Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Формирование социально-коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сказки».

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие социально коммуникативных навыков через сказку.docx

Выступление на районном методическом объединении.
Тема: «Формирование социально-коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сказки».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого общения и отношений со сверстниками.

Социально коммуникативное развитие направлено на:

ü    усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

ü    развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

ü    становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

ü    развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

ü    формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

ü    формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Мы решили в своей работе по созданию условий для формирования положительных нравственных представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения использовать знакомство с миром сказок.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. В сказке черпаются первые представления о справедливости и не справедливости. Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанными и проверенными народом.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Используя сказку в своей работе, мы поставили для себя следующие задачи:

ü    знакомить с содержанием сказок;

ü    развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

ü    помогать усвоению детьми на примерах из сказок правил поведения в повседневной жизни.

ü    создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

ü    помочь родителям понять особую роль сказки в воспитании ребенка; раскрыть ценность совместного творчества с детьми.

Для решения данных задач создали соответствующую предметно-развивающую среду:

ü    книжный уголок;

ü    сюжетные картинки по сказкам;

ü    настольный театр по сказкам;

ü    пальчиковый театр;

ü    набор масок и костюмов для игр-инсценировок по русским народным сказкам;

ü    разнообразные материалы для изобразительной деятельности;

ü    настольно-печатные игры по сказкам.

Работа с детьми, с использованием сказок, заключается в следующем:

1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, привлекается внимание детей какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко? », миска («Может в этой миске испекли Колобок? ») и т. д. Спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2 Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.

3 Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных  качеств и мотивов действий персонажей.

4 Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек) .

5 Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6 Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Чтобы наша работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, мы привлекали и родителей. Старались вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально- коммуникативных навыков у детей. Для этого использовали различные формы работы:

ü    Консультации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»,

ü    Показ презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на родительском собрании

ü    Помощь в оснащении группы игровым материалом;

ü    Помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм.

Таким образом, наблюдая за изменениями в поведении детей, проявляется эффективность предложенной нами системы работы над сказкой.

У детей повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях.

Как показали наблюдения со стороны воспитателей и родителей, у детей в группе детского сада снизилась нервозность, раздражительность, тревожность агрессивность (что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников), повысилась самооценка. Дети более твердо усвоили общественные нормы, правила поведения, человеческие отношения. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения.

Разбираясь в смысле сказки, дошкольник начинал понимать комичность некоторых ситуаций. Поэтому у детей появилось и получило развитие чувство комического.

Нельзя не отметить появление у младших дошкольников чувства прекрасного, которое вызывает у детей художественное произведение, а особенно сказка.

У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса. Можно отметить у детей появление такого психологического феномена, как понимание «языка чувств».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение в жизни дошкольника.