Выступление на родительском собрании
«Психологическая подготовка к ГИА — ресурсы семьи. Рекомендации родителям».
- Уважаемые родители, здравствуйте! СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
- Экзамен — самый ответственный период в жизни выпускника. Чтобы успешно сдать — необходимо хорошо подготовиться.
- Успешная подготовка ребенка к ГИА зависит от наших общих усилий: школы и семьи.
СЛАЙД 3
- Причины возникновения волнения: полнота академических знаний, уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), личностные особенности — уверенность, тревожность, стрессоустойчивость, работоспособность; страх неизвестности; гиперответственность перед семьей, школой.
СЛАЙД 4
Задача семьи — создать комфортные условия для ребенка, что будет способствовать повышению уровня готовности к сдаче ГИА.
СЛАЙД 5
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче государственного экзамена. Как же родители могут поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него.
СЛАЙД 6
Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Упражнение «Солнышко»: нарисовать солнышко, количество лучей — количество выпускников. В центре надпись «Мой ребенок». Родителям предлагается назвать качества их детей, которые помогут сдать ГИА. Записываются на лучиках. Итог: «-Посмотрите, как много у детей качеств, которые могут им помочь на экзамене. Давайте будем верить в них и поддерживать их в этой нелегкой задаче!»
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка, на его положительные качества.
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Поддерживайть своего ребенка, демонстрируя, что понимаете его переживания.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате.
СЛАЙД 7
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, выражение лица. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем болше вероятности допущения ошибок.
СЛАЙД 8
- Как вы считаете, легко ли вашим детям планировать свой день? Придерживаться режима дня необходимо. Вы можете помочь как в роли «контролера», так и «помощника». Тем самым показывая свою заинтересованность, значимость момента, важность. Например:
- Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням.
- Конечно, не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенку это дается сложно, попробуйте вместе, на практике покажете насколько это эффективно. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на двери и т.д. (зрительная опора)
- Так же важно научить ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего экзамена, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Наличие часов у ребенка на экзамене может снизить тревожность.
- Вы можете совместно отрабатывать навык -- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- - если ребенок невнимательно читает вопрос/задание - ему сложно понять его смысл; характерная ошибка - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать;
- ребенок может «застревать» на одном задании, сам он может и не замечать, а вы можете мягко его направлять «если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться».
СЛАЙД 9
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, важно вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Никто, кроме Вас не сделает это лучше. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, обязательно должно быть чередование «занятие- отдых». Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
СЛАЙД 10
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
СЛАЙД 11 Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
СЛАЙД 12
Спорт, выполнение домашней работы (обязанности), творчество, хобби — способствуют снятию психологического напряжения.
СЛАЙД 13
Во время экзаменов наша задача — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную увереноость в себе, и в этой ситуации мы, взрослые должны говорить, что в него верим. Создать «ситуацию успеха»; если ребенок гиперответственный (старается соответствовать ожиданиям взрослых) — дать понять, что ничего страшного не произойдет, если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы; есть дети, которых похвала расхолаживает (если у меня все получается, зачем я буду стараться). Индивидуальный подход.
Давайте поговорим о стрессе. Стресс — мобилизирует наш организм (встряска для него: усиливается скорость реакций — кровообращение - работа мозга). Но если он непродолжительный. Существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Если ребенок с повышенной тревожностью понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжается, это помогает чувствовать себя более уверенно.
СЛАЙД 14
Очень важно понять, в какой именно помощи нуждается ваш ребенок.
Кому-то нужно, что выслушали выученную тему, кому-то нужно обеспечить подходящие условия для занятий, тревожным детям - снизить напряжение и тревожность, кому-то нужно повысить значимость экзамена.
Задайте своему ребенку вопрос: «Как я могу тебе помочь?» И вы поймете , в какой помощи нуждается ваш ребенок.
СЛАЙД 15
Игра «Шкала согласия». Выразите степень своего согласия или несогласия со следующими утверждениями:
1. Я знаю достаточно много о ГИА. 2. Думаю, что сдать экзамены моему ребенку по силам.
2. Считаю, что подготовка к ГИА — задача исключительно школы.
Я желаю объединить усилия, быть одной командой «выпускники, педагогический коллектив, родители» - пройти путь подготовки и сдачи ГИА успешно!
Подготовила педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Котлярова А.П. 02.12.2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.