Выступление на педагогическом совете "Воспитание в технологии"
Оценка 4.8

Выступление на педагогическом совете "Воспитание в технологии"

Оценка 4.8
docx
11.04.2023
Выступление на педагогическом совете "Воспитание в технологии"
Воспитание в технологии.docx

Воспитание в технологии

Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребёнка.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения. Главное удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности.

В век ускорения научно – технического прогресса объём необходимой учебной информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль, значительно уменьшилось количество учебных часов по предмету «Технология». Таким образом утрачивается триединая цель учебно – воспитательного процесса: обучение, воспитание и развитие.

Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне её. Вот и я, на своих уроках, приобщаю учащихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и эстетические качества личности через народное искусство, народные мотивы, декоративно-прикладное творчество.

Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качество, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальное, когда предполагается воспитание определённого «отдельного человека».

Цели нравственно - эстетического воспитания определяются по-разному, а я их определяю для себя в следующем, это раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся, формирование нравственно – эстетической, социально компетентной личности. Из этой цели вытекают следующие задачи:

Способствовать становлению учащегося как будущего специалиста, семьянина, гражданина.

Обеспечивать оптимальные условия для самореализации личности ориентированной на общечеловеческие ценности.

Акцентировать внимание в воспитательной системе на перспективу, на будущее.

Анализ отечественной педагогической литературы показывает, что понятие "воспитание" может быть истолковано в четырех значениях:

- воспитание как процесс социализации (социальный смысл), включающий в себя воздействие на человека общества в целом;

- воспитание в широком педагогическом смысле, понимаемое как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой образовательных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у воспитанника системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- воспитание в самом узком значении как процесс решения конкретных воспитательных задач (например, формирование определенных качеств личности - дисциплины, ответственности, трудолюбия и др.).

В советской педагогике воспитание традиционно определялось как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств или как процесс передачи социального и культурного опыта от старших поколений и усвоения его младшим. Такой подход априори отводит воспитуемому роль подчиненного, беспрекословного исполнителя, наделяя воспитателя единоличной властью. Степень эффективности результатов такого воспитания сегодня легко определяется невооруженным глазом. Целые поколения бывших советских школьников, а ныне российских граждан, выросших в атмосфере авторитарного постоянного воздействия со стороны воспитательной системы, оказываются сегодня бездумными исполнителями чужой воли, поскольку привыкли к беспрекословному послушанию, опасаясь наказания за проявление в какой-либо форме инициативы и творчества. Поэтому-то и процесс адаптации к жестким требованиям рынка оказывается для них столь болезненным и мучительным. Может быть, такое положение вещей и вызывает у многих представителей социальных наук "аллергию" на термин "воспитание"?

Говоря о воспитании как педагогической категории, необходимо отметить следующее:

- воспитание является категорией педагогики как науки, вместе с категорией обучения составляющей категорию "образование";

- воспитание не может рассматриваться только как процесс социализации (поскольку это процесс управляемый, а социальная среда воздействует на человека стихийно, и исключить ее воздействие невозможно), так же как и неправомерно его употребление в узком смысле - как процесс формирования каких-либо качеств личности. Качества формируются только в процессе деятельности, воспитывать можно отношения (или систему отношений, составляющих характер);

- воспитание - это не столько процесс трансляции соцкультурного опыта от старших поколений младшим, сколько активное творческое усвоение его (благодаря операциям анализа, оценки, переосмысления и т.д.) индивидом с целью самореализации, саморазвития и адаптации к условиям социальной среды.

Профессиональное воспитание имеет ограничения, которые выводят его из глобального пространства умственного, физического, экономического, правового, эстетического и т.д. воспитания.

В профессиональном воспитании существует достаточно четкий круг профессиональных отношений, обусловленных характером и спецификой избранной профессиональной деятельности.

 Методы и формы организации профессионального воспитания учащихся

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности советского человека. Важнейшими составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. Я развиваю эстетический вкус так, чтобы учащиеся научились видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитываю культуру эстетического восприятия и чувства. При этом мною большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда. На занятиях по кулинарии, я формирую у девочек навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом; провожу беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; даю советы по сервировке повседневного и праздничного столов. Девочки учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ они приобретают умение сочетать полезное с красивым.

Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства. Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной. Но, чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время».


 

Воспитание в технологии Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни

Воспитание в технологии Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни

Способствовать становлению учащегося как будущего специалиста, семьянина, гражданина

Способствовать становлению учащегося как будущего специалиста, семьянина, гражданина

Может быть, такое положение вещей и вызывает у многих представителей социальных наук "аллергию" на термин "воспитание"?

Может быть, такое положение вещей и вызывает у многих представителей социальных наук "аллергию" на термин "воспитание"?

Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности

Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности

В процессе подобных работ они приобретают умение сочетать полезное с красивым

В процессе подобных работ они приобретают умение сочетать полезное с красивым
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023