Роль моего предмета (СБО) в будущей жизни обучащающегося.
Изучение предмета СБО в коррекционных общеобразовательных школах является важным звеном в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Главной целью курса СБО является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков, помочь ребенку ориентироваться в окружающей среде, выбрать свой путь, свой взгляд на мир, сформировать образ будущей семьи.
С 5 класса обучающиеся начинают овладевать знаниями и умениями по следующим разделам: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью, транспорт, торговля, семья, культура поведения. А к 11
классу обучающиеся должны ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представления о деньгах, доходах, бюджете, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги. После окончания школы такие знания и умения в значительной мере обеспечивают ему самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих его людей. Это большая ответственность, ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастит из наших учеников и как сложится их судьба.
Почти каждый урок СБО имеет практическую направленность, нацеленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.
Также основными формами и методами обучения являются беседы, сюжетно - ролевые игры, экскурсии, широко используются наглядные средства обучения, ТСО, демонстрация учебных кинофильмов. На уроках способствую ориентировке обучающихся в современном мире.
Так как классы разделены на подгруппы, это позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся на занятиях, развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Обучающиеся получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т. д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
На уроках используются все виды наглядности:
- натуральная (посуда, одежда, предметы и средства личной гигиены, электробытовые приборы, продукты, мебель и др.);
- образная (плакаты, картинки, инструкционные карты, технологические карточки);
- символическая (например, условные обозначения для ухода за одеждой, а также температурных режимов работы электроутюга, электроплиты, миксера, служб железнодорожного вокзала, карты);
- графическая (бланки квитанций, таблицы, инструкции).
Уроки СБО предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить опорой обучающимся при самостоятельной деятельности. На уроках СБО обучающимся приходится пользоваться как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, инструкции и рецепты. Простая демонстрация документа не дает желаемых результатов, так как школьникам сложно выделить необходимые сведения из наглядного средства. В помощь обучающимся, при анализе каждого нового документа, нужно составить вопросы, отвечая на которые, дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в наглядности. Например, беседуя с обучающимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер), учитель последовательно задает ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? Какого числа отправление? В какое время? и т. д. На уроках СБО, при изучении темы «Питание», школьники работают с учебными технологическими картами. В технологических картах по приготовлению пищи приводится расчет продуктов на одну порцию. Технологические карты — это учебный материал для индивидуальной и групповой работы. Также при изучении тем: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище» школьники знакомятся и изучают электробытовые приборы и оборудование — это холодильник, электроплита, микроволновая печь, миксер, электрочайник, электроутюг, пылесос, а также правила работы и техника безопасности при работе на них.
Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использование ИКТ на уроках проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в Power Point. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер.
Итак, под воздействием обучения и воспитания, с использованием наглядности, ИКТ, у обучающихся постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. Для успешной социальной адаптации я стараюсь расширять бытовой и социальный опыт школьников, учу применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.
Учащиеся 5-11 классов принимали участие в анкете по предмету СБО. Проведен анализ анкет. Я выявила следующее: все дети отметили , что им нравится предмет СБО и что он необходим в нашей школе. Ученики считают , знания полученные на предмете, пригодятся им в жизни. На вопрос «Какие темы им больше всего нравится изучать на данном предмете», ученики 5 классов ответили что «Личная гигиена», «Семья»,
«Питание», а ученики 9 классов отметили все темы которые ими изучены с 5 по 9 классы.
Анкетирование показало, что у обучающих сформировано положительное отношение к предмету СБО, отметила, что им нравится изучать предмет. Это достигается путем правильной подачей материала учителем, благоприятным эмоциональным настроем, применением различных форм и методов проведения уроков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.