Выступление на Педагогическом чтении, посвященном юбилею Ушинского
Оценка 4.8

Выступление на Педагогическом чтении, посвященном юбилею Ушинского

Оценка 4.8
docx
04.02.2024
Выступление на Педагогическом чтении, посвященном  юбилею Ушинского
Выступление на педагогическом чтении (1).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Коломна Шилова д.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание человеческой личности как ценности в современной образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Волкова Галина Валерьевна

Содержательная часть

 

 

1.Введение. К.Д. Ушинский о влиянии воспитания на формирование нравственных ценностей.

2.Роль педагога в развитии гармоничных жизненных ценностей и нравственных ориентиров.

3. Приём инсценирования, как наглядный способ получения знаний и погружения в изучаемое произведение.

4.Практическая часть. Методы и приёмы, используемые в своей педагогической деятельности.

5. Приложение

6.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

К.Д.Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

 «Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности», - говорил К.Д Ушинский.

Великий педагог считал, что в человеке нужно развивать непременно дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и трудолюбие, «ибо  воспитание нравственности играет в педагогике важную роль.» Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни . «Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.»

Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

 

 

Роль педагога в развитии гармоничных жизненных ценностей и нравственных ориентиров

 

Человеку важно жить в красоте и гармонии, важно видеть ее вокруг себя и в себе (красота мира, красота природы, красота души); важно трудиться на благо своей семьи, своего народа, своего государства, служить своей Отчизне. Если «выпадает» хоть одно звено системы, даже маленькая его часть, то нарушается целостность мировоззрения человека, возникают «поломки» и перекосы общественного сознания.

В настоящее время проблема ценностей общества и системы ценностей личности требует серьезного рассмотрения. Не вызывает сомнения то, что в жизни человека и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Разделяемые личностью ценности являются важнейшими детерминантами ее поведения, решений, выборов. Тем более сегодня, когда старшее поколение переосмысливает свой социальный опыт, а современная молодежь ищет собственные ценностные основы жизни. В любом случае человек психологически устает от частых и необъяснимых перемен, не говоря уже о смене общественно одобряемых ценностей.

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется! Каждое поколение оставляет свой след в общественном, культурном, экономическом развитии нашей страны , изменяется не только самосознание каждого человека, но и зарождаются  новые процессы, способные повлиять на целые цивилизации. Особенно остро мы чувствуем эти изменения в наше время -   век стремительного прогресса и цифровизации. Но как бы не менялась история разных поколений, одно остается неизменным и способным сплотить общество - это жизненные ценности, этические законы, которые передаются как нравственный ориентир от одного поколения к другому

 

 Не случайно, в наше время вопрос воспитания, как важного условия развития нашего государства, стал приоритетным. Каждый из этих приоритетов должен служить ценностной основой для выстраивания ребенком своей судьбы. И кому как не учителю стремиться помочь разобраться, не сбиться с пути, быть наставником подрастающего поколения перед глобальными вызовами нового столетия.

 

Дети 21 века совершенно другие!  Им приходится осваивать совершенно новые области знаний! Они растут в совершенно другом мире, в мире информационных  и технологических пространств и возможностей, и наша  цель  помочь увидеть и освоить  информацию, которая несет новые факты, позволяющие открыть новое знание и отличить её от опасной, способной разрушить жизнь! В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций  многие педагоги-практики руководствуются определенными психолого-педагогическими принципами.

Принцип личностного подхода в группе, коллективе. Учащийся живет и действует в группе, среди людей. Личность дорожит принадлежностью к этой группе, принимает основные ценностные ориентации. Поэтому основным средством в личностном подходе выступают убеждения и как результат - сформированная убежденность как ценность личности.

Принцип ведущей деятельности предполагает определение типа деятельности. Ведущей называют ту деятельность, которая в конкретной возрастной группе главным образом играет основную, ведущую роль в формировании личности. Именно благодаря ей формируются важнейшие ценностные ориентации личности.

Принцип системного подхода предполагает формирование у учащихся представлений о ценностных ориентациях в гуманистической системе, организуемой вокруг конкретного дела, которое способно объединить их всех.

