Выступление на педагогическом совете «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательной деятельности»
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательной деятельности»

Оценка 4.7
docx
17.06.2021
Выступление на педагогическом совете  «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательной деятельности»
statiya3.docx

Выступление на педагогическом совете

заместителя директора по учебной работе МБОУ «Средняя школа № 10»

Кокшаровой Светланы Геннадьевны

по теме «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательной деятельности»

 

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии появились не сегодня, даже не в дни весеннего карантина. Об обновлении содержания, методологий и среды обучения, о развитии инновационных процессов: разработке новых приёмов и методов обучения, о создании новых форм организации образовательной деятельности говорится в концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 годы».

Профессиональный стандарт педагога утвердил такие базовые компетенции учителя, как-то: компьютерную грамотность, т.е. знание офисных прикладных программ, владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы, владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий, владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет. В примерный перечень содержания компетентности педагога входят следующие умения:

1)  Работа с демонстрациями и мультимедийными объектами,

2)  Сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов электронных устройств,

3)  Эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в электронных устройствах добавление закладок,

4)  Работа в режиме интерактивного взаимодействия с компонентами электронных устройств (рабочие тетради, интерактивные задания, тесты и пр.),

5)  Использование инструментов накопления дополнительных ресурсов в среде электронных устройств, если она (среда) это позволяет,

6)  Разработка ресурсов для урока в интерактивной мультимедийной среде моделирования (при наличии таковой в ЭУ)

Что такое электронное обучение и дистанционные технологии?

Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия.     Четкое понимание сущности и различий терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение» дает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации». В статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» раскрывает понятие электронного обучения. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дает образовательным организациям право на применение электронного обучения, на применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Сейчас применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения регулируется не только статьей 16 «Закона об образовании в Российской Федерации», но и Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В связи с тем, что электронное обучение приобрело массовый характер, были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Главное: образовательным учреждениям предоставлена свобода в выборе инструментов для проведения онлайн-уроков (СДО, платформы для вебинаров и видеоконференций) и организации контроля знаний.

Еще хочется остановиться на требованиях федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС). ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России.

Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии возможно применять в разных направлениях образовательной деятельности:

1)  подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

2)  подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

3)  углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

4)  ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

5)  базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

6)  дополнительное образование по интересам.

Важным моментом в применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является то, что в новой информационно-образовательной среде изменяются роли учителя и учащегося. Учитель в новых условиях выступает не единственным источником информации. Он организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации. Учитель не работает на «среднего» ученика, а определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ) в соответствии с результатами диагностики; определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями. Учитель осуществляет роль тьютора, инициируя новые формы взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время; также он организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. Учащийся становится не пассивным участником учебного процесса: он сам определяет цель своей деятельности и пути ее достижения. Учащийся - активный участник дискуссии, обсуждения, исследования. В процессе образовательной деятельности ученик выбирает способ взаимодействия с электронными учебными модулями (ЭУМ) определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий; отбирает необходимый для достижения цели материал; осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах; демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.

Существует несколько видов технологий дистанционного обучения:

1. Кейс-технология. Она предполагает использование бумажных носителей в виде рабочих тетрадей, которые компьютер регулярно проверяет. Взаимодействие между учащимся и преподавателем в этом случае осуществляется с помощью почтовых пересылок или же личных встреч в учебных центрах.

2. Телевизионно-спутниковая технология. Она очень редко используется из-за дороговизны и отсутствия у учащихся технической возможности ее применения. Главный ее недостаток – это отсутствие обратной связи между компьютером и учеником.

3. Сетевая технология или интернет-обучение.

4. Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и для обучения.

Какие же преимущества имеет электронное обучение и дистанционные образовательные технологии перед традиционным обучением? Что можно и даже необходимо привнести в образовательную деятельность для эффективного достижения результатов?

Обучение осуществляется не в школе, а на месте проживания/нахождения.

Доступ к качественным технологиям и учебному контенту.

Значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. 

Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники повышают эффективность усвоения материала.

Позволяют повысить мотивацию учащихся к обучению.

Вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Объективность аттестации учащихся. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.

Позволяют наглядно представить результат работы учащегося.

Каждое дистанционное мероприятие  - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.

Возможность индивидуального подхода в обучении.

Рассмотрим подробнее инструменты электронного обучения. В период весеннего карантина педагогические работники нашей школы использовали различные образовательные платформы, интернет-ресурсы, возможности электронного журнала и прочее, осуществляя образовательную деятелньость, продолжая вести уроки дистанционно. Сегодня некоторые из них поделятся опытом своей работы.

В заключение хочется сказать, что обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить эффективность образовательной деятельности и, как следствие, качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

 

Докладчик                                                                             С.Г.Кокшарова


 

Выступление на педагогическом совете заместителя директора по учебной работе

Выступление на педагогическом совете заместителя директора по учебной работе

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников

России. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с…

России. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с…

Телевизионно-спутниковая технология

Телевизионно-спутниковая технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2021