«Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающихся»
Цель: выявление условий и факторов, стимулирующих создание комфортной среды в школе и на уроках.
Задачи:
Из всех показателей оценки школы
главным следует считать самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
В.А. Караковский.
Разминка МАК «Маски»
Выберите одну из предложенных масок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которая вам просто понравилась. Расскажите, почему вы выбрали именно эту маску.
Я рада, что у нас сегодня больше улыбающихся масок. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
Упражнение «Ассоциации»
Посмотрите на слайд и назовите свои ассоциации к предложенным «картинкам»
(картинки: символ психологии, комфорт, ученики в классе)
Выслушиваются варианты формулировок.
Итак, у нас получилась такая фраза, как «психологический комфорт на уроке».
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?».
Выслушиваются варианты ответов
А как вы считаете, что это такое «психологический комфорт»?
Психологический комфорт на уроке – нужен ли он, важно ли это?
Выслушиваются варианты ответов.
Теоретическая часть
Значение слова «комфорт» можно найти и в «Этимологическом словаре» Н. М. Шанского, и в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова.
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский)
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
А какие виды комфорта существуют на уроке?
Выслушиваются варианты ответов.
Структурными составляющими комфорта являются интеллектуальный, физический и психологический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.
Физический комфорт школьника связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.
Так что же такое «психологический комфорт»?
Психологический комфорт ребенка в школе – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).
Неотъемлемой частью психологического комфорта является психологический климат.
С научной точки зрения психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения интересов.
Замечательно, что с понятиями «психологический комфорт» и» «психологический климат» мы с вами разобрались. А как вы считаете, от кого зависит психологический комфорт и психологический климат на уроке?
Выслушиваются варианты ответов.
Психологический климат урока базируется на эмоционально-психологическом взаимодействии учителя и учащихся.
Тематический кластер
А как Вы думаете, по каким критериям мы можем судить о психологическом комфорте на уроке? Давайте сейчас составим кластер «Критерии психологического комфорта на уроке».
И так критерии психологического комфорта следующие:
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьники учителя переживает, находясь в образовательном учреждении.
А сейчас я вам предлагаю составить тематический кластер «Условия психологического комфорта на уроке»
Из составленного нами кластера следует, что для психологического комфорта необходимы следующие условия:
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:
Очень важным при общении с учащимися является то, какие невербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности»
Поза, жесты и мимика человека, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком.
Трансляция информации с помощью языка телодвижений влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза, жесты и мимика учителя на уроке способствует или препятствует «открытию» учащихся на общение.
Пример преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
Педагог так же должен уметь и считывать информацию по языку телодвижений.
Вот сейчас я вам предлагаю пройти тест «Понимаете ли вы других людей»
Упражнение «Читать человека как книгу»
Сейчас я вам предлагаю по картинкам и описанию поз, мимике и жестов определить состояние человека.
Упражнение «В каком настроении сегодня учитель»
Вот сейчас я предлагаю вам отгадать настроение учителя.
Педагогам предлагаются картинки и описание поз, по которым они должны догадаться какое настроение у учителя.
Большое значение на психологическое состояние любого человека играет и интонация.
Упражнение «Взгляд».
Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
Обсуждается значение взгляда в технике общения.
Упражнение «Интонация».
Знаете ли вы, что, произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.
Учителю в течение всего урока необходимо отслеживать и контролировать психологическое состояние класса на всех этапах урока, т.к. благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися, полноценному их личностному развитию.
К методам отслеживания психологического состояния учащихся на уроке относятся:
· в первую очередь наблюдение,
· карта эмоциональных состояний,
· цветовая диагностика (цветограмма).
Ученикам предлагается выбрать карточку такого цвета, который, соответствует их теперешнему состоянию, настроению. Красный – восторг. Оранжевый – радость. Синий – беспокойство. Фиолетовый – тревога. Зелёный – спокойствие. Желтый – удовольствие. Чёрное – мрачное.
· график настроения,
· градусник настроения
На каждом этапе урока учитель сам выбирает ту форму работы, которая положительно может повлиять на эмоционально-психологическое состояние учеников. Такие средства помогают детям получить физическую и психологическую зарядку.
К таким методам, позволяющим учащимся «встряхнуться» или наоборот «успокоится» физически и эмоционально, можно отнести упражнения-энергизаторы (упражнения и игры на активизацию детей, для включения в работу), упражнения и игры для успокоения детей, снятия возбуждения и импульсивности, физкультминутки, логические разминки, релакс-паузы. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга, используемые на различных этапах урока.
Упражнение «Копилка».
Сейчас в руках у меня «появилась» вот такая замечательная «копилка», с помощью которой мы с вами сможем плодотворно «поработать». Поочерёдно эта «копилка» побывает в руках у каждого из нас. Задача каждого участника озвучить и продемонстрировать несколько «универсальных» приемов создания благоприятного психологического климата на собственных уроках. А т.к. «копилка» в данный момент времени находится в моих руках, то я озвучу вам несколько оптимальных приемов из своего методического «багажа».
Игра-разминка «На одну буквы»
Цель: активизация детей, включения в совместную работу.
Выбирается одна буква, с которой должны начинаться слова, понятия относящиеся к учебному предмету. Выигрывает тот ученик который последним сможет назвать какой либо предмет на заданную букву.
Игра-разминка «Соноскоп»
Цель: успокоение детей, снятие импульсивности и возбуждения
Учащиеся закрывают глаза. Учитель дотрагивается до разных предметов карандашом, постукивая при этом по ним. После каждого удара, учащиеся должны попытаться определить тот предмет, до которого дотрагивался учитель.
В качестве логической разминки предлагаю вам «Ребусы»
В качестве релакс-паузы предлагаю вам релаксацию «Синяя птица»
Затем участники семинара все по очереди предлагают свои методы по улучшения психологического климата на уроках.
Используя «копилку», мы с вами убедились в том, что фактически каждый учитель владеет определенным «багажом» приемов и методов построения конструктивного взаимодействия с учениками на «своих» уроках. Но существует ряд важных моментов, про которые следует помнить любому педагогу при организации урочного процесса»
Золотые правила создания психологического комфорта на уроке!
В конце предлагается посмотреть ролик по притче древнегреческого мудреца «О солнце и ветре»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.