Выступление на педсовете
Оценка 5

Выступление на педсовете

Оценка 5
doc
01.12.2023
Выступление на педсовете
Выступление на педчтениях 2012 года.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

Утверждаю                                                                   Согласовано

начальник УО                                                              директор МКОУ "СОШ №4"

ГО Верхняя Пышма                                                     ________ Т.Г.Чулкова

_______ Т.С.Козина                                                     "__"_______ 2012 г.                                       

"__"______ 2012 г. 

  

 

 

 

 

 

 

 

Т е з и с ы

выступления на педагогических чтениях

       

Система оценки планируемых результатов освоения программ начального общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               учителя начальных классов

                                                 высшей квалификационной

                                                                категории МКОУ «СОШ №4»

                                                                Апаликовой Наталии Александровны

 

 

 

  

ГО Верхняя Пышма, 2012 год

Система оценки планируемых результатов освоения программ начального общего образования

I. Введение.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером.

Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.

Особенностью новых стандартов является система Требований:

- к результатам освоения основных образовательных программ;

- к структуре основных образовательных программ;

- к условиям реализации основных образовательных программ.

II. Основная часть.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО;
  • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

  • оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования;
  • оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности ОУ и работников образования;
  • оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Реализация всех названных направлений оценки обеспечивается расширением спектра регламентированных оценочных процедур.

Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения
 общеобразовательных программ:

·         целостность системы

·         поддержка развития системы образования

·         комплексный подход к оценке результатов образования

·         учет возможных рисков

Основой для разработки системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ являются документы:

·         Требования к результатам освоения образовательных программ начального образования

·         Планируемые результаты освоения этих образовательных программ

·         Универсальные учебные действия

Требования к результатам освоения образовательных программ начального образования являются:

·         основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;

·         основой для аттестации работников начальной школы;

·         основой для аттестации учреждений начального общего образования;

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы.

Планируемые результаты образования в новом стандарте представлены через предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции; показатели  достижения целей и модели инструментария  для оценки достижения планируемых результатов.

Различают следующие результаты общего образования:

  1. Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
  2. Метапредметные  (освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);
  3. Предметные ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).

Критерии качества системы оценки достижения требований образовательного стандарта:

·         Содержание оценки

·         Методология оценки

·         Инструментарий

·         Оценочные процедуры

·         Интерпретация и использование результатов

В основу методологии оценки и разработки инструментария заложены:

·         Уровни представления результатов: планируемый, реализуемый, достигнутый

·         Накопительная система оценивания («сложения», а не «вычитания»)

·         Обязательность оценки достижения требований к результатам образования у каждого ученика

·         Валидность и объективность оценки

·         Уровневый подход к оценке результатов образования

·         Оценка индивидуального прогресса

Методы оценивания:

·         Наблюдение

·         Оценивание процесса выполнения

·         Выбор ответа или краткий свободный ответ

·         Открытый ответ

·         Портфолио

·         Вопросы для самоанализа, оценка результатов рефлексии

·         Выставки и презентации творческих работ  и др.

Инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижений и др.

Учитывается уровневая дифференциация:

o  Базовый уровень («зачтено», «не зачтено»; «+», «-» и т.п.)

o  Повышенный уровень («хорошо», «очень хорошо», «отлично» и т.п.)

       Приоритет заданиям: 

·         на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц;

·         на использование справочной литературы;

·         на понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.

Модели инструментария  ориентируют учителя в формах и процедурах оценивания.

Модель проверочной работы:

o   Обязательная часть (оценка по дихотомической шкале, м.б. «зачтено», «не зачтено») – выполняют все ученики.

o  Дополнительная часть (баллы с трансформацией в оценки или отметки, м.б. «хорошо», «отлично») – выполняют ученики на добровольной основе.

o  В организации работы д.б. возможность досдать, пересдать обязательные задания.

 Итоговая аттестация учащихся осуществляется через:

o  Проведение контрольных испытаний.

o  Представление портфолио.

o  Накопленная оценка.

o  Выставки и презентации крупных целостных законченных проектов.

o  Комплексная интегрированная письменная контрольная работа.

Модель оценочной деятельности: итоговая комплексная работа состоит из системы заданий по:

- чтению;

- математике;

- русскому языку;

- окружающему миру.

Обучающиеся все выполняют обязательную часть и на добровольной основе – дополнительную часть.

Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку ( или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку ( или оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке; как – в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует считать верными и т.д.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, - на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать ее более надежной, способствует упрощению различных аттестационных процедур. В частности, становится возможным использовать накопительную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную, например, в форме портфеля достижений, для итоговой оценки выпускников, для динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само – и взаимооценки не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы НОО, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Таким образом, школьная система оценивания должна  позволять:

·         осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь;

·         использовать ее как форму поощрения;

·         отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся;

·         ориентировать ученика на успех;

·         содействовать становлению и развитию самооценки.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Система оценки планируемых результатов освоения программ начального общего образования

Система оценки планируемых результатов освоения программ начального общего образования

Планируемые результаты освоения этих образовательных программ ·

Планируемые результаты освоения этих образовательных программ ·

Выставки и презентации творческих работ и др

Выставки и презентации творческих работ и др

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023