МБОУ Переснянская СШ
Интерактивные формы
обучения информатики
в рамках ФГОС
Учитель информатики
Яковлева Анна Александровна
Пересна
2023г.
Интерактивные формы обучения информатики
в рамках ФГОС
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Основные цели интерактивного обучения:
· стимулирование учебно-познавательной мотивации;
· развитие самостоятельности и активности;
· воспитание аналитического и критического мышления;
· формирование коммуникативных навыков
· саморазвитие учащихся.
Каждый педагог работает над вопросом: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебно – познавательной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Интерактивные методы является теми, которые могут решить данный вопрос.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Изучение информатики с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки, а самое важное повышают учебную мотивацию.
Методы обучения
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся.
Для наглядности представлю их нижеследующими схемами. Содержание
Схема 1 (пассивный метод)
Схема 2 (активный метод)
Схема 3 (интерактивный метод)
Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный (авторитарный) стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Сущность и виды интерактивного обучения.
Методы интерактивного обучения можно поделить на две большие группы: групповые
и фронтальные. Первые предусматиривают взаимодействие участников малых
групп (на практике от 2 до 6-ти человек), вторые – совместную работу и
взаимообучение всего класса.
Время обсуждения в малых группах – 3-5 минут, выступление – 3 минуты,
выступление при фронтальной работе – 1 минута.
Групповые методы:
1. Работа в парах. Ученики работают в парах, выполняя задания. Парная работа требует обмена мыслями и позволяет быстро выполнить упражнения, которые в обычных условиях забирают много времени или невозможны (обсудить событие, рассказ, информацию, вывести итог уроку, взять интервью друг у друга, проанкетировать партнёра). После этого один из партнёров докладывает классу об результатах.
2. Робота в тройках. По сути, это усложнённая работа в парах. Лучше в тройках проводить обсуждение, обмен мыслями, подведение итогов или, наоборот, выделение непохожих мыслей).
3. 2+2=4. Две пары отдельно работают над упражнением на протяжении определённого времени (2-3 минуты), обязательно приходят к общему решению, затем объединяются и делятся приобретённым. Как и в парах, необходимым является консенсус. После этого можно или объединить четвёрки в восьмёрки, или перейти к групповому обсуждению.
4. Карусель. Ученики рассаживаются в два круга – внутренний и внешний. Внутренний круг недвижим, внешний двигается. Возможны два варианта использования метода – для дискуссии (происходят «попарные споры» каждого с каждым, причем каждый участник внутреннего круга имеет собственные, неповторимые доказательства), или для обмена информацией (ученики из внешнего круга, двигаясь, собирают данные).
5.
Работа в малых группах. Важнейшим здесь является
распределение ролей: “спикер” – руководитель группы (следит за регламентом во
время обсуждения, зачитывает задания, назначает докладывающего), “секретарь”
(ведет записи результатов работи, помогает при подведении итогов и их
объявлении), “посредник” (следит за временем, привлекает группу к работе),
“докладывающий” (четко высказывает мысль группы, докладывает про результаты
работы группы).
Возможно выделение экспертной группы из сильнейших учеников. Они работают
самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют
информацию.
6. Аквариум. В этом методе одна микро-группа работает отдельно, в центре класса, а после обсуждения провозглашает результат, а остальные группы слушают, не вмешиваясь. После этого группы внешнего круга обсуждают выступление группы и собственные достижения.
Фронтальные методы:
1. Большой круг. Ученики сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определённого вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.
2. Микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая друг другу “микрофон”.
3. Незаконченные предложения. Немного усложнённый вариант большого круга: ответ ученика – это продолжение незаконченного предложения типа “можно сделать такой вывод…”, “я понял, что…”
4. Мозгвой штурм. Всем известная технология, суть которой заключается в том, что все ученики по очереди высказывают абсолютно все, даже алогичные мысли по поводу проблемы. Высказанное не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний.
5. Мозаика. Это метод, который объединяет и групповую, и фронтальную работу. Малые группы работают над разными заданиями, после чего переформировываются так, чтоб в каждой заново созданной группе были эксперты по каждому аспекту проблемы (например, каждая первичная группа анализировала составление одной программы, после переформирования первая новая группа должна обобщить структуру программы, вторая – используемые типы величин, третья – аргументы, четвертая – результаты).
Нужно отметить, что выше перечисленные методы - это далеко не все методы, существующие и используемые на сегодняшний день.
Интерактивные методы обучения на уроках информатики
Предмет “Информатика и ИКТ” занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.
Сам по себе предмет «информатика» является достаточно универсальным. Я считаю, что именно при изучении этого предмета нужно использовать интерактивные методы, потому что информатика каждый день совершенствуется и развивается нога в ногу с научно-техническим прогрессом и тут останавливаться и пользоваться традиционными методами не целесообразно.
В проведении уроков информатики я учитываю выбор метода в зависимости от дидактической задачи. Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую метод «Мозгового штурма», «Групповую дискуссию», «Деловую игру», «Разбор ситуации», «Работа в малих группах», «Работа в парах», «Микрофон».
Метод «Разбор ситуации»:
Применяю для обсуждения проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все участники. Ситуации при работе на компьютере – зависание компьютера, внезапное отключение питания, компьютерные вирусы, подключение дополнительных устройств, поиск информации в Интернет и др.
Метод «Деловая игра».
Во время деловой игры учащиеся разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой обучения. Деловые игры хорошо проводить на заключительных уроках изученных тем - текстовый редактор MS –Word, электронные таблицы Excel. Учащиеся в качестве разных ролей выполняют задания. Например, одна группа- это компьютерная фирма, занимающаяся сборкой и реализацией копьютерной техники, другая группа- это покупатели.
Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».
Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
Проблемы для «мозгового штурма» при изучении информатики:
Вреден ли компьютер для здоровья человека?
Внешние носители информации – недостатки и достоинства.
Интернет в решении твоих профессиональных задач.
Компьютерные вирусы – как предохранить компьютер.
Информационные технологии в твоей профессии.
Роль математики и физики в создании науки информатики.
и другие.
Метод «Дискуссии в малых группах».
Применение метода дискуссий в малых группах можно применять при изучении любых тем информатики, при повторении, закреплении, изучении новых.
Метод проэктов.
Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Её можно активизировать с помощью проэктного метода обучения. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказатьсяименно этот метод..
Поэтому, я очень часто применяю этот метод обучения: учащиеся разрабатывают проэкты в рамках урока и вне урока, применяя, в основном программу Microsoft Power Point.
Современный урок в рамках ФГОС это урок на котором необходимо использовать современные технологии, различные методы и формы работы.
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления,
Технология критического мышления позволяет: объединить
ü организовать самостоятельную работу на уроке;
ü вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
ü развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
ü повышать уровень самоорганизации учащихся;
ü овладевать рациональными приемами самообразования;
ü стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
ü развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на мотивирование ученика, подсознательное побуждение его на исследовательскую, творческую активность, предоставление ему условий для осмысления материала и помощи в обобщении приобретённых знаний.
Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:
1. Стадия вызова.
2. Стадия осмысления.
3. Стадия рефлексии.
Технологичекие этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приемы и методы |
|||
I стадия (фаза) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. |
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. |
Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. |
|||
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
||||||
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. |
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» |
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации |
Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
|||
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. |
||||||
III. Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. |
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации |
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. |
Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
|||
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
||||||
Применение технологии развития критического мышления на уроках информатики
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести. Рисунок 1. Пример использования приёма «Корзина»
Класс: 7
Информация и её свойства.
Используется механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать или есть вопрос). Индивидуальная работа.
Таблица 1.
Пример использования приёма ЗУХ
Знаю |
Узнал новое |
Хочу узнать подробнее. Есть вопрос? |
Информация – это некоторое сообщение, которое люди передают друг другу. Она содержится в книгах, в окружающихся нас звуках, показаниях приборов и т. д. |
Информация как сигнал. Сигналы бывают дискретными и непрерывными. Виды информации: визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Основную информацию человек получает визуально 80–90 %. Информация имеет свои свойства: объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность. |
Каким образом получают информацию слепые? Как проверить информацию на достоверность? Все ли свойства должны выполняться для любого вида информации? |
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.
Класс: 9
Тема: Алгоритмы и исполнители.
Прием «Кластер». Работа в группах.
На поисково-исследовательском этапе класс делится
на группы (по 5 человек).
Задание: составить кластер на основе изучения материала учебника. Также наряду с составление кластера обучающиеся составляют список вопросов. Затем группы выступают со своими работами, обсуждают появившиеся вопросы (вся деятельность осуществляется между обучающимися, учитель выполняет функцию координатора; на возникшие вопросы могут отвечать члены других групп, при затруднении обращаясь к учителю).
