Выступление на методическом семинаре "Исследование начинается с мотивации"
Оценка 5

Выступление на методическом семинаре "Исследование начинается с мотивации"

Оценка 5
Педсоветы
docx
04.06.2021
Выступление на методическом семинаре "Исследование начинается с мотивации"
Статья отвечает на вопрос : как мотивировать школьников на исследовательскую деятельность?
Выступление на семинаре.docx

Выступление на методическом семинаре

«Исследование начинается с мотивации»

1.     Мне очень интересно ваше мнение, с чего начинается исследовательская работа учеников?

Думаю,  вы со мной согласитесь, что любое исследование начинается с мотивации, с заинтересованности какой-либо темой.

А как заинтересовать? Главным оружием учителя для решения этой задачи является урок. Нужно провести урок так, чтобы детям самим захотелось найти ответы на возникшие проблемные вопросы, выйти за пределы урока, исследовать эту тему пошире и поглубже.

2.     Я вас тоже хочу заинтересовать той методикой, которая помогает мне мотивировать учеников и вовлечь их в исследовательскую деятельность. Перед вами старинный сундучок. Посмотрим, что в нем лежит. Октябрятский значок.

https://pp.userapi.com/c837524/v837524294/2d809/dl1mvDfuiP4.jpg

Какая информация сразу поднимается из глубин вашей памяти? Отдельные ключевые слова?

СССР, советская школа, октябрята, пионеры, комсомольцы,  приём в октябрята – День 7 ноября, правила октябрят, речёвки , внучата Ильича, Ленин

Вот сколько информации хранит этот образ в вашей памяти!

Это о чём говорит?  Что образ – это единица нашего мышления. Мы мыслим образами. Вот  это и есть природосообразность или биоадекватность.

3.     Методика, на которой строится урок,  называется биоадекватной.  В центре внимания биоадекватного урока – мыслеобраз, который в течение урока обрастает структурированной информацией.

Почему мыслеобраз? Потому что он воспроизводится мысленно, в воображении. Во время релаксации.

4.     Давайте посмотрим на практике. Вы на уроке окружающего мира. Идет этап релаксации.

«Закройте глаза. Сядьте поудобнее. Включите своё воображение. Расслабьтесь.

Вы на лесной опушке. Внимательно всматриваетесь и между ветками кустарника видите белое кружевное облачко

На тоненькой ветке висят паутинки.

Из них паучата рисуют картинки.

"Вот взяли росинку с отраженьем  рассвета,

Измерив  на глаз расстоянье до лета,

Поймали  на слух полет стрекозы

И капельку влили сосновой слезы.

И вот пред вами паутинка

Кружевная пелеринка

Тонкие нити блестят,

Чистым серебром горят.

Легче пуха паутинка

Просто завораживающая картинка!

 

-Откройте глаза. Какой образ вы представили в вашем воображении? (Красивую паутину). Вот это и есть мыслеобраз,  который воссоздают ученики в своём воображении.

4. -А как вы думаете, жизнь на лугу можно сравнить с паутиной?

-Давайте посмотрим. Перед вами составные части экосистемы луга: растения, почва, дождевые черви, крот, птицы, пернатые хищники, насекомые, мыши, микробы.

-Почему на лугу так много сочных трав? Там плодородная почва. Протянулась ниточка к почве.

- Какие живые организмы способствуют плодородию почвы? Дождевые черви.

-Кто питается дождевыми червями в почве? Кроты

-А крот питается ещё корешками растений. Кто лакомится сладким нектаром цветов?

-Насекомые. Чтобы насекомых много не развелось, кто регулирует их прибывание на лугу? Птицы.

- На мелких птичек охотятся пернатые хищники.

- А такой хищник как сова охотится на мышей. А мыши поедают много злаков на лугу.

- Все эти живые организмы, отмирая, попадают под действие микробов, которые перерабатывают их останки, удобряя почву.

-Невидимые нити образовали паутину.

-В течение урока этот образ паутины обрастает структурированной информацией.

5. Этот мыслеобраз закладывается в долговременную память ученика. Этот ассоциативный образ  всегда будет хранить информацию об экосистеме луга. Слово «паутина» будет являться словом – ключом для воспроизведения информации об экосистеме луга.

6. Такая работа на уроке мотивировала моих учеников к мини-исследованию «Почему коровы перестали давать молоко?» о губительном влиянии человека на экосистему луга.

7. Эту методику можно применять на каждом уроке окружающего мира. Например, при изучении экосистемы тайги работали с мыслеобразом ожерелья.

Информация появляется не только на доске, каждый ученик рисует аналогичные рисунки в альбоме  – образоны.

8. Ученики  провели  экологический проект  «Не расхищай «изумруды» тайги»

Мыслеобраз должен ассоциироваться с темой урока. Если сначала учитель сам при подготовке к уроку  подбирает мыслеобраз, то потом ученики сами начинают помогать в этом учителю.

9. - Например, тема «Почва». - Какие ассоциации у вас возникают?

-А вот ученики сравнили почву с коркой хлеба, с верхним жирным слоем торта, с планетой земля, с сундучком с богатствами, с кладовой.

10.В процессе такой работы возник у учеников вопрос: «Почва – это живая или неживая природа?». Родилась исследовательская работа у моего ученика «Почва – живая земля», с которой он выступал на НПК, на конкурсе «Я- исследователь»

11. Мыслеобраз арбуза на уроке «Наша планета Земля»  заинтересовал детей, они выполнили проект «Земля – шар?»

12.Мыслеобраз пуховой перины из сказки «Морозко»  увлёк моих второклассников исследовательской работой «Зимнее чудо: снежинка – магия или наука?»

11.Биоадекватные уроки могут быть не только уроками окр.мира, но и русского языка, литературы, истории.

Автор данной методики - профессор психологии, академик Маслова Наталья Владимировна. Технология прошла многолетнюю  апробацию в Учебном Центре Российской Академии Естественных Наук. Созданы также биоадекватные учебники.

Таким образом,  биоадекватные уроки – это одно из средств мотивации на пути к исследовательской деятельности.

Паутина, Web, Orb Web, ПаукообразныеИзмайлова Марьям Рахимжановна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 города Пугачёва Саратовской области»

2021г


 

Выступление на методическом семинаре «Исследование начинается с мотивации» 1

Выступление на методическом семинаре «Исследование начинается с мотивации» 1

Давайте посмотрим на практике.

Давайте посмотрим на практике.

На мелких птичек охотятся пернатые хищники

На мелких птичек охотятся пернатые хищники

А вот ученики сравнили почву с коркой хлеба, с верхним жирным слоем торта, с планетой земля, с сундучком с богатствами, с кладовой

А вот ученики сравнили почву с коркой хлеба, с верхним жирным слоем торта, с планетой земля, с сундучком с богатствами, с кладовой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021