Методические и организационные аспекты наставничества и наставнических практик в образовательной организации
В апреле - мае 2022 года прошло профессионально-общественного обсуждение и утверждение проекта «Школа Министерства Просвещения России» -
Суть данного проекта в создании Идеальной Российской школы, т.е создание единого образовательного пространства для обучения и воспитания в соответствии с определенными критериями образа будущего на базовом, среднем или полном уровнях в школах России. Приведу некоторые критерии единого образовательного пространства как пример:
Воспитание
Творчество
профориентация
Наставничество - технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, мета навыков и ценностей, которая поможет решить поставленные задачи, чтобы образовательная организации соответствовала критериям с целью реализации данного проекта, тем самым решает задачи на всероссийском уровне, но
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося так и учителя отдельной образовательной организации.:
v подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе
v одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
v ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры
v проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;
v эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Таким образом, методическое сопровождение образовательного процесса через наставнические практики является актуальным вопросом, повышает качество образования в ОО и помогает решить задачи «Школы Министерства Просвещения» и развиваться ОО от базового уровня к среднему и полному.
НАШ Проект обеспечивает решение следующих задач
v раскрытие потенциала каждого наставляемого;
v преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
v адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;
v повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;
v создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
v формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
v развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.);
v формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.);
v создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования потенциала для построения успешной карьеры;
v адаптация учителя в новом педагогическом коллективе, предотвращает проф. выгорание учителя.
Актуальность заключается в том, что
◦ проект позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества.
◦ для сообщества образовательной организации– это канал получения опыта.
◦ с помощью наставнических практик участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение).
Цель проекта
создание условий для формирования эффективной системы методической поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся и педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов через реализацию разных моделей наставничества в системе в образовательном учреждении.
Каждое направление будет реализовано согласно модели по определенной схеме и связаны между собой
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПЛАНИРУЕМ:
– Разработать и создать сайт, как центр методической поддержки для наставляемых и наставников, где будет отражены наставнические практики данного проекта.
– Опыт и отдельные практики отражать в сборниках и публикациях.
ИЗМЕРИМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЯВЛЯЮТСЯ:
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;
• численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
• увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.
Основные формы, технологии и методы работы
1. Универсальные. Беседа, консультация, совет, разбор проблемы, совместная деятельность. Примеры: беседа на тему важности эмоционального интеллекта, обсуждение проблем с одноклассниками, профессиональная консультация, работа над совместным проектом по предмету.
2. Поддержка в становлении индивидуальности наставляемого. Примеры: проведение экскурсии на предприятии (музей, офис и др.); оказание помощи в выборе направлений дополнительного образования – заполнение таблиц «Сильные и слабые стороны», «Мои мечты и цели», совместный мониторинг дистанционных курсов; приглашение на совместные занятия – поход на тренировку, репетицию.
3. Содействие в проявлении индивидуальности наставляемого. Примеры: обсуждение сильных сторон наставляемого, организация творческой и иной деятельности наставляемого – концерта, выставки, публикации; помощь в подготовке наставляемого к участию в олимпиаде, конкурсе, спортивном, творческом, профессиональном и ином мероприятии.
4. Помощь в самоорганизации. Примеры: помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания; совместные соревнования «Брось себе вызов»; борьба с вредными привычками.
5. Групповые формы работы. Примеры: организация конкурсов, концертов, соревнований, хакатонов для команд; организация образовательных тренингов и интенсивов; коллективное приглашение на мероприятия для появления новых знакомств и контактов; ролевые и педагогические игры; групповая работа над проектом; волонтерская или благотворительная деятельность и т.д.
6. Помощь в профессиональном становлении наставляемого. Примеры: совместная работа над проектом; проведение или посещение открытых лекций, семинаров; методические советы; совместный выбор и анализ литературы; практика на предприятии или в лаборатории (в некоторых формах); совместное создание продукта или курирование индивидуальной работы наставляемого; подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства и т. д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.