Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов на тему:«Изучение современных методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС»
Подготовила: Петрова Г.В.,
учитель нач. классов.
Изучение современных методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС .
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.
Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:
1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;
2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
Отличия педагогической и психологической диагностики
В большей степени педагогическая диагностика
направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, отражающая положения
стандарта:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды
в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам
I полугодия и в
конце года — проверяет также
умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
В зависимости от задач изучения,
применяемые методы педагогической диагностики подразделяются:
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь
психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности,
наблюдение, беседа.
2. Диагностические (для количественного измерения): шкалирование, тестирование
(тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных
способностей в различных областях деятельности; тесты обученности,
успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств
личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня
воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и
других качеств)).
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений). Этот метод
применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может
использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки
эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.
4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование,
сообщение результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.
Личностные УУД
- Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
- Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
- Методика «Какой Я?»
(модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности
оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
- Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих
его гражданскую сферу.
Метапредметные
1. Методика «Как поступить?»
Цель: выявление
отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в
ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика).
2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю.
Яшина)
Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в
его отношениях к другим людям (выходная диагностика).
3. Проба на внимание (П.Я.
Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.
Коммуникативные УУД
1. Методика «Ковёр»
Цель: изучение уровня
сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации
предъявленной учебной задачи.
2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный
вариант методики
«Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и
отображению предметного содержания и условий деятельности.
3. «Решение ситуаций» (адаптированный
вариант проективной методики Рене Жиля).
Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа
реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).
Проведение педагогической диагностики и ее анализ - дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
В практике учителей были (есть) дети со школьной незрелостью, с нарушением зрения, ЗПР. Таким детям труднее всего дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются - вовлечь детей:
- в игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
- в дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- в игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Принципы выделения групп в классе
Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках можно использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.