Выступление на педагогическом совете
заместителя директора по учебной работе МБОУ «Средняя школа № 10»
Кокшаровой Светланы Геннадьевны
по теме «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательной деятельности»
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии появились не сегодня, даже не в дни весеннего карантина. Об обновлении содержания, методологий и среды обучения, о развитии инновационных процессов: разработке новых приёмов и методов обучения, о создании новых форм организации образовательной деятельности говорится в концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 годы».
Профессиональный стандарт педагога утвердил такие базовые компетенции учителя, как-то: компьютерную грамотность, т.е. знание офисных прикладных программ, владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы, владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий, владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет. В примерный перечень содержания компетентности педагога входят следующие умения:
1) Работа с демонстрациями и мультимедийными объектами,
2) Сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов электронных устройств,
3) Эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в электронных устройствах добавление закладок,
4) Работа в режиме интерактивного взаимодействия с компонентами электронных устройств (рабочие тетради, интерактивные задания, тесты и пр.),
5) Использование инструментов накопления дополнительных ресурсов в среде электронных устройств, если она (среда) это позволяет,
6) Разработка ресурсов для урока в интерактивной мультимедийной среде моделирования (при наличии таковой в ЭУ)
Что такое электронное обучение и дистанционные технологии?
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия. Четкое понимание сущности и различий терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение» дает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации». В статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» раскрывает понятие электронного обучения. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дает образовательным организациям право на применение электронного обучения, на применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Сейчас применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения регулируется не только статьей 16 «Закона об образовании в Российской Федерации», но и Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
В связи с тем, что электронное обучение приобрело массовый характер, были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Главное: образовательным учреждениям предоставлена свобода в выборе инструментов для проведения онлайн-уроков (СДО, платформы для вебинаров и видеоконференций) и организации контроля знаний.
Еще хочется остановиться на требованиях федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС). ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России.
Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии возможно применять в разных направлениях образовательной деятельности:
1) подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
2) подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
3) углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
4) ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
5) базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
6) дополнительное образование по интересам.
Важным моментом в применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является то, что в новой информационно-образовательной среде изменяются роли учителя и учащегося. Учитель в новых условиях выступает не единственным источником информации. Он организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации. Учитель не работает на «среднего» ученика, а определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ) в соответствии с результатами диагностики; определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями. Учитель осуществляет роль тьютора, инициируя новые формы взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время; также он организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. Учащийся становится не пассивным участником учебного процесса: он сам определяет цель своей деятельности и пути ее достижения. Учащийся - активный участник дискуссии, обсуждения, исследования. В процессе образовательной деятельности ученик выбирает способ взаимодействия с электронными учебными модулями (ЭУМ) определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий; отбирает необходимый для достижения цели материал; осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах; демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.
Существует несколько видов технологий дистанционного обучения:
1. Кейс-технология. Она предполагает использование бумажных носителей в виде рабочих тетрадей, которые компьютер регулярно проверяет. Взаимодействие между учащимся и преподавателем в этом случае осуществляется с помощью почтовых пересылок или же личных встреч в учебных центрах.
2. Телевизионно-спутниковая технология. Она очень редко используется из-за дороговизны и отсутствия у учащихся технической возможности ее применения. Главный ее недостаток – это отсутствие обратной связи между компьютером и учеником.
3. Сетевая технология или интернет-обучение.
4. Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и для обучения.
Какие же преимущества имеет электронное обучение и дистанционные образовательные технологии перед традиционным обучением? Что можно и даже необходимо привнести в образовательную деятельность для эффективного достижения результатов?
Обучение осуществляется не в школе, а на месте проживания/нахождения.
Доступ к качественным технологиям и учебному контенту.
Значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники повышают эффективность усвоения материала.
Позволяют повысить мотивацию учащихся к обучению.
Вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Объективность аттестации учащихся. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
Позволяют наглядно представить результат работы учащегося.
Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.
Возможность индивидуального подхода в обучении.
Рассмотрим подробнее инструменты электронного обучения. В период весеннего карантина педагогические работники нашей школы использовали различные образовательные платформы, интернет-ресурсы, возможности электронного журнала и прочее, осуществляя образовательную деятелньость, продолжая вести уроки дистанционно. Сегодня некоторые из них поделятся опытом своей работы.
В заключение хочется сказать, что обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить эффективность образовательной деятельности и, как следствие, качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Докладчик С.Г.Кокшарова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.