Главная функция руководства формированием ценностных ориентаций личности, групп и коллектива состоит в том, чтобы духовные и общегражданские ценности нашего общества превратить в ценности и личности, и группы, и коллективов, организовать их деятельность, ориентированную на эти ценности, добиваться общности ценностных ориентаций группы и коллектива, т.е. ценностно-ориентационного единства.

Принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность учащихся, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самими учащимися. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, в единстве слова и дела. Активная жизненная позиция становится социальной ценностью личности.

Принцип целостности и комплексного подхода. Комплексный подход предполагает единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания. Именно при таком подходе формируется целостная личность, которая регулирует свое поведение в соответствии со своими представлениями о ценностях. Деятельность, призванная расширить восприятие учащимися общечеловеческих ценностей жизни, углубить осознание их значимости для себя, получила название ценностно-ориентационной. Ее методами являются: беседы, "часы откровения", "философские столы", приобщающие к признанным общечеловеческим, общенациональным ценностям; сочинения-размышления, метод анализа жизненных ситуаций, самодиагностика сложившейся в данный момент системы жизненных ориентаций; создание на уроках и во внеклассной работе ситуаций, стимулирующих переживание ценностной проблематики, диспуты.

Практическая часть. Методы и приёмы, используемые  в педагогической деятельности

Когда я смотрю на своих детей, я вижу, что в маленьком человеке бушует океан энергий роста, развития, познания. Я стараюсь, чтобы на моих уроках присутствовала творческая атмосфера и иду в ногу со временем: использую в своей работе инновации, различные методики и новые технологии. Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Каким бы ни был современный мир, человек должен оставаться человеком. Своим трудом я пытаюсь добиться, чтобы самыми главными чертами взаимоотношений моих учеников были сердечность, тактичность, уважение к мыслям, желаниям, чувствам друг друга. Я убеждена, что именно эти важные качества личности ребенка, позволяют нам воспитать достойного человека  и гражданина общества. Несмотря на все информационное и техническое многообразие, на стремительно развивающийся мир, важно укрепить в понимании детей эти бесценные нравственные заветы, сделать их основой жизни ребенка! Своим ученикам я пытаюсь донести эти важные истины, переданные нам предыдущими поколениями!

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у подрастающего поколения, формировать в детских душах те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость,  трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.

Вновь хочу обратиться к словам К.Д.Ушинского, который заявлял, что «воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни.» С этим постулатом трудно не согласиться. Действительно, для педагога важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения. Поэтому при изучении особенностей  личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования  ценностных ориентаций. В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций педагог должен  руководствоваться  определенными психолого-педагогическими принципами. Например, использовать в своей педагогической деятельности принцип гуманизма, который означает, что в любой жизненной ситуации  каждый человек всегда представляет самоценность, все делается для человека, для его благополучия. Поэтому уважительное отношение будет выражаться в предупредительности, заботе, стремлении помочь в беде, в любви и милосердии к ближнему, умении понимать другого.

Для меня как для педагога каждая встреча, каждый урок – это искренний разговор с ребенком о самом важном, где он  часть этого огромного интересного мира.  Увидеть, понять, научиться взаимодействовать с этим миром ему помогут человечность, искренность, честность, трудолюбие, то есть те нравственные заветы, которые позволяли нашему народу на протяжении столетий противостоять самым сложным историческим вызовам!

 Как учитель - предметник на своих уроках я использую принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность учащихся, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самими учащимися. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, Я стараюсь привить детям эти ценностные ориентиры, развить у них способность самореализоваться как творческим личностям, помогаю им самоутвердиться посредством технологии  инсценирования, которую применяю на уроках литературы, а также во внеурочной деятельности. Ушинский говорил, что «детям  интересно чтение, когда они становятся активными участниками этого  творческого процесса» Чтобы пробудить у них интерес к осмысленному чтению произведений, я использую в своей педагогической деятельности приём инсценирования. Ценность приема драматизации (инсценирования), по мнению ученых-методистов, определяется тем, что он помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение школьников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.

