указанных выше) legato, staccato, tenuto, marcato, и др. или графическими знаками – лигами, точками, черточками, клинышками и различными комбинациями этих знаков. Способ исполнения, характер звукоподачи, связанный с типом движения языка и дыхания, называется штрих и, следовательно, должен рассматриваться как явление артикуляции.

Работа над звукоизвлечением, как правило, начинается с освоения твердой атаки. При извлечении звука этим видом атаки у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания передней части языка от площадки трости, при этом следует,  как бы произносить слоги «та» или «ту». Мягкая атака «да» или «ду». Вспомогательный вид – «туку-туку» или «така-така».

           Постановка амбушюра. Так же на начальном этапе в формировании исполнительского аппарата важным моментом является постановка амбушюра. Амбушюр – грубо говоря, кольцо лицевых мышц, участвующее в формировании извлечения звука. И практически не важно, какой духовой инструмент, во всех его видах в образовании звука участвует амбушюр.           На трубе это непосредственно образование звука с помощью губных колебаний. На флейте образование с помощью расщепления потока, направленного на губки флейты. На саксофоне, кларнете, гобое это управление тростью. Амбушюр важно формировать на начальном этапе, и, как и дыхание, преподаватель должен особенно контролировать становление амбушюра.

Ведь от него зависит не только устойчивое звукоизвлечение, но также тембр и строй. Для развития используются разнообразные упражнения, а так же гаммы и арпеджио. На начальном этапе длинные ноты, игра арпеджио длинными нотами, игра длинных нот в упражнениях.    

          Постановка аппликатуры. С точки зрения аппликатуры саксофон выгодно отличается от таких инструментов как флейта или кларнет. В нем переход между октавами осуществляется с помощью октавного клапана. Проще говоря, октавный клапан, делает одинаковой аппликатуру 1-й и 2-й октав. На кларнете, например, нет октавного клапана, но есть дуодецима клапан (октава + квинта) и аппликатура октав различается. Но при кажущейся легкости – скачки и интервалы могут иметь срывы, в отличие от других инструментов. Это обусловлено формой инструмента: кларнет, флейта, гобой имеют форму цилиндра, в то время как саксофон был изобретен в форме конуса, т.е. идет постоянное расширение корпуса. Стоит так же заметить, что клапана имеют больший размер, по сравнению с другими инструментами, что сказывается на их весе. И поэтому в саксофоне очень важным моментом является синхронность пальцев, но в то же время их свобода, легкость  иначе зажатость аппликатуры будет тормозить развитие техники. На основном курсе ученика следует обучать аппликатуре всего основного диапазона, а так же дополнительным видам аппликатур основного диапазона и их применению непосредственно на практике. В дополнительном, шестом классе ученика следует познакомить с дополнительным регистром – высшим диапазоном и его аппликатурой. И в зависимости от способностей – применять его на практике.

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ

 

           2.1.Особенности исполнения штрихов и методика работы над ними

 

             В технике исполнительства особое значение имеет исполнение штрихов. Термин «штрих» происходит от немецкого слова strich (черта, линия) и связан по смыслу с немецким глаголом streichen (вести, гладить, протягивать). Штрихи представляют собой характерные приемы извлечения, ведения и соединения звуков, подчиненные содержанию музыкального произведения. Проблема исполнительских штрихов достаточно сложна в силу своих выразительно-смысловой и технологической составляющих.

            Для достижения четкости возникновения каждого звука необходимо, чтобы начало выдоха было совершенно определенным, а каждый звук при своем возникновении сразу получал нужную степень напряжения. Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент, регулирует не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов. Материалом для тренировки в исполнении штрихов используется систематическая игра гамм и арпеджио в разных штрихах, а также специальные этюды.

В развитии техники исполнения отрывистых звуков необходимо очень внимательное наблюдение за точным совпадением движений языка и пальцев, чтобы не появилось посторонних призвуков. Мастерство исполнения разнообразных штрихов и требует систематического развития и совершенствования.

Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах.

 1. Detache – прием исполнения, характеризующийся отчетливым (но не резким) толчком языка при атаке отдельных звуков и достаточно полной их протяженностью, что достигается за счет равномерной и плавной подачи выдыхаемого воздуха. В нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука.

   Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука. При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache. Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как: marcato, tеnuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.

    Вторым шагом в освоении штрихов является работа над detache

2. Legato – прием плавного, связного исполнения звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении первого звука; остальные звуки исполняются без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ играющего.

   Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом.

В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.

Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato.

3. Staccato – прием исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха. Разновидностью staccato является staccatissimo – прием исполнения отдельных, максимально отрывистых звуков.

 Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка  должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».

    Грамотное исполнение staccato требует правильной атаки звука. Язык должен подходить к губам и закрывать губную щель только в последний момент перед атакой звука, иначе возникает эффект так называемого «заикания», когда уплотненная в полости рта струя выдыхаемого воздуха прижимает язык к губам, препятствует свободному отталкиванию его от губ (или от верхних зубов), что приводит к задержке момента атаки звука. Иногда это явление обусловлено психологической «боязнью» первого звука.

             4. Marcato – прием исполнения отдельных, подчеркнуто сильных (акцентированных) звуков. Осуществляется при помощи резкого, актированного толчка языка при атаке и энергичного выдоха.

 Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах. С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто-сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando. После  освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: nоn legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf). Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при nоn legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».

   Важнейшее значение для выполнения штрихов имеет умение играющего находить для каждого штриха нужную атаку звука. Постоянное изменение твердости или мягкости атаки звука придает штрихам необычную гибкость и разнообразие их оттенков. Совершенствование техники штрихов немыслимо без систематической тренировки (ежедневных занятий на инструменте).

 

  2.1.Джазовые штрихи и их исполнение

           Особую важность при обучении джазовому исполнительству приобретают вопросы формирования навыков исполнения штрихами, специфическими для эстрадной и джазовой музыки, а также овладение определенными исполнительскими стилями, характерными для данного жанра музыкального искусства. Это обусловлено тем, что от правильного соблюдения стилистических особенностей произведения, трактовки штрихов зависит наиболее точное раскрытие музыкального образа, передача характера исполнения во всех деталях, зафиксированных автором в партитуре.

           Штрих detache характерен для исполнительских приемов в эстрадной и джазовой музыке. С этим штрихом связана специфическая жанровая трактовка рисунков, особенно в свинговой музыке. По сравнению с академическим исполнением музыкантами духовых и симфонических оркестров, этот штрих в эстрадных и джазовых коллективах должен звучать несколько мягче – с участием вместо слога «та» слога «да». Штрих detache с лигой и черточкой над нотой исполняется еще более мягко, почти как нон легато.

            Штрих legato употребляется для связного исполнения звуков. Для получения хорошего legato, особенно при интервальных скачках, важную роль играет тренировка губных мышц, дыхания и согласованные с ними движения пальцев. Этот штрих характерен в основном для лирической музыки напевного характера.

           Штрих staccato. предполагает острое и короткое исполнение звука. В практике современных эстрадных оркестров различают два вида исполнения этого штриха в зависимости от атаки звука – твердое и мягкое. Следует отметить, что исполнение штрихов во многом зависит от стиля произведения и аранжировки, поэтому с первых шагов обучения необходимо познакомиться с основными стилями эстрадной и джазовой музыки, особенностями их штриховой культуры (регтайм, диксиленд, свинг, самба, босса-нова, боп, рок, диско,джаз-рок и др.). Постепенно педагог расширяет диапазон осваиваемых штрихов за счет более сложных для исполнения и подходит к изучению наиболее специфических приемов.

           Штрих акцент  нежесткое выделение звучания при полной длительности звучания (эффект колокольчика). При исполнении акцентов используется артикуляция – да, ду, ди.

