ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ
Тема выступления: Дидактические принципы, свойства и особенности использования компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе»
Дата проведения семинара : 30.10.2020 г
Место проведения: г. Любим, ГПОАУ ЯО Любимский аграрно-политехнический колледж
Преподаватель: Смирнова Ксения Владимировна
В процессе использования ИКТ на уроках русского языка формируется умение обучающихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка (и не только этого предмета), позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала. Электронные учебники, видеолекции, виртуальные экскурсии, программы – репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представлениям уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей республики.
Использование ИКТ на уроках русского языка не самоцель, а еще один способ постижения мира. ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно – обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких – либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Таким образом, обучение русскому языку как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.
Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка.
Отмечается, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.
Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.
Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорна, однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной школе ещё предстоит его освоить.
Использование видеосюжетов о родном крае, о странах и народах способствует патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.
Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, студенты учатся приемам построения речи, речевому этикету.
Важную роль в учебном процессе играют созданные учителем и обучающимися публикации, различного рода печатные материалы, подготавливаемые с помощью программ Ms Office. Электронная форма представления образовательной информации представляет собой удобную альтернативу традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т.д. Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для работы – компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала, интерактивность. Пакет Ms Office позволит учителю подготовить учебно – методическую документацию, удовлетворяющую высоким современным требованиям, использовать раздаточный материал на уроках, выполнять практические работы по предмету, развивая творческие способности и самостоятельность обучающихся.
Говоря о применении на уроках интернет – технологий, нельзя не сказать о самом популярном и необходимом сервисе Всемирной сети – электронной почте. Она стала неотъемлемым средством делового и личного общения. Электронная почта может быть использована не только в процессе консультаций, но и для доставки содержательной части учебных курсов, пересылки обучающимся выполненных заданий, одним словом, стать главным инструментом дистанционного образования, активно внедряемого в учебный процесс.
Компьютер является техническим средством обучения, он может расширить возможности учителя, стать «мостиком», связывающим учителя с каждым учеником.
Мы стараемся использовать компьютер, интерактивную доску на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования ИКТ
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
· при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно – энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
· закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);
· система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
· самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
· при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
· тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);
· интерактивный демонстрационный материал (упражнении, опорные схемы, таблицы, понятия).
Модели ИКТ: мультимедиа, интерактивные средства обучения, электронные образовательные ресурсы.
В своей деятельности мы используем следующие модели ИКТ:
· выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
· компьютерное тестирование;
· использование электронных образовательных ресурсов.
Мультимедиа – быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение и анимацию. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, кроме того, им отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм. Для решения обучающей задачи используются презентации, которые включают текстовые и графические фрагменты. Объяснение нового материала с опорой на презентацию позволяет вести беседу с обучающимися, задавать вопросы по теме, заставляя актуализировать знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, активизировать познавательную деятельность. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет обучающихся производить различные мыслительные операции. Таким образом, использование мультимедиа – презентации повышает эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
· активизации восприятия учащимися нового знания в процессе использования зрительных демонстраций;
· наличия тесного контакта с одноклассниками, отпадает необходимость обращаться к мелу и доске для записи на ней необходимого текста;
· высвобождения времени, которое можно употребить для обработки полученных знаний и формирования практических умений.
Особую значимость приобретает использование интерактивных средств обучения.
Наличие в кабинете интерактивной доски и мультимедийного проектора дает возможность активно использовать эти средства в обучении. Применение интерактивной доски позволяет создавать благоприятный климат на уроке, условия для самовыражения обучающихся, поддерживать интерес школьников к предмету.
На уроках русского языка используются следующие виды работы с интерактивной доской:
· разработка заданий, сопровождающихся слайдами с правильными ответами (поэтапное нахождение решения);
· организация индивидуальной работы с обучающимися (создание собственных заданий, выполнение заданий дома);
· работа с текстом и его анализ (развитие исследовательских навыков);
· организацию работы по операционному выполнению заданий (самопроверка).
Использование интерактивной доски, компьютера решает одну из очень важных задач: учить обучающихся алгоритмичному выполнению заданий, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению материала, умению использовать алгоритм применительно ко всем языковым ситуациям.
Систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.
Важным средством обучения в условиях информатизации образования являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы – это учебно–дидактические материалы, для воспроизведения которых используется компьютер. Электронные образовательные ресурсы отличаются от учебника. Часто в учебном тексте встречаются термины, ссылки на другой раздел. Чтобы разыскать необходимые пояснения, обучающиеся вынуждены листать учебник, использовать справочную литературу, затрачивая учебное время на поиск. В электронном образовательном ресурсе все делается гораздо проще: необходимо указать на незнакомый термин и тут же получить его определение.