Читая, учащиеся овладевают комплексом читательских умений, а инсценируя, самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра родственна учебной деятельности функционально: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества». Инсценирование произведений литературы предполагает умение соотносить и понимать художественный язык, содержательные и структурные компоненты произведения, а значит и способствует формированию читательской компетентности. Для перевода повествования в диалог, «писательского идеального образа в читательский идеальный образ» необходимы умения образной конкретизации и образного обобщения.

Ученые отмечают, что использовать инсценирование необходимо при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить, каким они его представляют, определить  интонацию его реплик и подготовиться к чтению.

Я  создаю  небольшие стихотворные инсценировки по  программным произведениям, а также предназначенным для внеклассного чтения. Хочу поделиться с вами  опытом литературных постановок. Вот фрагмент внеклассного мероприятия, которое мы готовили с пятиклассниками и показывали ребятам 1 -го класса. «Путешествие в волшебную страну сказок Андерсена».  Хочется отметить , с какой радостью и энтузиазмом дети взялись за подготовку этого мероприятия, которое мы показывали первоклассникам. Сколько эмоций оно вызвало у малышей, им захотелось самим прочитать сказки Андерсена. К таким мероприятиям я привлекаю и старшеклассников. Девочки из моего  9 класса, где я классный руководитель, подготовили вопросы малышам и нашим артистам, отвечая на которые ребята задумывались над такими простыми и одновременно сложными вопросами.  Например, после инсценировки по сказке «Гадкий утёнок» ведущие спросили :

- Скажите, каково бывает человеку, когда от него все отворачиваются?

- Как мы должны относиться к людям, не похожим на других?

-Почему Снежной Королеве не удалось завладеть сердцем Кая?

- Почему никто, кроме мальчика,  не смог сказать Королю правду?

-Прав ли оказался Принц- свинопас, отказавшись от заносчивой принцессы?

Дети по-разному отвечали на эти вопросы, но общим было следующее: понимание важности и ценности таких общечеловеческих качеств, как доброта, дружба, честность, любовь к ближнему, терпимость и такт.

Закончить своё выступление хочется словами К.Д. Ушинского: «Педагогика — это  не наука, а искусство,— самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук ; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека.»

 

 

Приложение

Конспект  фрагментов  инсценировок (из сценария внеклассного мероприятия «Волшебный мир сказок Х.К.Андерсена»)

 

Инсценировка фрагмента  по сказке Андерсена «Гадкий утёнок»

 

Утка – мать Вот я вам сына привела

                       Это последний мой утёнок:

                       Чуть-чуть большая голова

                       Не уродился мой ребёнок!

 

Важная утка  Это что за чудо – птица?

                        Не утёнок, а урод!

                        Надо ж так не уродиться!

                        Опозорил весь наш род!

 

Другие птицы Чудо в перьях!Чудо в перьях!

                          Не утёнок, а урод!

                          Чудо в перьях!Чудо в перьях!

                           Опозорил весь ваш род!!!

 

Утята                 Пусть убирается отсюда,

                           Мы не хотим терпеть позор,

                           Его все обзывают «чудом»,

                           Нас осмеял весь птичий двор!

 

 

 

 

 

Инсценировка фрагмента  по сказке «Снежная королева»

 

Герда   Наконец тебя нашла,

Не верю я глазам своим:

Полсвета в поисках прошла,

Ну почему ты стал таким?!

 

Кай   Кто вы такая  и зачем

Мой нарушаете покой?

Не узнаю я вас совсем,

Но голос ваш такой родной!!!

 

Герда    Ну вспомни же меня скорей!

Я песенку тебе спою!

Теплом своим тебя согрею!

Мой Кай, я так тебя люблю!!!

 

Кай   Ах сердце разрывается на части,

Осколок вылетел из глаза!

Ты моя Герда, я так счастлив,

Но я узнал тебя не сразу!

 

Королева  Я Кая никуда не отпущу!

Он мой навечно, только мой!

Девчонку в статую я превращу-

Украсишь ты дворец мой ледяной!

 

 

 

Кай   Нет, Королева, ты отпустишь нас-

Тут вольная моя лежит!

Я слово ВЕЧНОСТЬ выложил не раз

Дай руку, Герда, мы   туда сбежим,

Где розы нежные цветут,

Где всюду царствует любовь,

Где счастье и добро живут,

Там сказки  будем слушать вновь!

