Выступление на РМО учителей начальных классов

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Активные методы и приёмы обучения используемые в практике работы.docx

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления

Активные методы и приемы обучения, используемые в практике работы при инклюзивном обучении  на уровне начального образования. 

Инклюзивное  образование — это организация  процесса обучения, при которой ВСЕ  дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования  и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Задачи  инклюзивного образования состоят  в том, чтобы включить всех детей  в школьную систему и обеспечить их равноправие.

 Стандарт НОО способствует их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого мы выстраиваем соответствующим образом  образовательное пространство и индивидуальные маршруты каждого ребёнка.

Инклюзивным обучением в нашей школе мы занимаемся уже в течении 15 лет. Если раньше  в нашей практике редко встречались дети с особыми  диагнозами, то с каждым годом  таких ребятишек становится всё больше. На данный момент в каждом классе нашей школы есть от 1 до 3 ребят  которые обучаются по адаптированным программам  Вариант 1 и Вариант 2,

3 ребёнка находятся на домашнем обучении. Так как школа у нас сельская, небольшая, с каждым годом, к сожалению, уменьшается количество обучающихся, то конечно, специализированных классов у нас нет, и мы работаем в рамках малокомплектной школы. То есть на каждом уроке нам надо качественно обучить  условно 2, а иногда и 3 класса.    Одновременно на каждом уроке нам надо разобрать темы, закрепить учебный материал, рассмотреть воспитательные моменты у ребят обучающихся по основной общеобразовательной программе и ребят обучающихся по адаптированной программе

Например  учебный 2024-2025 состав наших классов выглядел вот так( диаграмма) слайд №3

При планировании урока я опираюсь на календарно-тематическое планирование и АООП, которая разработана специально для детей с ОВЗ. Стараюсь построить свои уроки так чтобы  дети  с ОВЗ были бы задействованы вместе со всеми: устный счёт, работа по карточкам , устные упражнения на знание правил, пятиминутка на уроках чтения, просмотр тематических презентаций на уроках. Использую  наборы различных картинок, дидактические игры («Слоговое лото», «Сюжетные картинки») по уровню развития, необходимый  дополнительный материал нахожу в интернете, распечатывая и использую на уроках.

Слайд №4

 Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и  познавательную сферу детей с ОВЗ являются

- игровые ситуации на уроках при изучении нового материала, при закреплении на уроках русского языка, математики, окружающего мира

- дидактические игры (ролевые, имитационные, дидактические) на уроках литературного чтения

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; используем на занятиях проекта «Орлята России», при подготовке внеклассных занятий

Игра является одной из активных форм обучения. Школьники получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний.

Индивидуальный подход на всех этапах обучения.

Чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности помогают предотвращать утомление

К подаче материала приходится подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, надо учитывать психологическое состояние  на конкретный момент;

Чаще включаю в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;

Оцениваю не только результат и его соответствие нормам отметок, но и участие в коллективной работе, поддерживаю  желание работать (лучший стимул-похвала);

На уроках и внеклассных мероприятиях,  стараюсь создавать благоприятные отношения между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

 Поэтому поиск и использование активных  методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения - это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы и приемы обучения, используемые в практике работы:

В начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.

Например: Упражнение «Установка»

«Привели голову в порядок( погладили, причесали себя пальчиками ).

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»

Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.»

Слайд №5

Метод «Пометки на полях» обычно использую при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения. Он позволяет ученикам отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки могут быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Работа с книгой.

Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.

«Направленное чтение». Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного. Любят мои дети делать мини –зарисовки к выборочному чтению.

Использование логопедических упражнений на уроках. Проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз

Традиционным стало использование скороговорок  на уроках чтения, русского языка, речевой деятельности.

Слайд №6

«Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Можно использовать запоминание с помощью специальных фраз, рифмовок, рифмованных правил, логических ассоциаций, сказочных сюжетов, загадок и многое другое.

