Работа по улучшению техники чтения в начальных классах
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влечет за собой переосмысление давно сложившейся системы работы начальной школы. В ФГОС НОО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания.
Не каждому ребенку легко дается такая наука, как чтение. Многим приходится испытывать серьезные трудности в овладении навыками чтения. Почему сегодня так много детей, которые «не любят читать»? Дети действительно не любят делать то, что требует особого напряжения, что сложно выполнить, и то, что у них получается плохо. Такая работа не приносит удовлетворения ребёнку, а ситуация неудачи подкрепляется недовольством взрослых. На всем этапе обучения чтению и педагогам, и родителям необходимо запастись терпением. Важно понимать, что даже если ребенок научится бегло читать, он может продолжать негативно воспринимать это занятие. В его памяти остаются неприятные воспоминания из прошлого, которые убивают всякое желание читать. Все дети разные, у каждого ребенка свой темперамент, быстрота реакции, свойства памяти. Всё это нельзя не учитывать.
Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению; владеющего способами работы с читаемым текстом или детской книгой. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл», - говорил К.Д.Ушинский.
Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста. Существуют различные взгляды на развитие технической стороны чтения. Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного беглого чтения. Дети должны уметь читать вдумчиво и быстро, иначе в старших классах желание учиться пропадет совсем, они просто не будут успевать прочитать тот объем текстовой информации, который необходим. В настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток беспокоит учителей и родителей, т.к. существенно затрудняет понимание детьми текстов (задач, художественных произведений и др.), а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВО 2- 4 КЛАССАХ
По ФГОС НОО (2022г) обучающиеся первого класса должны владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми слова- ми без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не ме- нее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
2 класс - читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
3 класс - читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания)
4 класс - читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
Нормативы скорости чтения, принятые для учеников начальной школы:
1 класс: I полугодие – 20-25 слов в минуту, II полугодие – 30-40 слов
2 класс: I полугодие – 40-50 слов; II полугодие – 50-60 слов
3 класс: I полугодие – 60-70 слов; II полугодие – 70-80 слов в минуту 4 класс: I полугодие – 80-90 слов в минуту; конец учебного года – 100-120 слов
(Таблица прилагается)
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения? Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Одна из проблем медленного чтения в начальной школе – это чтение текста с регрессиями, когда глаза совершают движение назад. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Возвращаясь к прочитанному, ребенок сразу же забывает (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Чтобы избежать возвращения к прочитанному, рекомендуется пользоваться «шторкой». «Шторкой» может служить небольшая открытка, визитка, вырезанный из плотной бумаги прямоугольник (4см х10 см).
Проговаривание чистоговорок
Чистоговорки — это стихотворные упражнения, которые позволяют развить артикуляционный аппарат ребёнка. Ведь часто бывает так, что мозг ребенка прочитал правильно и быстро, а неразвитый речевой аппарат не позволяет проговорить ребенку прочитанное быстро и правильно. Чистоговорки бывают на различные звуки, поэтому можно подобрать для ребёнка необходимое для него звукопроизношение. также чистоговорки легко составить самим.
Многократное прочтение (4-5 раз) одного и того же текста
Казалось бы зачем читать одно и того несколько раз? Но это упражнение прекрасно тренирует не только речевой аппарат ребёнка, придаёт ему уверенность в собственные силы, но и расширяет ближайшие горизонты достижения следующего результат
Пересказ с опорой на текст (с подглядыванием)
Суть упражнения сводится к тому, что ребёнку необходимо быстро выхватить глазами из текста необходимую информацию, что позволяет легче перейти от слогового чтения к чтению целыми словами.
Это хорошие результативные упражнения для увеличения скорости и улучшения качества чтения ребенка. Но для отработки данных упражнений лучше брать подходящие по возрасту ребенка (Тигрёнок)
Чтение спиральных текстов и выполнение заданий способствует формированию навыков осмысленного чтения, увеличению скорости чтения и развитию речи.
Работа с такими текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий.
Таблицы Шульте — это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения.
Предлагаемые упражнения проводятся на каждом уроке в течение 5-6 минут, но это не значит, что надо использовать все упражнения сразу. Все упражнения можно разделить на несколько групп:
• развитие речевого аппарата
• расширение оперативного поля зрения
• развитие смысловой догадки
• развитие внимания, памяти, мышления в процессе восприятия текста
• преодоление трудностей понимания в различных условиях восприятия текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.