Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждаю Согласовано
начальник УО директор МКОУ "СОШ №4"
ГО Верхняя Пышма ________ Т.Г.Чулкова
_______ Т.С.Козина "__"_______ 2012 г.
"__"______ 2012 г.
Т е з и с ы
выступления на педагогических чтениях
Система оценки планируемых результатов освоения программ начального общего образования
учителя начальных классов
высшей квалификационной
категории МКОУ «СОШ №4»
Апаликовой Наталии Александровны
ГО Верхняя Пышма, 2012 год
Система оценки планируемых результатов освоения программ начального общего образования
I. Введение.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером.
Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.
Особенностью новых стандартов является система Требований:
- к результатам освоения основных образовательных программ;
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ.
II. Основная часть.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются:
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
Реализация всех названных направлений оценки обеспечивается расширением спектра регламентированных оценочных процедур.
Основные принципы построения
модели системы оценки результатов освоения
общеобразовательных программ:
· целостность системы
· поддержка развития системы образования
· комплексный подход к оценке результатов образования
· учет возможных рисков
Основой для разработки системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ являются документы:
· Требования к результатам освоения образовательных программ начального образования
· Планируемые результаты освоения этих образовательных программ
· Универсальные учебные действия
Требования к результатам освоения образовательных программ начального образования являются:
· основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;
· основой для аттестации работников начальной школы;
· основой для аттестации учреждений начального общего образования;
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы.
Планируемые результаты образования в новом стандарте представлены через предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции; показатели достижения целей и модели инструментария для оценки достижения планируемых результатов.
Различают следующие результаты общего образования:
Критерии качества системы оценки достижения требований образовательного стандарта:
· Содержание оценки
· Методология оценки
· Инструментарий
· Оценочные процедуры
· Интерпретация и использование результатов
В основу методологии оценки и разработки инструментария заложены:
· Уровни представления результатов: планируемый, реализуемый, достигнутый
· Накопительная система оценивания («сложения», а не «вычитания»)
· Обязательность оценки достижения требований к результатам образования у каждого ученика
· Валидность и объективность оценки
· Уровневый подход к оценке результатов образования
· Оценка индивидуального прогресса
Методы оценивания:
· Наблюдение
· Оценивание процесса выполнения
· Выбор ответа или краткий свободный ответ
· Открытый ответ
· Портфолио
· Вопросы для самоанализа, оценка результатов рефлексии
· Выставки и презентации творческих работ и др.
Инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижений и др.
Учитывается уровневая дифференциация:
o Базовый уровень («зачтено», «не зачтено»; «+», «-» и т.п.)
o Повышенный уровень («хорошо», «очень хорошо», «отлично» и т.п.)
Приоритет заданиям:
· на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц;
· на использование справочной литературы;
· на понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.
Модели инструментария ориентируют учителя в формах и процедурах оценивания.
Модель проверочной работы:
o Обязательная часть (оценка по дихотомической шкале, м.б. «зачтено», «не зачтено») – выполняют все ученики.
o Дополнительная часть (баллы с трансформацией в оценки или отметки, м.б. «хорошо», «отлично») – выполняют ученики на добровольной основе.
o В организации работы д.б. возможность досдать, пересдать обязательные задания.
Итоговая аттестация учащихся осуществляется через:
o Проведение контрольных испытаний.
o Представление портфолио.
o Накопленная оценка.
o Выставки и презентации крупных целостных законченных проектов.
o Комплексная интегрированная письменная контрольная работа.
Модель оценочной деятельности: итоговая комплексная работа состоит из системы заданий по:
- чтению;
- математике;
- русскому языку;
- окружающему миру.
Обучающиеся все выполняют обязательную часть и на добровольной основе – дополнительную часть.
Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку ( или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку ( или оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке; как – в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует считать верными и т.д.
Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, - на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать ее более надежной, способствует упрощению различных аттестационных процедур. В частности, становится возможным использовать накопительную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную, например, в форме портфеля достижений, для итоговой оценки выпускников, для динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само – и взаимооценки не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы НОО, относятся:
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Таким образом, школьная система оценивания должна позволять:
· осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь;
· использовать ее как форму поощрения;
· отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся;
· ориентировать ученика на успех;
· содействовать становлению и развитию самооценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.