Выступление на МО классных руководителей по теме: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающихся»

  • doc
  • 22.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психологический комфорт на уроке.doc

 

   «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающихся»

Цель: выявление условий и факторов, стимулирующих создание комфортной среды в школе и на уроках.

Задачи:

  • Обогатить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
  • Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
  • Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
  • Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках и школе
  • Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках

 

 

Из всех показателей оценки школы

главным следует считать самочувствие в ней человека.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

 В.А. Караковский.

 

Разминка МАК «Маски»

Выберите одну из предложенных масок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которая вам просто понравилась. Расскажите, почему вы выбрали именно эту маску.

Я рада, что у нас сегодня больше улыбающихся масок. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

Упражнение «Ассоциации»

Посмотрите на слайд и назовите свои ассоциации к предложенным «картинкам»

(картинки: символ психологии,  комфорт, ученики в классе)

Выслушиваются варианты формулировок.

Итак, у нас получилась такая фраза, как «психологический комфорт на уроке».

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?».

Выслушиваются варианты ответов

А как вы считаете, что это такое «психологический комфорт»?

Психологический  комфорт на уроке – нужен ли он, важно ли это?

Выслушиваются варианты ответов.

Теоретическая часть

Значение слова «комфорт» можно найти и в «Этимологическом словаре» Н. М. Шанского, и в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова.

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский)

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

А какие виды комфорта существуют на уроке?

Выслушиваются варианты ответов.

            Структурными составляющими комфорта являются интеллектуальный, физический и психологический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физический комфорт школьника связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.

Так что же такое «психологический комфорт»?

Психологический комфорт ребенка в школе – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.    Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).

            Неотъемлемой частью психологического комфорта является психологический климат.

С научной точки зрения психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения интересов.

Замечательно, что с понятиями «психологический комфорт» и» «психологический климат» мы с вами разобрались. А как вы считаете, от кого зависит психологический комфорт и психологический  климат на уроке?

Выслушиваются варианты ответов.

Психологический климат урока базируется на эмоционально-психологическом взаимодействии учителя и учащихся.

Тематический кластер

А как Вы думаете, по каким критериям мы можем судить о психологическом комфорте на уроке? Давайте сейчас составим кластер «Критерии психологического комфорта на уроке».

И так критерии психологического комфорта следующие:

  • Отсутствие усталости у детей и учителя
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьники учителя переживает, находясь в образовательном учреждении.

А сейчас я вам предлагаю составить тематический кластер «Условия психологического комфорта на уроке»

Из составленного нами кластера следует, что для психологического комфорта необходимы следующие условия:

  • доброжелательные взаимоотношения в системе «учитель – ученик»;
  • доброжелательные взаимоотношения в системе «ученик – ученик»;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • использование на уроках методов эмоциональной раскачки,
  • использование на уроках методов эмоциональной разгрузки, упражнений на релаксацию;
  • комфортная внутришкольная среда.

 

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

  • просьбы, а не требования;
  • убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
  • компромисс, а не конфронтацию
  • язык телодвижения

Очень важным при общении с учащимися является то, какие невербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности»

Поза, жесты и мимика человека, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком.

Трансляция информации с помощью языка телодвижений влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза, жесты и мимика учителя на уроке способствует или препятствует «открытию» учащихся на общение.

Пример преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне  «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

Педагог так же должен уметь и считывать информацию по языку телодвижений.

Вот сейчас я вам предлагаю пройти тест «Понимаете ли вы других людей»

Упражнение «Читать человека как книгу»

Сейчас я вам предлагаю по картинкам и описанию поз, мимике и жестов определить состояние человека.

Упражнение «В каком настроении сегодня учитель»

Вот сейчас я предлагаю вам отгадать настроение учителя.

Педагогам предлагаются картинки и описание поз, по которым они должны догадаться какое настроение у учителя.

Большое значение на психологическое состояние любого человека играет и интонация.

Упражнение «Взгляд».

Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

            Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

  • с укоризной,
  • с настойчивым запретом,
  • с безмерным удивлением,
  • с гневом,
  • с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения.

Упражнение «Интонация».

Знаете ли вы, что, произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

  • С пренебрежением
  • С улыбкой
  • С недовольством
  • С интересом (Удивлением)
  • Со злостью
  • С сарказмом

Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

Учителю в течение всего урока необходимо отслеживать и контролировать психологическое состояние класса на всех этапах урока, т.к. благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися, полноценному их личностному развитию.

К методам отслеживания психологического состояния учащихся на уроке относятся:

·         в первую очередь наблюдение,

·         карта эмоциональных состояний,

·         цветовая диагностика (цветограмма).

Ученикам предлагается выбрать карточку такого цвета, который, соответствует их теперешнему состоянию, настроению. Красный – восторг. Оранжевый – радость. Синий – беспокойство. Фиолетовый – тревога. Зелёный – спокойствие. Желтый – удовольствие. Чёрное – мрачное.

·         график настроения,

·         градусник настроения

На каждом этапе урока учитель сам выбирает ту форму работы, которая положительно может повлиять на эмоционально-психологическое состояние учеников. Такие средства помогают детям получить физическую и психологическую зарядку.

К таким методам, позволяющим учащимся «встряхнуться» или наоборот «успокоится» физически и эмоционально, можно отнести упражнения-энергизаторы (упражнения и игры на активизацию детей, для включения в работу), упражнения и игры для успокоения детей, снятия возбуждения и импульсивности, физкультминутки,  логические разминки, релакс-паузы. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга, используемые на различных этапах урока.

Упражнение «Копилка».

Сейчас в руках у меня «появилась» вот такая замечательная «копилка», с помощью которой мы с вами сможем плодотворно «поработать». Поочерёдно эта «копилка» побывает в руках у каждого из нас. Задача каждого участника озвучить и продемонстрировать несколько «универсальных» приемов создания благоприятного психологического климата на собственных уроках. А т.к. «копилка» в данный момент времени находится в моих руках, то я озвучу вам несколько оптимальных приемов из своего методического «багажа».

Игра-разминка «На одну буквы»

Цель: активизация детей, включения в совместную работу.

Выбирается одна буква, с которой должны начинаться слова, понятия относящиеся к учебному предмету. Выигрывает тот ученик который последним сможет назвать какой либо предмет на заданную букву.

Игра-разминка «Соноскоп»

Цель: успокоение детей, снятие импульсивности и возбуждения

Учащиеся закрывают глаза. Учитель дотрагивается до разных предметов карандашом, постукивая при этом по ним. После каждого удара, учащиеся должны попытаться определить тот предмет, до которого дотрагивался учитель.

В качестве логической разминки предлагаю вам «Ребусы»

В качестве релакс-паузы предлагаю вам релаксацию «Синяя птица»

            Затем участники семинара все по очереди предлагают свои методы по улучшения психологического климата на уроках.

Используя «копилку», мы с вами убедились в том, что фактически каждый учитель владеет определенным «багажом» приемов и методов построения конструктивного взаимодействия с учениками на «своих» уроках. Но существует ряд важных моментов, про которые следует помнить любому педагогу при организации урочного процесса»

Золотые правила создания психологического комфорта на уроке!

  • Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Самый приятный звук для человека – это его имя.
  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
  • Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.
  • Не кричите и не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах.
  • Помните, что совместная деятельность сближает людей.
  • Хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине.
  • Замечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются.
  • На уроке всегда создавайте ситуацию успеха.

 

В конце предлагается посмотреть ролик по притче древнегреческого мудреца «О солнце и ветре»


Скачано с www.znanio.ru