В джазовой музыке огромное значение имеет активное участие диафрагмы при исполнении штрихов.

           Штрих marcato  – плотное (острое) выделенное звучание с сокращением длительности и окончанием звука с участием языка – дат,  дот,  дит.

         В повседневной работе над штрихами целесообразно придерживаться следующих основных требований:

1. Играть следует регулярно, используя в игре различные метроритмические и динамические варианты.

2. При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр.

3. Уделять внимание выразительной функции, добиваясь при работе над каждым из них художественной завершенности звучания.

4. Наряду с изучением типовых штрихов работать над различными их сочетаниями.

5. Добиваться тесного взаимодействия каждого штрихового приема с работой пальцев, амбушюра, дыхания при контроле слуха.

6. Штриховые особенности мелодии увязывать с необходимыми средствами выразительности.

           Выполнение указанных принципов способствует последовательному развитию исходных звукомоторных навыков и штриховой исполнительской культуры в целом. Развитию штрихового мастерства активно поможет изучение такого музыкального материала, как гаммы, упражнения и этюды.

В начальный период индивидуальной работы над штриховой техникой рекомендуется сначала изучать штрихи, выполняемые твердой атакой звука, затем – с помощью мягкой атаки. И только по мере их усвоения следует переходить к выполнению сложных штриховых элементов.

 

            2.3. Современные приемы игры на саксофоне

            Современная инструментальная музыка с ее тончайшим ин­тонационным строем, усложненным гармоническим языком, тембровым многообразием и изощренным метроритмом ставит перед исполнителем ряд новых и сложных проблем. Одной из них является необходимость дальнейшего расширения и обога­щения технических и художественно-выразительных возмож­ностей инструмента путем более широкого внедрения в испол­нительскую  практику новых приемов звукоизвлечения.

Глиссандо – прием игры, основанный на эффекте «скольжения» при переходе от одного звука к другому. На саксофоне он исполняется при помощи специфических действий амбушюра и аппликатурных действий пальцев. В нотах обозначается восходящей или нисходящей чертой от одной ноте к другой.

           Вибрато – прием встречается в академической музыке, как правило, в отрезках кантиленного характера. Оно придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную, особенно кантиленную, сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу. В арсенале выразительных средств саксофониста вибрато не является неким природным феноменом, оно приобретается в результате продуманной технической тренировки так же, как и другие штриховые приемы игры.

           Развитие навыка вибрато начинается со слушания художественного исполнения музыки для саксофона мастерами (в концерте, в записи и т. п.), в результате чего складывается слуховое представление об эстетическом "идеале" вибрато: его соответствии определенному звукообразу, стилю исполняемой музыки и т. д. К работе над вибрато следует приступать лишь после приобретения устойчивого навыка извлечения хорошего полноценного тона, особенно выдержанных звуков и плавного legato.

В современных сочинениях область применения вибрато расширяется, появляются такие новые его виды как: вибрато высоты, вибратиссимо, аккордовое вибрато, сморцандо, «флят-ман» или клапанное вибрато.

Мулътифоники – прием игры, производимый на монофоническом инструменте, когда две или более высоты звучат одновременно. Игра аккордов подразумевает специфические действия амбушюра, определенные аппликатурные движения, особую артикуляцию и подачу воздуха. Необходимо рассчитывать степень и точку прижима трости нижней губой, степень прогиба языка, количество воздуха, подаваемого в инструмент. Многозвучия возможно извлечь двумя способами: от основной и специальной аппликатуры.