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Слайд №7

Приём «Паучок понятий». Зрительный приём для запоминания термина (тельце «паучка») и его основных понятий, свойств (ножки «паучка») например при изучении частей речи

Picture background

Приём «паучок» используют для устной связной речи, характеристики понятий. Схему можно применять как элемент урока при фронтальной работе или превратить в игру, например, провести несколько вариантов:

·         «Паучок-врунишка». Каждый ученик в паре рисует на листочке своего «паучка», пишет на его «лапках» ассоциации, намеренно делая 1–2 ошибки. Затем ученики в паре обмениваются листочками и исправляют ошибки.

·         «Паучок-соревнование». На пару выдаётся один листочек с «паучком». Ученики по очереди пишут на «лапках» слова, раскрывающие смысл термина, используя при этом и основную, и вспомогательную информацию.

·         «НЕДОпаучок». Каждый ученик в паре рисует своего «паучка» с определённым количеством «лапок». На некоторых «лапках» дети пишут сведения о понятии, а остальные «лапки» оставляют пустыми. Затем ученики обмениваются своими «недопаучками» и заполняют пустые «лапки».

·         «Перепутавшиеся паучки». Для этого варианта игры учитель готовит «паучков» сам. Каждая пара получает лист с 2–3 паучками. К каждому понятию уже написаны ключевые слова, но они «перепутались», то есть частично информация об одном понятии оказалась у другого «паучка». Ученикам надо навести порядок и поменять местами перепутавшиеся сведения.

·         СЛАЙД№8

·         Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

 Игра «День-Ночь» можно использовать на уроках математики на этапе устной математической разминки. На слове «Ночь» ученики с закрытыми глазами слушают задание учителя, после слова «День» - показывают или называют ответ.

СЛАЙД №9

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.Для того, чтобы уловить каждый важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные карточки:

  • «+» (У меня получается)
  • «!» (Требуется помощь)

На уроках часто используются готовые, известные способы запоминания (например, запоминание цветов радуги по первым буквам выражения «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»; запоминание орфографии словарных слов с помощью фразы «Костя носит костюм, а папа - пальто» и т п.)

Используем такие  приёмы заучивания правил:

1) Расскажи правило в разных вариантах и ролях. Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику, бабушке, любимой игрушке.

2) Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой.

3) Игра «Угадайте, какое слово проглотил диктор телевидения». В роли диктора - ученик, который рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. Ребята отгадывают, какое слово «проглотил» диктор.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

 Игры – «энергизаторы»

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности ребенка, восстанавливать интерес к занятию, повышают концентрацию внимания, придают настроение детям и поддерживают общий тонус. «Энергизаторами»  служат физические упражнения, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры, танцы под музыкальное сопровождение с элементами игры, игры-приветствия, игры на знакомство, игры на снятие напряжения, игры на концентрацию внимания, релаксация. Очень мне помогает в работе пособие

 « Физминутки» автор С. А. Лёвина и С. И Тукачёв (показ и содержание стр 67)

СЛАйД №10

 Методы рефлексии.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображения

 «Светофор» 

·         зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял;

·         желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока.

·         красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес.

·         «Дерево комфорта» – учащимся в конце урока предлагается повесить на дерево яблоки, красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или груши зелёного цвета, если ощущают дискомфорт в конце урока.  Море радости

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

СЛАЙД №11

И конечно  требования современного образования это использование в нашей работе онлайн- платформ. Все наши ученики зарегистрированы на платформе Учи.Ру. Активно проходят образовательные марафоны, у всех дух соревнования, делятся, кто, сколько баллов набрал. По возможности участвуют в олимпиадах. Выполняют домашние задания от учителя.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет мне как учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

СЛаЙд №12

В завершении моего выступления я предлагаю Вам посмотреть  наш небольшой фотоальбом. На фотографиях вы увидите часть школьной жизни нашей начальной школы.  В любом школьном мероприятии наши дети все вместе  и не важно, какой диагноз выставлен у ребёнка, по какой образовательной программе ребёнок обучается!  И конечно наши родители являются нашими незаменимыми помощниками.