  

 

Инсценировка фрагмента  по сказке «Новый наряд короля»

 

Портной1 Наряд ваш необыкновенный

Он нитками невидимыми сшит

 

Портной2 Лишь тот, кто вкусом обладает совершенным

Изысканное платье разглядит!

 

Портной1 Позвольте вам наряд примерить,

Достопочтеннейший Король?

 

Портной2  Похоже, он нам хочет верить-

Играем дальше нашу роль!

 

Портной 1  Материя тончайшая1 Красивейший узор!

 

Король   Но ничего не вижу я !Не вышел бы позор!

 

 

Придворные  Как это платье вам идёт!

Какая ткань! Как сшит камзол!

 

Мальчик   Вы что не видите, народ?!

Ведь наш Король-то просто ГОЛ!!!

 

 Все  Голый Король! Позор! Беда!!!

Такого мы не видели НИКОГДА!!!

 

 

Инсценировка отрывка  по сказке «Принцесса и Свинопас»

 

 

Король  Что там затеяла Принцесса?

Во что же  фрейлины играют!

Сгораю я от интереса,

Мне их зонтики мешают!

 

Дочь короля целует свинопаса!!!

 А ну-ка вон из моего дворца!

Обещал я ей полцарства!

Так опозорила отца!!!

 

 

Принцесса  Куда же вы идёте, Свинопас?

Зачем мне нужен был этот горшок!

Я королевство потеряла из-за вас!

Жестокий получила я урок!

 

 

Принц   Подарок принца отказались принимать!

Для вас он был просто смешон!

А свинопаса стали целовать-

Его горшок вам очень подошёл!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 1. Арканов, А.К. Идеи Ушинского. М.: Просвещение, 2002. - 312 с.

2. Белозерцев, Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М.: Роман - газета, 1994. -191с.

3. Исаев, Л.И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. М.: Ин-т общего образования, 1999. -352с.

4. Каптерев, П.Ф. Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели. - СПб., 1914.

5. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/ Сост., предисл., примеч., словарь, подгот. Текста Н.Г. Ермолиной. - Новосибирск: Дет. лит., 1994. - 424 с., ил.

6. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание соч. Т.1. - М. - Л., 1950.

7. Шульгина Н.П. Формирование личности в процессе обучения русскому зыку: теория и опыт практической работы: монография/ Н.П.Шульгина; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2007.

8.Ершова А.П. Театрально- творческие методы работы на уроку лит

9.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии М.: Аспект-пресс, 1997 

10. Куницина В.Н. Восприятие подростком человека и самого себя СПб.: СПб.ГУ, 1998 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г

Содержательная часть 1.Введение

Содержательная часть 1.Введение

Введение К.Д.Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека

Введение К.Д.Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека

Роль педагога в развитии гармоничных жизненных ценностей и нравственных ориентиров

Роль педагога в развитии гармоничных жизненных ценностей и нравственных ориентиров

Дети 21 века совершенно другие!

Дети 21 века совершенно другие!

Принцип целостности и комплексного подхода

Принцип целостности и комплексного подхода

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у подрастающего поколения, формировать в детских душах те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость,…

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у подрастающего поколения, формировать в детских душах те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость,…

В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих…

В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих…

Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить, каким они его представляют, определить интонацию его реплик и подготовиться к чтению

Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить, каким они его представляют, определить интонацию его реплик и подготовиться к чтению

Приложение Конспект фрагментов инсценировок (из сценария внеклассного мероприятия «Волшебный мир сказок

Приложение Конспект фрагментов инсценировок (из сценария внеклассного мероприятия «Волшебный мир сказок

Инсценировка фрагмента по сказке «Снежная королева»

Инсценировка фрагмента по сказке «Снежная королева»

Кай Нет, Королева, ты отпустишь нас-

Кай Нет, Королева, ты отпустишь нас-

Придворные Как это платье вам идёт!

Придворные Как это платье вам идёт!

Принц Подарок принца отказались принимать!

Принц Подарок принца отказались принимать!

Список литературы 1. Арканов,

Список литературы 1. Арканов,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024