           Отдельно нужно сказать о такой технике игры, как «расщеплённые звуки»  sons fendus. Это кларнетовая техника, применяемая также на саксофоне, которую тоже нередко причисляют к мультифоникам. Отличие от последних в том, что sons fendus исполняются на правильной аппликатуре какого-то звука, только лишь с помощью давления и особого положения губ на трости. В результате возникает звуковой комплекс, звуки которого расположены по обертоновому ряду (на саксофоне, в силу его специфики звучат только нечётные обертоны, причём верхние сильно занижаются), но благодаря описанным сложным взаимодействиям тонов между собой sons fendus имеют довольно резкий тембр. С помощью одних только губ можно «скользить» внутри одного многозвучия, выделяя те или иные обертоны, и даже исполнять своеобразное «глиссандо» по обертонам.

           Шумовые и ударные эффекты. Современная техника значительно расширилась за счет включения совершенно необычной группы приемов, предполагающих воспроизведение звуков с сопутствующими им шумовыми и ударными эффектами. Slap-tongue или «звуковой щелчок» достигается зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то самое мгновенье, когда исполнитель «посылает» струю воздуха. Столкновение струи воздуха с тростью и дает то странное ощущение резкого щелчка или точнее сказать - звукового щелчка, обозначаемого в нотах словом «slap»: клик, игра на мундштуке, удары по мундштуку или трости и др.

          Новые приемы с их необычными тембро-звуковыми характеристиками стали неотъемлемой частью современной системы средств музыкальной выразительности. Они имеют сложившуюся технологию игры, которая предполагает определенные двигательно-координационные действия, апробированные аппликатуры, установленные варианты степени и точки прижима трости, особые формы подачи дыхания.

 

 

                                     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой  – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога

            Востребованность новых приемов игры на саксофоне в современной исполнительской практике весьма велика. На сегодняшний день в арсенале концертирующего саксофониста, претендующего на право называться профессиональным музыкантом, должен быть полный набор технических средств, как традиционных, так и специфических. Репертуар концертирующего саксофониста уже трудно представить без включения сочинений современных авторов, широко использующих новые приемы игры на саксофоне. Владение ими требуется почти на всех современных конкурсах, при участии в мастер-классах и конгрессах саксофонистов, как всероссийских, так и международных.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев А. Мастера игры на саксафоне Петербургской – Ленинградской консерватории 1862-1985гг. – Петрозаводск ,1989

2. Беговатова М.А. Роли современного репертуара в концертно-конкурсной практике // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность.  Казань, 2010

3. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в человеке. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2012

4. Волков Н. В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2008

4. Гержев В.Н. Методика обучения игре на духовых инструментах. – СПб.: Лань, 2015

 5.Леонов В.А., Палкина И.Д. Методика обучения игре на духовых инструментах. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2012

6. Музыкальные Инструменты №13 Игорь Бутман: Саксофон – инструмент не академический. – Весна 2014

7. Музыкальные Инструменты №14 Саксофон: И классика, и джаз – Лето 2012

8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2012

9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2012


 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ С началом

ВВЕДЕНИЕ С началом

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ

Сохранить нужную осанку корпуса при игре стоя помогает хорошая опора на ноги

Сохранить нужную осанку корпуса при игре стоя помогает хорошая опора на ноги

Правильно организованная тренировка дыхания способна сохранению и укреплению здоровья начинающего духовика

Правильно организованная тренировка дыхания способна сохранению и укреплению здоровья начинающего духовика

Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними,…

Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними,…

Ведь от него зависит не только устойчивое звукоизвлечение, но также тембр и строй

Ведь от него зависит не только устойчивое звукоизвлечение, но также тембр и строй

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ

В нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука

В нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука

Staccato – прием исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков

Staccato – прием исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков

Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf )

Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf )

Штрих legato употребляется для связного исполнения звуков

Штрих legato употребляется для связного исполнения звуков

При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр

При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр

В нотах обозначается восходящей или нисходящей чертой от одной ноте к другой

В нотах обозначается восходящей или нисходящей чертой от одной ноте к другой

Отдельно нужно сказать о такой технике игры, как «расщеплённые звуки» – sons fendus

Отдельно нужно сказать о такой технике игры, как «расщеплённые звуки» – sons fendus

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020