Электронные образовательные ресурсы – это и источник учебной информации, и наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа, и тренажер, и средство диагностики и контроля. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, индивидуализировать процесс обучения, совершенствовать практические умения обучающихся, повысить интерес к урокам русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках создает обстановку эмоционального восприятия учебного материала, что является важным условием усвоения содержания, акцентирует внимание обучающихся на наиболее важных языковых явлениях, повторении и разъяснении непонятных положений. Обучающиеся делают в тетрадях соответствующие записи, составляют конспект изучаемого материала, в результате чего у них формируются учебно – информационные навыки.
1. Практическая часть ( в роли студентов – преподаватели колледжа)
Представление разработки урока на тему: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».
Цель: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом, знаками препинания при нем и его синтаксической ролью в предложении.
Задачи:
1. Усвоить понятие деепричастного оборота, правила постановки знаков препинания при нем;
научиться строить предложения с деепричастным оборотом;
предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи;
2. Способствовать формированию навыков культурной речи;
развивать монологическую речь, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать интерес и внимательное отношение к слову;
способствовать развитию эмоциональной сферы;
воспитывать любовь к природе.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Основные методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, исследовательский, эвристическая беседа, работа в парах.
Ход урока.
I. Организационный этап
Приветствие группы.
Отсутствующие на уроке.
Запись даты и темы урока.
II. Актуализация
I. Орфографическая пятиминутка
Я помню:
(По цепочке записывают словарные, трудные в написании слова, изученные в разделах «Причастие» и «Деепричастие»).
II. Проверка домашнего задания
1студент демонстрирует карту - схему по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида.
2 студент из упражнения № 197 разбирает предложение по членам предложения.
3, 4 - работают по карточке на интерактивной доске.
Задание:
От данных глаголов образовать деепричастие совершенного, либо несовершенного вида. (первый ученик образовывает деепричастие совершенного вида, второй ученик несовершенного вида; работа в паре).
войти → войдут → войдя
бросаться
улыбнуться
разгорячиться
дробить
разглядеть
думать
увидеть
закончить
III. Лингвистическая разминка
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
¾ Знаете, что такое деепричастие? (Да)
¾ Дайте определение (дается определение)
¾ Можно ли назвать деепричастие «ребенком» двоих родителей? (Да)
¾ Почему?
(Деепричастие унаследовало признаки глагола: вид, возвратность – невозвратность, переходность – непереходность; наречия: не изменяются, являются обстоятельством)
¾ Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении? (являются обстоятельством)
(На примере предложений из домашнего задания показывает ученик)
¾ Чем деепричастие совершенного вида отличается от деепричастий несовершенного вида? (Отвечают работающие по карточке на интерактивной доске в паре)
III. Формирование новых умений способов действия
1. Беседа
¾ О чем сегодня на уроке пойдет речь? ( отвечают)
Слайд № 1
¾ Чему мы должны научиться? Задачи урока (составлять деепричастные обороты, ставить знаки препинания при одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах)
Слайд № 2
¾ А как вы думаете, что такое деепричастный оборот?
(Думаем, что деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами)
2. Работа с учебником, §26, стр. 91, 92, 94, 95
Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом §26
Прием «Пометки на полях» (инсерт)
¾ Что знали? Что отметили знаком «галочка»?
¾ Что нового узнали? Что отметили знаком «+»?
(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами; на письме деепричастные обороты выделяются запятыми)
¾ Что отметили знаком «минус»? (стр. 94)
¾ Что отметили знаком «вопрос»? (стр. 95)
Запись предложения из упражнения № 206 (выписываем первое предложение, составляем схему).
Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
Если деепричастные обороты зависят от одного и того же глагола,
они являются однородными обстоятельствами и между ними запятая не ставится.
· Запишем устойчивые сочетания, представляющие собой деепричастный оборот. Они запятыми не выделяются.
Сломя голову, засучив рукава, трудится не покладая рук, работать спустя рукава, уйти несолоно хлебавши.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Слово учителя.
¾ На предыдущем этапе мы выяснили, что такое деепричастный оборот и как он обособляется. Теперь я предлагаю вам ваши теоретические знания применить на практике.
Представьте теплый солнечный день. Что мы чувствуем, замечаем, наблюдаем в природе?
3 слайд – Солнечный день.
Задание: подобрать к деепричастиям зависимые слова, обозначить вид, выделить суффиксы.
Раскачиваясь
Шелестя
Осветив
Проглядывая
Закрывая
Затеняя
Наблюдая
Оценивая
Погружаясь
¾ Что мы с вами создали? (Деепричастные обороты)
¾ Составьте предложение с одним деепричастным оборотом. (Раскачиваясь от ветра, деревья шелестят листвой)
¾ Составлять деепричастные обороты вы умеете. Следующий этап работы проверит ваше умение выделять запятыми деепричастные обороты в речи.
