Выступление на МО «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выст. 1.docx

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ

«ГОРОД МАХАЧКАЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 38»

Ул. Ю. Акаева, 13, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367010, тел (8722) 62-49-53 e-mail: school_38_mchk@mail.ru ОГРН 1060562005701, ИНН/КПП 0562062943/057201001, ОКПО 49166410

 

 

kniga-otkrovenija-ioanna-bogoslova

 

 

Выступление

Мирзоевой Людмилы Сейфутдиновны на методическом объединении:

«Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

     

 

 

 Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, видится выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. При работе берем за основу развивающую систему обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.

        Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

 •обучение на высоком уровне трудности;

•быстрый темп изучения программного материала;

•осознанное обучение;

•преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;

•общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.

         Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

       Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные.

       Методы обучения - проблемные. Наиболее эффективная программа – программа проблематизации.

       Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

        Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на уроках? Не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

       Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому, К. Коффке), являются:

1) Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.

2) Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика.

3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития ("могу сам") — в зону ближайшего развития ("могу с учителем").

4) Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.

5) Реализация принципа относительной успешности обучения.

6) Учет механизма развития способностей: операция - действие - способ деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.

      При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

       На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

        Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

      Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайда. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

      Знания не даются в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем, несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, создаю дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволяет каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

         Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

                                             

 

 

 

 

 

 

 

Директор школы :                                                         Р.Н.Ольмесов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписка из протокола №3

заседания школьного методического объединения учителей русского языка, литературы по теме: «Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одаренными детьми в среднем звене» от 09.10.2021г.

Присутствовало:18 человек

Отсутствовало: 0 человек

Повестка дня.

·         Доклад учителя русского языка и литературы Ильясовой Э.Д.  по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене».

·         Доклад учителя русского языка и литературы Ахмедовой М.С. по теме: «Работа с одаренными детьми».

 

Слушали по 1 вопросу Керимова С.И., которая в своем выступлении рассказала о формах и методах работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене.

       

                  Постановили по докладу Ильясовой Э.Д. 

·   Продолжить работу с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности.

·   Ильясовой Э.Д., поделиться опытом работы с одаренными детьми на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Директор школы                                                Р.Н.Ольмесов