Выступление на муниципальной площадке по теме "Методические и организационные аспекты наставничества и наставнических практик в образовательной организации"

  • docx
  • 09.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НАСТАВНИЧЕСТВО-совет развития выступление.docx

Методические и организационные аспекты наставничества и наставнических практик в образовательной организации

 

В апреле - мае 2022 года прошло профессионально-общественного обсуждение и утверждение проекта «Школа Министерства Просвещения России» -

Суть данного проекта в создании Идеальной Российской школы, т.е создание единого образовательного пространства для обучения и воспитания в соответствии с определенными критериями образа будущего на базовом, среднем или полном уровнях в школах России. Приведу некоторые критерии единого образовательного пространства как пример:

Воспитание

Творчество

профориентация

Наставничество - технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, мета навыков и ценностей, которая  поможет решить поставленные задачи, чтобы образовательная организации соответствовала критериям с целью реализации данного проекта, тем самым решает задачи на всероссийском уровне, но

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося так и учителя отдельной образовательной организации.:

v подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе

v       одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

v       ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры

v проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;

v     эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

Таким образом, методическое сопровождение образовательного процесса через наставнические практики является актуальным вопросом, повышает качество образования в ОО и помогает решить  задачи «Школы Министерства Просвещения» и развиваться ОО от базового уровня к среднему и полному.

НАШ Проект обеспечивает решение следующих задач

v раскрытие потенциала каждого наставляемого;

v преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

v адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

v повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;

v создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);

v формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

v развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.);

v формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.);

v создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования потенциала для построения успешной карьеры;

v адаптация учителя в новом педагогическом коллективе,  предотвращает проф. выгорание учителя.

Актуальность заключается в том, что

         проект позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества.

         для сообщества образовательной организации– это канал получения опыта.

         с помощью наставнических практик участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение).

Цель проекта

создание условий для формирования эффективной системы методической поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся и педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов через реализацию разных моделей наставничества в системе в образовательном учреждении.

Каждое направление будет реализовано согласно модели  по определенной схеме и связаны между собой

 

В РЕЗУЛЬТАТЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПЛАНИРУЕМ:

     Разработать и создать сайт, как  центр  методической поддержки для наставляемых и наставников, где будет отражены наставнические практики данного проекта.

     Опыт и отдельные практики отражать в сборниках и публикациях.

ИЗМЕРИМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЯВЛЯЮТСЯ:

      повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;

      численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

      увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

      численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);

      увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

       численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.

Основные формы, технологии и методы работы

1.     Универсальные. Беседа, консультация, совет, разбор проблемы, совместная деятельность. Примеры: беседа на тему важности эмоционального интеллекта, обсуждение проблем с одноклассниками, профессиональная консультация, работа над совместным проектом по предмету.

2.     Поддержка в становлении  индивидуальности  наставляемого.  Примеры: проведение экскурсии на предприятии (музей, офис и др.); оказание помощи в выборе направлений дополнительного образования – заполнение таблиц «Сильные и слабые стороны», «Мои мечты и цели», совместный мониторинг дистанционных курсов; приглашение на совместные занятия – поход на тренировку, репетицию.

3.     Содействие в проявлении индивидуальности наставляемого. Примеры: обсуждение сильных сторон наставляемого, организация творческой и иной деятельности наставляемого – концерта, выставки, публикации; помощь в подготовке наставляемого к участию в олимпиаде, конкурсе, спортивном, творческом, профессиональном и ином мероприятии.

4.     Помощь в самоорганизации. Примеры: помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания; совместные соревнования «Брось себе вызов»; борьба с вредными привычками.

5.     Групповые формы работы. Примеры: организация конкурсов, концертов, соревнований, хакатонов для команд; организация образовательных тренингов и интенсивов; коллективное приглашение на мероприятия для появления новых знакомств и контактов; ролевые и педагогические игры; групповая работа над проектом; волонтерская или благотворительная деятельность и т.д.

6.     Помощь в профессиональном становлении наставляемого. Примеры: совместная работа над проектом; проведение или посещение открытых лекций, семинаров; методические советы; совместный выбор и анализ литературы; практика на предприятии или в лаборатории (в некоторых формах); совместное создание продукта или курирование индивидуальной работы наставляемого; подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства и т. д.