МБОУ СОШ №19 имени В.П.Стрельникова
ДОКЛАД
«Формы и методы обучения на уроках ОПК»
Выполнила учитель ОПК
МБОУ СОШ №19 имени В.П. Стрельникова
Кулагина Л.В.
ст.Ладожская
2019г.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11 августа 2009 г.
Курс основы религиозных культур и светской этики является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс ОРКСЭ предполагает следующие модули: ОПК, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики. В нашей школе, по заявлению родителей, был выбран модуль основы православной культуры.
Курс ОПК предполагает следующие результаты:
1уровень - приобретение школьниками социальных знаний;
2 уровень - получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
3 уровень - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Выбор методов обучения происходит с учетом возможностей обучающихся, их возрастных особенностей, материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.
Специфика средств обучения ОПК заключается в том, что происходит обращение к библейским текстам, работа с иконой, с иллюстрациями. Методика включения в контекст урока видео и аудио-материалов, применение ИКТ.
Подробнее о методах, применяемых на уроках ОПК.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
-словесные, наглядные, практические;
-аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные,
-репродуктивные, проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы.
Методы стимулирования и мотивации:
-методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций;
-методы стимулирования долга и ответственности.
Методы контроля и самоконтроля.
Методы самостоятельной познавательной деятельности.
Методы проведения урока.
Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).
Таким образом, формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ могут быть следующими:
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
эвристические беседы;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские,
видео-уроки.
Виды, приемы, методики, техники.
· Дидактические игры;
· Действия по инструкции;
· Выработка коллективных решений;
· Доказательства и аргументация точек зрения;
· Анализ ситуаций;
· Решение конфликтных ситуаций;
· Работа с иллюстративным материалом;
· Практические работы;
· Разработка проектов;
· Создание текстов;
· Тематические дискуссии;
· Пресс-конференции;
· Работа с притчами.
Сквозная деятельность:
1.Составление словаря терминов;
2.Создание галереи образов;
3.Разработка макета собственной книги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.