Выступление на городском семинаре учителей начальных классов на тему «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»
Оценка 4.9

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов на тему «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»

Оценка 4.9
Семинары
docx
чтение
1 кл—4 кл
25.01.2020
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов на тему «Интеграция современных подходов в практику преподавания  в начальной школе как средство формирования  функциональной грамотности чтения обучающихся»
доклад.docx

«Интеграция современных подходов в практику преподавания

в начальной школе как средство формирования

функциональной грамотности чтения обучающихся»

 

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как

                                                  понимать читаемое - вот в чем главное дело»

                                                                                                           К.Д. Ушинский

 

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

Одна из важнейших задач современной школы -  воспитание и обучение функционально грамотных людей.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Выделяют  следующие формы функциональной грамотности:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.

 

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

 

Уровень сформированности функциональной грамотности проверяется в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

 

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 

Текст – «вся записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ)».

С.И.Ожегов

Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям

невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

ü описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

ü повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

ü рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

 

К несплошным текстам относятся: 

 

ü графики;

ü диаграммы;

ü схемы (кластеры);

ü таблицы;

ü географические карты и карты местности;

ü план помещения, местности, сооружения;

ü входные билеты;

ü расписание движения транспорта;

ü карты сайтов.

 

Но каким бы ни был текст, при работе с ним следует учитывать определенные правила:

1) информативная достаточность текста;

2) фактическая достоверность приводимых в тексте сведений;

3) языковая правильность текста;

4) соответствие содержания возрасту учащихся.

 

Выделяют несколько уровней понимания текста:

1.       Общее понимание текста

2.       Поиск и извлечение информации

3.       Обобщение и интерпретация

 4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста)

Рассмотрим подробнее каждый уровень.

1. Общее понимание текста:

     определение темы и основной мысли текста;

     различение основной и второстепенной информации;

     нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов.

2. Поиск и извлечение информации

     нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации;

     нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте;

     нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата;

3. Обобщение и интерпретация

     найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод;

     найти скрытую связь между двумя частями описательного текста;

     использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения;

     определить связь между двумя текстами, обобщив информацию;

     соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей идеей;

     сделать вывод на основе анализа текста;

     определить мотивы поведения героев.

4-5. Рефлексия и оценка  (оценка содержания и формы текста)

     соотнести информацию в тексте с собственным опытом;

     оценить поступки персонажа в коротком рассказе;

     обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста;

     определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте;

     предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий;

     предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте;

     сравнить мнения героев с личным опытом и знаниями.

 

Данная типология уровней понимания текста сопоставима с известной многим таксономией Блума.

 

В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание  – усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка  необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.

Пирамида Блума                                     Примеры заданий

 

ü сравнительная оценка значимости на основе критериев: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

ü соединение элементов по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план

ü определение элементов и структуры: проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия

ü применение в сходной ситуации: применить, проиллюстрировать, решить

ü понимание смысла информационных материалов: описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

ü повторение или распознавание информации: составить список, назвать, рассказать, показать

 

 

Приведем пример заданий к тексту согласно разным уровням пирамиды Блума

На муравьиной тропе

Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.

1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.

2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?

3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?

Уровень

Задания

Знание

Где живут муравьи?

Как живут муравьи?

Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента.

Понимание

Верное/неверное утверждение

Муравьи выделяют специальные химические вещества.

Муравьи не чувствуют запахов.

Усики нужны муравьям для слуха.

Применение

Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья.

Анализ

1. Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? 2. Зачем на бумагу насыпают землю? 3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?

Синтез

1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами.

( Предложения из текста перефразированы!)

2.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?

Оценка

Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана?

Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?

 

Работа в группах

Далее присутствующим предлагается в группах составить вопросы согласно таксономии Блума к тексту:

 

Берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
       Не успела Берёза - мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в неё и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить её, но она всё-таки стояла.
Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы -матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных берёзок-дочек.

          С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце...

                                                                            (По М. Скребцовой)

В течение 6-8 минут участники семинара работают в группах, затем представляют свои работы.

 

Многие педагоги используют в своей практике еще 1 классификацию  вопросов – «Ромашка Блума». Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

 

Одним из средств формирования функциональной грамотности чтения на уроках является использование современных педагогических технологий. Отметим наиболее эффективные:

1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

2. Технология продуктивного чтения (автор Н. Светловская)

3. Технология проблемного обучения.

4. Проектная технология

5. Личностно-ориентированные технологии.

 

Хотелось бы подробнее остановиться на технологии продуктивного чтения (или формирования правильной читательской деятельности)

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).

Виды творческих заданий:

- сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.

- сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.

Достоинства технологии:

возрастосообразна и доступна,

ориентирована на развитие личности читателя,

развивает умение прогнозировать результаты чтения,

способствует достижению понимания на уровне смысла.

 

Как же правильно поэтапно внедрять  систему работы с текстом на уроках в начальной школе?

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации);

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

 

В заключении хочется  отметить, что эффективность любой  работы  по формированию функциональной грамотности чтения обучающихся прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).


 

Скачано с www.znanio.ru

Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся » «Читать - это еще ничего не значит; что…

Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся » «Читать - это еще ничего не значит; что…

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

Но каким бы ни был текст, при работе с ним следует учитывать определенные правила: 1) информативная достаточность текста; 2) фактическая достоверность приводимых в тексте сведений;…

Но каким бы ни был текст, при работе с ним следует учитывать определенные правила: 1) информативная достаточность текста; 2) фактическая достоверность приводимых в тексте сведений;…

В 50-60-е гг. XX века американский психолог

В 50-60-е гг. XX века американский психолог

Понимание Верное/неверное утверждение

Понимание Верное/неверное утверждение

Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце

Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце

Хотелось бы подробнее остановиться на технологии продуктивного чтения (или формирования правильной читательской деятельности)

Хотелось бы подробнее остановиться на технологии продуктивного чтения (или формирования правильной читательской деятельности)

Достоинства технологии : возрастосообразна и доступна, ориентирована на развитие личности читателя, развивает умение прогнозировать результаты чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла

Достоинства технологии : возрастосообразна и доступна, ориентирована на развитие личности читателя, развивает умение прогнозировать результаты чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла

В заключении хочется отметить, что эффективность любой работы по формированию функциональной грамотности чтения обучающихся прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности,…

В заключении хочется отметить, что эффективность любой работы по формированию функциональной грамотности чтения обучающихся прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020