Доклад на тему:
«Основные направления взаимодействия семьи и школы. Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности
педагогов и родителей. »
Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах.
Необходимость взаимодействия родителей и учителей отражена в ФГОС НОО. Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно региональным сообществом.
Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы
взаимоподдержки и общности интересов.
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
1) консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Учитель должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.
Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.
Задачей на данном этапе будет являться умение родителя оценить себя, как воспитателя, так же, как и оценить собственную педагогическую деятельность. Для воспитателя, как педагога, данный процесс, обычно, не составляет большого труда, но для других людей, которые знакомы с педагогическим процессом только по личному опыту, этот момент становится ключевым в процессе воспитания собственного ребенка. Особенно этот момент будет актуальным для молодых матерей и отцов, которые еще не в достаточной мере выработали собственную родительскую позицию.
Если у родителей в достаточной мере будет сформировано желание принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему на пути социализации, то это приведет к установлению доверительных отношений между ними и ребенком, к сформированности эмоциональной сферы.
Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности.
Активные методы взаимодействия будут способствовать раскрытию потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Огромное значение играет работа учителя с учениками из неполных или проблемных семей.
Основные направления взаимодействия с родителями.
I направление – педагогическое просвещение.
II направление – привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога.
III направление – практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Педагог рассказывает родителям о концепции школы, о своей педагогической концепции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах в обучении.
Для решения вопросов могут использоваться разные формы:
1. Выпуск стенгазеты для родителей, либо выпуски школьных газет в формате СМИ
2. Паспорт здоровья
По мнению разработчиков, паспорт здоровья школьников должен приучить детей следить за своим здоровьем. Заполнять паспорт здоровья ребенок должен самостоятельно под руководством родителей и учителей.
3. Открытые уроки для родителей
Открытые уроки позволяют родителям отследить процесс образования в школе. Родители могут присутствовать на уроке, отслеживать как проходит работа на занятии и взаимодействие в системе учитель – ученик. С одной стороны это обеспечивает родителю понимание того, как происходит обучение, а сдругой – включает родителя в педагогический процесс.
4. Дни открытых дверей
Возможность родителям посетить школу, посмотреть и оценить организацию ее работы. В это время родители могут пообщаться с учителями и задать интересующие их вопросы.
5. Выставка пособий
Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей.
6. Библиотека игр и упражнений
Перечень материалов для развития детей.
7. Познавательные практикумы
Познавательный практикум - это собирательное понятие для обозначения разных видов и приемов обучения родителей.
Стоит признать, что познавательный практикум относительно новый вид педагогической практики. Он возник в связи с запросом на помощь в педагогическом аспекте, испытывающих трудности в воспитании и обучении детей и в том, чтобы через взаимодействие с учителем содействовать развитию личности ребенка.
8. Нетрадиционные родительские собрания, которые раскрываются как тренинги или игры: устные журналы, экскурсии, видеотека, аудиотека и т.д.
Второе направление связано с привлечением школьных специалистов:
социального педагога и психолога.
Работа учителя начальных классов совместно с социальным педагогом и психологом направлена:
- на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- на оказание помощи социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;
- на предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у обучающихся группы риска;
на оказание помощи семье в решении проблем внутрисемейного общения;
- на оказание помощи семье в кризисной ситуации;
- на организацию и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.
Третье направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми. Например: проектная деятельность.
Любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных, «выстраивается». Взаимодействие с учителем и родителями тоже можно выстраивать. Для этого надо придерживаться некоторых принципов:
Принцип 1. Уметь настроиться на общение.
Принцип 2. Уметь говорить.
Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».
Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся очень важно выстраивать и осуществлять в следующих направлениях: педагогическое просвещение, привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога, практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог. Такое взаимодействие помогает родителям применять полученные знания и умения в общении со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка.
Например в 9 классе активно используется индивидуальная форма взаимодействия, т.к. учащийся активно готовится к сдаче ОГЭ. Часто проходят родительские собрания по информированию родителей и учащихся, проводятся предметные консультации.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т. д.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.
Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
Правила эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Итак, любые методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учениковставят одну общую цель –сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.