Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе.
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть. Работа учителя со слабоуспевающими учениками включает проведение индивидуальных и дополнительных занятий, дополнительных объяснений, многократных повторений, заучивание правил.
Я составила индивидуальную программу и мы занимаемся по специальному расписанию. За три года индивидуальных занятий ученики научились читать, списывать текст, писать диктанты. С большим трудом учатся считать и решать задачи. Совсем не владеет навыком решения задач. Отсутствует логика. Дополнительные занятия показали, что учащиеся моего класса добились базового уровня обученности. Я поставила перед собой определенные задачи и на протяжении этих лет старалась их реализовывать.
- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шашка, кот -кто»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)
- неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;
- низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;
- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);
- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.
Осознав, какие проблемы встречаются в усвоении учебного материала, считаю ЦЕЛЬЮ своей работы развитие познавательных интересов у слабоуспевающих детей.
Прежде всего, познавательный интерес порождает воображение учащихся, способствует развитию таких процессов как восприятие, память, мышление, внимание. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.
I. Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:
Речевки для организации учебной деятельности
Дети произносят речевку, настраиваются на рабочий лад:
а) Громко прозвенел звонок! б) Я тетрадь свою открою
Начинается урок. И наклонно положу.
Наши ушки на макушке, Я от вас, друзья, не скрою,
Глазки широко открыты. Ручку я вот так держу
Слушаем, запоминаем, Сяду прямо, не согнусь.
Ни минуты не теряем! За работу я возьмусь.
(Дети показывают)
Такие упражнения позволяют начать урок в темпе, без лишних указаний учителя.
2.Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:
Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия», «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:
Ножки - ложки дочка - бочка
Егорка - горка город – горох
девушка – дедушка картина - корзина
«Найди и обведи лишний предмет, символ» (рис. 8а, б)
Рисунок 8а Рисунок 8б Рисунок 9
3. Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:
Игра «Полет».
Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).
Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»
Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.
«Прочитай слово».
Показываю плакат с хаотичным расположением букв. Задача ребят составить из них слово (рис. 9)
III. В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:
- проговаривание негромко слова по слогам;
- прочитать слово еще раз полностью;
- закрыть глаза, вспомнить написание слова и мысленно крупно прописать его;
- проговорить слово по слогам соседу по парте;
- записать слово в тетрадь.
Следуя методике С.Н. Лысенковой, стараюсь приучать детей думать вслух, чтобы каждое действие ученика сопровождалось словом. Проводим комментированное письмо. Один из учеников ведет разбор слова вслух. Например: написание словарного слова собака. - «Пишу со, гласная о, пишу ба, гласная а, пишу ка, гласная а…» и т.д. Весь класс за ним повторяет.
При проведении таких упражнений у ребенка растет самооценка, вырабатывается дикция, речь. Для закрепления словарных слов и проверки их написания, предлагаю использовать карточки с домиком, под которым спрятана гласная буква (рис. 10)
а) Упражнения для закрепления правописания словарных слов и развития орфографической зоркости:
Игра «Неполадки».
В словарных словах добавляется лишняя буква и ее надо заметить
Игра «Собери слово».
Набор карточек на словарные слова. Слова пишутся на карточках так, что первая половина слова на одной, вторая половина слова на другой (например: по-года, по-суда, моло-ко, бе-рег, суб-бота). Первая половина карточки у учителя, вторая половина раздается ученикам в произвольном порядке. Цель: сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. Ребятам нравятся такие упражнения.
б) Самостоятельные виды работы:
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки учебной работы, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса.
Провожу орфографические упражнения, опирающие на разные способы восприятия: слух, зрение, память. Цель таких упражнений – совершенствование памяти. Для этого рекомендую следующие упражнения (русский язык):
- Зрительный диктант (безошибочный).
Пишу текст на доске. Ученики читают, всматриваются в орфограммы, объясняют их написание, подбирают, если необходимо, проверочные слова. Текст закрывается. Дети пишут текст под диктовку. Затем сами проверяют написанное.
- Письмо по памяти.
Дети сначала хором читают текст стихотворной формы в несколько строк. Заучивают его самостоятельно. Разбирают и объясняют все орфограммы, знаки препинания. Записывают, сравнивают с написанным на доске.
- Диктант – игра «Кто больше запомнит» (по методике Федоренко).
Читаю предложение один раз, а во время паузы учащиеся записывают то, что запомнили. Важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов. Первое время, моим детям было трудно справиться с такой игрой. Тексты брала простые. Сейчас ребята сами предлагают провести такой диктант.
- Списывание с пропущенными орфограммами.
Это задание выполняют дети сами, вслух объясняя, рассуждая правила написания орфограмм. Популярностью этого задания является взаимопроверка. Дети оценивают работы друг друга, ставят оценку простым карандашом на полях. Позже, проверяя работы, стараюсь не исправлять ошибки, а лишь зачеркиваю букву. Ученик старается сам исправить ошибку.
На закрепление парных звонких и глухих согласных рекомендую провести игру:
- «Засели в нужный домик».
На доске выписаны слова с парными согласными. Ребята должны их правильно расположить в домиках. Можно использовать и на звонкость, мягкость согласных, ъ знак и ь знак
Также можно использовать работу и с деформированным текстом, работу с текстом «Исправь ошибки». Все эти задания делают орфографическую работу более увлекательной, доступной.
IV. Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.
V. Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления
- Игра «Знаешь ли ты животных?»
Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают
Следующая игра развивает устойчивость внимания.
- «Веселые данетки» - загадки. Например:
Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -
Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!
-Если ты бежишь в буфет,
Значит ты голодный? …(да)
- В небе месяц и звезда –
Значит, это полдень?...(нет)
-«Игра на внимание». Например: Внимание! Внимание!
Игра в словочетания
!
- Принцессами из книжки - Ноготки на пальчиках
Мечтают стать…(девчонки) Красят только…(мальчики)
- Любят спорт, машинки, гонки -Увидев серенькую мышку,
Настоящие…(мальчишки) От страха завизжат…(девчонки)
- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся – их детей. Например:
лиса – лисенок корова – теленок курица - цыпленок
заяц – зайчонок лошадь – жеребенок гусь - гусенок
лев - львенок собака – щенок утка - утенок
-Игра «Один – много»
(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)
-Игра «Назови одним словом»
Например:
клен, береза, тополь – деревья снег, дождь, роса - осадки
брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт
-Игра «Говори наоборот»
Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:
Веселый – грустный большой - маленький
Горячий – холодный узкий - широкий
Сладкий – горький глубокий - мелкий
-Игра «Найди лишнее слово».
Например: храбрый, злой, смелый, отважный
яблоко, слива, огурец, груша
час, минута, лето, секунда
молоко, сметана, хлеб, творог
VI. Послушаем «царицу Тишину»
Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:
Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина» похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе до конца урока, или уйдет к другим детям».
Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.
ВЫВОД:
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
Труд учителя интересен. Изо дня в день, обучая детей, он учится сам. опытом работы.
СОВЕТ:
Рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания, памяти, развитию воображения, мышления, надо учить младших школьников систематически. Ведь именно в начальных классах учитель решает основную задачу начального обучения «научить дитя учиться».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.