4 слайд
Задание: спишите, расставьте недостающие знаки препинания, выделите деепричастный оборот как член предложения, составьте схемы предложений.
Вот темный лист свалился чуть шурша.
Роняя дождь проходят тучи.
Высоко в небе раскинув крылья парит ястреб.
Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес подступивший к берегам.
5 слайд – Луг на опушке леса.
1) Лесная опушка покрылась луговыми цветами. Она преобразилась и посветлела.
2) Цветы радуются солнцу. Они покачиваются под тёплым ветерком.
3) Тёмная зелень деревьев кажется мрачной. Она контрастирует с нежными цветами.
¾ А теперь мы на цветущем лугу, на опушке леса.
¾ Какое задание мы должны выполнить?
Задание: Заменить одно из предложений деепричастным оборотом.
(комментированное письмо)
6 слайд – Сирень на даче.
¾ Почувствуйте запах сирени и выполните следующее задание: замените один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания, выделите деепричастные обороты. (Задание по рядам)
Вдоль ступеней растут кусты сирени и оживляют летний пейзаж.
Поднимаемся по ступеням вверх и оказываемся перед огромным окном.
Сирень буйно цветёт и отражается в окне дома.
7 слайд – Творческое задание.
- Задание: замените причастия деепричастиями. Запишите полученные предложения, применяя правила выделения деепричастного оборота.
Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне.
Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонут.
Пылавшие среди травы гвоздики стали украшением сада.
Итак, мы смогли с вами убедиться в разнообразии синонимичных синтаксических конструкций в русском языке. Одну и ту же мысль можно выразить различными синтаксическими конструкциями.
8 слайд – Озеро.
- Отчего так неуютно на озере? Давайте исправим ошибки, допущенные в предложениях. (Работа выполняется устно)
1) Мы любуемся деревьями, отражаясь в воде.
2) Солнце спряталось за облаками, покрывая всё небо.
3) Художник изображает берег озера, убегая вдаль.
4) Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянув его холодными облаками.
5) Рассматривая картину, чувствуется настроение художника.
9 слайд – Озеро (с исправлением ошибок)
1) Мы любуемся деревьями, которые отражаются в воде.
2) Солнце спряталось за облаками, покрывшими всё небо.
3) Художник изображает берег озера, убегающего вдаль.
4) Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянувшееся холодными облаками.
5) Рассматривая картину, мы чувствуем настроение художника.
V. Проверочная работа
10 слайд – Проверочная работа. Нужна ли запятая?
(Учащиеся работают самостоятельно 2 минуты, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки – работа в парах).
11 слайд – Проверь.
1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
2. Мы увидели, что, построившись клином, летят журавли.
3. Юноша начал говорить, но, сказав несколько слов, смутился.
4. И тут Янко внимательно посмотрел на девушку, а увидев ее грустные глаза, отвел взгляд в сторону.
5. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
6. Шел дождь, барабаня по крыше, и, срывая последнюю листву с деревьев, назойливо выл ветер.
Оценочный лист
1 ошибка – «5»;
2-3 ошибки – «4»;
3-4 ошибки – «3»;
свыше 4 ошибок – «2»
(Оценку выставить на стикер, подписать фамилию)
12 слайд – Вывод.
- Какую роль выполняют деепричастия и деепричастные обороты в речи?
(Социальная значимость изучаемого материала)
13 слайд – Спасибо за работу.
VI. Этап рефлексии «Оценочное окно»
Учащийся на своем стикере проставляет количество баллов:
Понятно все, активно принимал участие – 10 баллов;
Мало практики, но понятно все – 7 баллов;
Был пассивным слушателем, но тему понял – 5 баллов;
Некоторые вопросы понял не до конца – 3 балла;
Ничего не понял – 0 баллов.
VII. Этап информации о домашнем задании
(Написано заранее на доске; домашнее задание комментируется)
§ 26
ур. А – упр. 206;
ур. Б – упр. 207;
ур. С – упр. 211
Итоги использования компьютерных технологий на уроках русского языка
· я добилась повышения эффективности обучения (развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
· осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
· расширение объёма предъявляемой учебной информации;
· обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
· улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
· повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
· включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
· повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования;
· активизация творческого потенциала ученика и учителя,
· включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;
· самореализация и саморазвитие личности ученика
Заключение
Таким образом, использование информационных технологий на уроках русского языка необходимо и целесообразно, позволяет разнообразить и комбинировать средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Использование ИКТ в образовании радикально меняет существенную систему обучения. Организация учебного процесса становится индивидуализированной, позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.
В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
· развитие наглядно – образного, наглядно – действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
· эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
· развитие коммуникативных способностей;
· формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
· формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).
ИКТ проводит к интенсификации всех уровней учебно – воспитательного процесса, обеспечивая:
· повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
· обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
· углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление и творческие способности, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе, помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих студентов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.