Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приёмы и методы работы, подходы к реализации возможных проблем, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребёнок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися.
Успешность
обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок
пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в
дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
В связи с этим проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В
настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии
сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что
педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель
должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью
школьников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как
совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые,
дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения, т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения -
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в
школе.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются
следующие группы средств:
1) Средства двигательной направленности;
2) Гигиенические факторы;
3) Психолого-педагогические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К
средствам двигательной направленности относятся такие
двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения. Это – физкультминутки, эмоциональные
разрядки, подвижные игры с дидактической направленностью.
В течение дня концентрация внимания не одинакова – она колеблется. У каждого
человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут.
В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе.
Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и
фаз рефлексии. Эти причины следующие:
1. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для
осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время.
2. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы, человеку необходимо
время, свободное от поступления новой информации и решения задач.
3. После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не
сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем эту информацию.
На житейском языке это звучит обычно таким образом: «эта информация должна
отлежаться».
Все это означает, что после интенсивной работы необходим перерыв, во время
которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее.
Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:
1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться.
2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все
важнейшие системы человеческого организма.
3. Они создают в группе обстановку доверия и доброжелательности.
С позиций здоровьесбережения польза от выполнения нескольких физических
упражнений будет наибольшей, если учитывать следующие условия:
1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (в
какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и
т.д.)
2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятие
должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: санитарно-гигиенические требования, регламентированные СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятия, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления,обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни.
К
психолого-педагогическим факторам относятся наиболее часто
встречающиеся проблемы с «энергетикой», повышенная утомляемость, истощаемость
детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания. Учитель может
противопоставить утомлению – повышение мотивации и дозировку заданий,
обеспечение отдыха.
Обеспечение мотивации.
Если ребенок не объект, а один из субъектов обучения, если он эмоционально
вовлечен в процесс учения и задания ему по силам, то возникает
«аффективно-волевая подоплека» обучения, которая обеспечивает естественное
повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга, которое не
идет в ущерб здоровью.
Для обеспечения мотивации важно обучение «по единицам, а не по элементам»,
предпочтение значимого осмысленного материала.
Элементарные и в то же время осмысленные действия лучше осваиваются и
запоминаются. Исходя из этого, следует по возможности избегать чисто
технических заданий и предлагать доступные творческие задания.
Таким образом, выбор теории должен определяться познавательными возможностями и
необходимостью обеспечения мотивации.
Эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс обучения позволяет значительно
упростить проблему обеспечения прочного запоминания. Эмоционально-значимый
материал проходит более глубокую обработку и лучше запоминается. Система
повторения является необходимым условием доступности учебного процесса и
сохранения учебной мотивации.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:
Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
Заключение
В последние годы на фоне экологического и
социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного
образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей.
В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в
состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Многие дети
приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их
психофизического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они
оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе
достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или
тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические
отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из
этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения.
Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является
использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск
появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому
развитию личности.
Формирование ценности здоровья – одно из
важнейших средств реализации здоровьесберегающих
технологий в
учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении –
программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.
Выступление на РМО учителей математики
Средства достижения целей здоровьесберегающих технологий
(средства двигательной направленности, гигиенические факторы, психолого-педагогические факторы)
2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.