Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)
Актуальность: вызывает интерес к изучению предмета, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Цель применения технологии проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Универсальные учебные действия Регулятивные – умение решать проблемы. Коммуникативные – вести диалог. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу
Приемы создания проблемных ситуаций.
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
Определить проблемные теоретические и практические задания;
Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Структура проблемного урока
Цель урока | Этапы урока | Деятельность обучающихся |
| I. Создание проблемной ситуации | Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока и его задачи | |
III. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез | |
IV. Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. | |
V. Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу. |
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества
• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; • Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; • Нацелена на формирование универсальных учебных действий; • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.