Выступление на педсовете "Конфликтные ситуации с родителями"

  • docx
  • 09.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на педсовете. Конфликтные ситуации с родителями.docx

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Конфликтные ситуации с родителями.

Способы их предотвращения и разрешения.

Обсуждение проблемных ситуаций.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кто не отвечает гневом на гнев,

спасает обоих - и себя, и другого»

Древнеиндийское выражение

 

Школьные отношения порой напоминают перетягивание каната, где учитель находится по одну сторону, а ученики с их родителями — по другую. Как педагогу избежать конфликтных ситуаций и суметь погасить инцидент до его возникновения и как поступить, если конфликта избежать не удалось, — поговорим об этом.

Сказ о богатыре русском

«Раз пошёл богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чём дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдёт о конфликтах с родителями. Способах их преодоления и предотвращения.

 Как думаете, вообще, почему возникают конфликты? (диалог с педагогами)

Верно! Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время учёные все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. В этом мы сегодня и разберёмся.

Конструктивные – конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Деструктивные – конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Как распознать конфликт

► К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:

  • проявление агрессии к учителям и другим родителям;
  • истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;
  • постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;
  • навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;
  • завышенное мнение о способностях своего ребенка;
  • отсутствие внимания к ребенку;
  • перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.

► Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:

  • игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;
  • использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;
  • отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
  • некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;
  • пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;
  • попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.

Не стоит забывать, что конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Такие ситуации в процессе взаимодействия учителя с родителями ученика могут возникнуть по разным причинам. Как думаете, по каким? (диалог с педагогами)

Верно! Причин множество, но в большинстве случаев, конфликты возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей. Главная и непростая задача воспитателя в такой ситуации - найти правильный выход.

Давайте вместе с Вами рассмотрим некоторые типичные конфликтные ситуации, которые часто возникают в педагогической практике. И попробуем совместно поискать наиболее адекватные выходы из них. (можно предложить педагогам самим озвучить проблемные ситуации, которые возникали в их практике)

Конфликтные ситуации с комментариями

Ситуация 1

Учитель обратился к маме одного из учеников с рассказом о том, что нового дети узнали на уроке, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребёнком дома, что это обязанность учителя - он «получает за это деньги».

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребёнка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребёнком сами. Если ученик из такой семьи учится в вашем классе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путём конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребёнком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство учителя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребёнком. Можно подготовить стенд об организации занятий дома для последующего размещения рекомендаций по темам, заданий.

Ситуация 2

Таня - активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется в классе, мешает на уроках. Учитель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит её дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдёт жаловаться к директору. В результате в последующие дни девочку в школу не приводили. Позже оказалось, что её все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через некоторое время девочка снова стала посещать школу, однако отношения учителя и мамы так и не наладились.

Если бы такую информацию родитель получил от врача школы или педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с учителем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Психологи выделяют 5 стилей поведения в конфликтных ситуациях:

Принуждение (соперничество) - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнёра.

Уход (избегание) - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера, уход от проблемы конфликта.

Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление (уступка) - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным, уступчивость в конфликте.

Сотрудничество – является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации является сотрудничество, девиз которого: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: «Педагог – ученик – родитель»

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

Ситуация №1. Марина - ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе курят, ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.

Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это три года. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.

Ситуация №2. Учитель поставил семикласснице Оле тройку по физике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по физике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила ему свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оля и ее мать воспринимают Олины отметки по физике. В знак протеста Оля самовольно вышла из класса.

Ситуация №3. Мама ученицы 5 класса уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.

Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?

Ситуация №3.  Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он гово­рит, что учил - я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал на классном часе: что у вас любим­чики есть в классе». 
Учительница: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарно­го...». 
Мама: «Я официально заявляю: еще одна двойка, и я дуду жаловаться. Чему вас только в институте учат, ни черта сами не знаете и де­тям объяснить не можете». 
Учительница: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля...». 
Мама (кричит еще громче): «Я тебя выведу на чистую воду...». 

Как бы вы ве­ли диалог на месте учительницы? 

► Чем могут быть недовольны родители:

  • стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;
  • взаимодействием по организации домашней работы: «слишком много задаете, на уроке ничего не объясняете, приходится делать работу вместе с ребенком или вместо него»;
  • заниженными оценками: «двойки только по вашему предмету, вы портите ребенку успеваемость, Насте вы за стихотворение поставили пять, а моему тройку»;
  • завышенными требованиями к подготовке ребенка;
  • общим отношением учителя к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого».

Действия педагога для предупреждения конфликтных ситуаций

Зная причины недовольства, можно своевременно распознать зарождающийся конфликт учителя и родителя ученика и не допустить инцидента. Необходимо чутко реагировать на изменение атмосферы в классе, потому что именно от своих детей родители узнают о том, что творится в школе. Вероятность конфликта с родителем снижается, если учитель:

  • проявляет уважение к личности ученика и его мнению, даже если оно противоречит его собственному;
  • не использует авторитарные методы воспитания («потому что я так сказал»), а объясняет свою точку зрения;
  • владеет методиками снижения внутреннего напряжения.

В общении с родителями:

  • не заостряйте внимания на эмоциональном состоянии противоположной стороны;
  • не обвиняйте родителей в плохом воспитании детей, не критикуйте их, особенно в присутствии детей и других родителей;
  • не возлагайте всю ответственность за воспитание детей только на них;
  • разговаривайте не свысока, а на равных;
  • включайте их в жизнь класса;
  • постарайтесь заглушить свои эмоции и ориентироваться на решение проблемы.

 

И закончить хочется одной мудрой притчей:

Однажды осёл упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развёл руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осёл мой, уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осёл сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но никто не обращал внимание на его вопли, и молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, и увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот...

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. И всякий раз, когда на вас упадёт очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Как это сделал ослик

   

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru