Выступление на МО. Применение технологии проблемного обучения в начальной школе как средство реализации ФГОС

  • pptx
  • 08.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на МО технология проблемного обучения.pptx

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе как средство реализации ФГОС

Автор: учитель начальных классов МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово
Захарова Татьяна Алексеевна

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)

Актуальность: вызывает интерес к изучению предмета, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Цель применения технологии проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Универсальные учебные действия Регулятивные – умение решать проблемы. Коммуникативные – вести диалог. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу

Приемы создания проблемных ситуаций.

Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
Определить проблемные теоретические и практические задания;
Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся


ЗНАНИЕ

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.


















Применение технологии
проблемного обучения на уроках
в начальной школе

Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества

• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;  • Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;  • Нацелена на формирование универсальных учебных действий;  • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.