Выступление на семинаре
«Опыт реализации практико-ориентированных заданий
в сфере деятельностного подхода на уроках в начальной школе».
На сегодняшний день вопросы обучения и социализации детей с интеллектуальными нарушениями вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что их социальное развитие проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый «особенный» ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом у них расширяется предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Современная образовательная политика, учитывая изменяющиеся социально-экономические условия, нацеливает педагога на обновление форм, методов и приёмов обучения с целью формирования такой ключевой компетенции обучающихся с нарушениями в развитии, как умение учиться. Новый ФГОС требует от школы формирование и развитие успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. (2сл.) Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.
Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированных заданий в системно-деятельностном подходе к обучению в школе АОП. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и обучающегося, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения - формирование умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, каким образом и для чего можно употреблять полученные знания на практике.(3сл.)
В рамках практико-ориентированного обучения я стараюсь уже с 1 класса организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у обучающихся умений думать и действовать. Сейчас остановлюсь на некоторых приемах данного подхода к обучению на примере своего класса, в котором обучаются дети с РАС (вар.8.3.).
Использование практико-ориентированных задач на уроках позволяет применять знания обучающихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. Все задания подбираются с учётом возрастных, типологических и индивидуальных возможностей детей, т.к. малейшие видоизменения заданий ставят детей «в тупик». При изучении нового материала опираюсь на уже имеющийся опыт у ребят, а уже на этапе закрепления и систематизации полученных знаний даю им задачу из повседневной жизни, при решении которой они должны использовать приобретенные предметные знания и умения.
На уроках математики особые трудности вызывают отличия понятий «количество монет и денег», поэтому остановлюсь на некоторых примерах практико- ориентированных задач:
Ø необходимо в магазине заплатить 10 рублей за карандаш, а в кошельке именно этой монеты нет. Что можно сделать?(4сл.,5сл.)
Дети предлагают набрать 10 рублей другими монетами. Берём настоящие монеты и выполняем задание. Это вызывает живой интерес у обучающихся и всем хочется показать свои знания.
Ø у мамы в руках 3 монеты, общая сумма которых 15 рублей. Какие монеты у неё могут быть?(можно дать задание на карточках или на примере ребёнка из класса).(6сл.)
Также для формирования практических навыков на уроках математики использую так называемые уроки-практикумы. Обязательно используем для этого измерительные приборы: часы, линейки, разные емкости для определения объема, ростомер и многое другое.
Ø например, дети помогают героям известных мультфильмов и измеряют с помощью линейки предметы, указанные учителем (ковёр, окно, рамка для фотографий).
Такая форма уроков помогает формировать практико-ориентированные знания, умения, навыки, способствует развитию способности ориентироваться в окружающей действительности. (7сл.)
Ø при знакомстве с понятиями «выше - ниже» детям сразу задавала вопрос: «Как же можно определить кто выше, а кто ниже, не вставая из- за парт одновременно?»
Следующий немаловажный учебный предмет, на котором мне хотелось остановиться, называется речевая практика. При изучении темы «Где я живу» обучающиеся знакомились с адресом своего проживания и пытались его запомнить. На этапе закрепления обучающимся предлагалась картинка с изображением дома и квартиры без номера, улицы без названия. Дети должны были вписать свой адрес.
Данная тема достаточно актуальна, так как в жизни каждого ребёнка может произойти различные жизненные ситуации, требующие знания адреса.
Ø при изучении темы «Я иду на день рождение» обучающимся предлагается создать и подписать открытку для девочки. Дети должны из предложенных украшений выбрать то, что обычно размещают на открытках, предназначенных лиц для женского пола, а также самостоятельно вписать пожелания.
Ø при изучении темы «Телефонный разговор» мы с детьми моделируем ситуацию, вспоминаем общие правила телефонного разговора, а обучающиеся дополнительно придумывают свои вопросы для собеседника.
На уроках «Мир природы и человека» обучающиеся приобретают знания, умения и навыки необходимые в повседневной жизни человека, поэтому важно чтобы они были прочными. С целью решения этого вопроса выходят на первый план практико-ориентированные задания.
Ø остановлюсь на теме «Комнатные растения и уход за ними». При изучении материала дети знакомятся с названиями некоторых комнатных растений и их особенностями «Фиалка» и «Традесканция». После предлагаю определить по признакам названия растений с использованием живых образцов (их всегда удивляет листочек фиалки). (8сл., 9сл.,10сл.). Домашнее задание – записать названия 2 растений в тетрадь, которые растут у каждого дома.
Эти задания всегда вызывают живой познавательный интерес у различных категорий детей нашей школы.
В своем сообщении я познакомила лишь с маленькой частью практико-ориентированных методов деятельностного подхода, используемых на уроках в школе АОП. Но уже из вышесказанного можно сделать вывод о том, что систематическое использование практико –ориентированных заданий на протяжении всех лет обучения
способствует не только качественной подготовки обучающихся, но и интересу к учебным дисциплинам, а также формированию ключевой компетенции, которая будет использована ими в их жизнедеятельности. Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.(11сл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.