Выразительные средства языка. Тропы.
Оценка 4.7

Выразительные средства языка. Тропы.

Оценка 4.7
docx
11.02.2020
Выразительные средства языка. Тропы.
Выразительные средства языка. Тропы.docx

Тема урока: Выразительные средства языка. Тропы.

Класс: 6

УМК: Быстрова Е. А.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:
обучающая: ознакомиться со средствами выразительности;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в текстах художественно-изобразительные средства выразительности, объяснять их роль в тексте;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

 

Чтение стихотворения, создание психологического настроя

Золотая печаль мне ложится на плечи устало,
Золотая печаль примостилась на ветках осин,
Осень косы свои на ветру, словно шлейф, разметала,
И летящим пожаром уносит их в ясную синь.

Я иду в листопад, я стремлюсь в этот солнечный ливень,
Что струится к ногам с тихим шелестом хрупкой листвы,
Этот вечер сегодня прозрачен, спокоен и дивен,
Как прощальная песнь уходящей к покою земли.

 

- Так видит  осень Наталья Баух, с детства мечтавшая стать журналисткой, но ставшая хорошим врачом.

- Ребята, а какой вы видите позднюю осень? Чем она вас привлекает? Что происходит осенью?

 

- Природа замирает, ведь осень  – это сон, безмолвие, подготовка к холодной зиме.

- А какие слова помогают увидеть всю красоту этого времени года, создают осеннее настроение?

- Каким одним словом можно назвать эти средства выразительности?( Троп) А все ли вы знаете о тропах?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Осенью опадают листья, улетают птицы, лес становится безмолвным, только холодные ветра колышут ветви деревьев)

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:  создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия
, формулировать тему урока.

 

- Ребята, посмотрите внимательно на слово ТРОПЫ (от греч. тропус, что значит образное выражение)

Тропы – слова, обороты речи, употребляемые для достижения большей выразительности, т.е. художественные средства языка.

Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия.

Эпитет – это …
Олицетворение – это …
Метафора – это …
Сравнение – это …

 

/Этот вид работы можно заменить терминологическим диктантом, задавая вопросы:

·  1.Связное высказывание на определённую тему.

·  2.То, о чём говорится в тексте.

·  3.Главная мысль текста.

·  4. Тип речи, в котором что-то описывается.

·  5.Художественное образное определение.

·  6. Употребление слов в переносном значении на основе сходства с другими предметами.

·  7.Придание свойств живого неодушевлённым предметам.

·  8. Обратный порядок слов.

Затем провести взаимопроверку/
  

Можно провести игру «Данетки»

1.      В произведениях художественной литературы для создания образа часто используют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? (Да)

2.      Яркое образное определение предмета называется олицетворение? (Нет)

3.      Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака является метафорой. (Да)

4.      Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком – это сравнение (Да)

5.      Изображение одушевленных предметов как неодушевленных – это олицетворение (Нет)

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока.


- Какую речевую задачу мы должны решить?

Словно шлейф – эпитет

золотая печаль – олицетворение

прощальная песнь – сравнение

рыдала липа - метафора

 

- Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую?

- Итак, чему мы должны научиться, какую цель мы должны перед собой поставить?

Уметь находить…

Научиться…

…………………………………………………………..

 

 

1. Учащиеся составляют кластер со словом ТРОП

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа в паре по объяснению значений

Эпитет – это …
Олицетворение – это …
Метафора – это …
Сравнение – это …



 

Проверка с эталоном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монологические ответы учащихся:

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

(Р) – выполнение учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) –передача информации, постановка вопросов

III. Открытие  новых знаний

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения

 

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

I вариант.

Мы идем в лес.

Встает солнце.

Кружатся листья.

- Прочитайте сочинение ученика.

-Оно вам понравилось?

-Чего не хватает?

-Как сделать это сочинение красивым?

- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

- Для чего поэты и писатели используют средства выразительности.

– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

- Найдите в тексте сравнения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(И.А. Бунин)

- Подчеркните волнистой линией эпитеты

 

 

 

 

Монологические ответы учащихся

 

 

Ответы учащихся, сравнение своих ответов с текстом учебника.

(Работа с учебником, стр.55)

Работа в группах

Ответы лидеров групп


ЭТАЛОН

 

 

Самопроверка

Выразительное чтение, осмысление

П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

 (К) – постановка вопросов

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование

Физкультминутка

 

 

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

 

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

 

1.      Найдите и выпишите олицетворения и метафоры из стихотворения Б. Пастернака

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

 

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

 

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

 

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

 

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

 

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

 

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

 

2.      Самостоятельная работа с самопроверкой
Сопоставить словосочетания и выписать средства выразительности

Березовая роща – золотая роща

Осенний дождь – грустный дождь

Хрустальная ваза – хрустальный снег

 

3. Работа в паре. Творческое задание.

 

«Осень»

 

 

Запись на доске и в тетрадях с проговариванием. Запись в столбик на доске.

метафора

олицетворение

Сказочный чертог; обруч золотой; в позолоте; лик березы – под фатой; погребенная под листвой; вишневый клей; сокровищ каталог

просеки дорог, заглядевшихся; бушует лист; перелистывает стужа



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.

Если нет ошибок – смайлик молодец!

Если есть ошибки – старайся, будь внимательнее!

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

 (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(П) – выполнение действий по алгоритму

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело

V.Итог урока

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

 

 

 

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли  я, чего хотел?.. Получил необходимые знания?


Рефлексия по образцу:

 Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…
- Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Рефлексия

1.Я знаю, что такое тропы
2. Я могу объяснить, что такое эпитет, метафора, олицетворение, сравнение 
3. Я умею находить тропы в тексте
4. Я всё запомнил и могу работать самостоятельно
6. Я смогу объяснить эту тему товарищу

 «Рука дружбы»

 

Домашнее задание:

- выучить материал

- написать 5-8 предложений на тему «Прогулка по осеннему лесу, городу…», используя изученные тропы

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

(П) – рефлексия способов и условий действия

(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

 


 

Тема урока: Выразительные средства языка

Тема урока: Выразительные средства языка

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Ребята, посмотрите внимательно на слово

Ребята, посмотрите внимательно на слово

Да) 2. Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком – это сравнение (Да) 3

Да) 2. Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком – это сравнение (Да) 3

Чего не хватает? -Как сделать это сочинение красивым? -

Чего не хватает? -Как сделать это сочинение красивым? -

Б. Пастернака Осень. Сказочный чертог,

Б. Пастернака Осень. Сказочный чертог,

Березовая роща – золотая роща

Березовая роща – золотая роща
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020