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими).
Рисунок 2. Пример использования приёма «Кластер»
Класс: 9
Тема: Информационные технологии и общество.
Прием «Зигзаг». Работа в группах.
На поисково-исследовательском этапе класс делится на группы (по 4 человека).
1этап. Внутри группы распределяют номера от 1 до 4.
2 этап. Обучающиеся рассаживаются за столы в соответствии с выбранным номером, в группе изучают материал учебника, составляют опорные схемы:
Рисунок 3. Схема размещения групп обучающихся
1 стол. Предыстория информатики;
2 стол. История чисел и систем счисления;
3 стол. История ЭВМ;
4 стол. История программного обеспечения и ИКТ.
3 этап. Возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.
Класс: 9
Тема: Способы поиска в Интернете.
Прием «Исследовательский проект». Индивидуальная
работа.
На этапе рефлексии учитель предлагает
обучающимся записать в тетради вопрос или
тему, о которой им хотелось бы узнать
подробнее. Домашнее задание: выполнить поиск
ответа на свой вопрос при помощи
Интернета. Проанализировать эффективность поисковых
систем (не менее трёх), какая из них
для них лично более предпочтительна, свой
ответ обосновать по пунктам:
1. Какими поисковыми системами ты пользуешься чаще всего? Почему ты отдаешь предпочтение именно им?
2. Напиши преимущества и недостатки выбранных поисковых систем.
3. Какая из выбранных поисковых систем выдала наиболее оптимальный для тебя ответ на твой вопрос? Сделай выводы по проделанной работе.
Содержание 1 Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики 1.1 «Мозговой штурм» 1.2 Прием «Корзина» идей, понятий, именПеревёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности) 1.4 Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) 1.5 Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) 1.6 Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён) 1.7 Прием «Кубик» 1.8 Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам 1.9 Прием «Написание эссе» |
«Мозговой штурм»
При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез
Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней
Например:
I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?
III уровень – А нужны ли нам исполнители?
Или:
I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)
Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.
Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.
Прием «Кубик»
В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.
Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.
Примеры таких задач вы может увидеть ниже:
Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий
Много идей - мало времени
Призвание
Или:
Учитель
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага
Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.
Цикл
Сложный, разный
Повторяется, работает, зацикливается
Без цикла нельзя начистить картошку
Важно
Или:
Развилка
Полная, сокращенная
Предлагает, выбирает, решает
Нужно выбрать правильный путь
Проблема
Прием «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.
Приемов развития критического мышления великое множество, их применение на уроках также не ограничено. Уроки с применением подобных методик делают занятия более занимательными и продуктивными, а также дают учителю широкую картину уровня осознания и понимания изучаемого материала обучающимися.
Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.
На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
·
1. построение урока с применением программных мультимедиа
средств:
обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
· 2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
·
3. организация и проведение лабораторных практикумов с
виртуальными
моделями.
· 4. обработка результатов эксперимента.
· 5.разработка методических программных средств.
·
6. использование ресурсов интернет.
7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное
обучение, сетевое методическое объединение.
При развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы цифровые образовательные ресурсы
В качестве ЦОР можно использовать федеральный центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов...
fcior.edu.ru
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru
Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.
сайт http://standart.edu.ru)
Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:
- интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;
- мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;
- моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;
- коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;
- производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.
Вывод.
Овладев на уроках информатики технологиями общения в сетях, учащийся может быть включен в такой учебный процесс в школе, в котором преподавателями-предметниками используются новые педагогические подходы (обучение в сотрудничестве, работа в группах, проектная деятельность, разноуровневое и модульное обучение и т. п.). Кроме того, ученик для решения конкретных учебных задач может использовать информационные ресурсы из внутреннего школьного информационного пространства (интранет) и из Интернет. В таком учебном процессе школьник перестает быть только объектом учительского воздействия – он становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия с педагогом и коллегами-соучениками.
За счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе.
Важнейшим условием для осуществления на практике интерактивного обучения является личное участие учителя, его непосредственное включение в различные формы интерактивного обучения. Внедрение в практику работы образовательного учреждения информационно-коммуникационных технологий открывает большие возможности и для совершенствования образовательных методик, для обмена опытом и творческого подхода к преподаванию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.