Формирование и оценка метапредметных достижений у младших школьников с использованием групповой проектной деятельности
слайд 1
Стихотворение Валентина Берестова
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Слайд 2
(УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.
Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Как удивить своего ученика во время урока тем, чему уже и никто не удивляется? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Эти задачи позволяет успешно решать групповая проектная деятельность, которая гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную и внеурочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Оценка и контроль достижений метапредметных результатов может проводиться в
ходе защиты индивидуального или группового проекта.
Различают следующие виды проектов:
1.Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
В этом учебном году мои первоклассники приняли участие в конкурсе «Семейные экологические проекты»,
Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы разбились на группы поставили перед собой цель: Научиться находить полезное применение разным упаковкам, после их первичного использования, давая им «вторую жизнь». Каждая группа собирала информацию по проекту
слайд 3
Обычную коробку оформили для сбора макулатуры, из майонезных банок сделали спектакль по сказке Колобок
слайд 4
Одноразовые вилки - подарок маме «Веер», желтые пакеты для мусора «Солнышко» для хорошего настроения
Определи, какому упаковочному материалу можно подарить «вторую жизнь. Что можно сделать для того, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды.
В Номинации «Вторая жизнь упаковки» мы заняли 2 место на муниципальном этапе, в Номинации «Красная книга» 5 призеров и 1 победитель.
слайд 5
3.Социальный проект «Покорми птиц зимой!»
Распределили задания по группам: 1г. -информация о зимующих птицах нашего края, 2г. -какой корм птицам полезен, а какой вреден, 3 г. - листовки по тематике, 4г. -стихотворения-призывы,
Все учащиеся приняли участие в изготовлении кормушек.
Практический продукт проекта –кормушки-были развешаны учащимися вместе с родителями на территории школы и станицы
В рамках внеурочной деятельности в нашей школе проводится курс «Школа тайн и открытий.Окружающий мир» В прошлом году с четвероклассниками мы побывали на экскурсии в тепличном хозяйстве колхоза «Родина»
слайд 6
Ребятам очень понравилось и они предложили проект своей теплицы на пришкольном участке для выращивания экологически чистых овощей и цветов для школьного двора.
слайд 7
Сначала это был макет. В этом году на территории нашей школы стоит настоящая теплица, в которой ребята с удовольствием участвуют в посадке семян и рассады
слайд 8
Чемпионат по выращиванию сахарной свеклы в нашем районе проходил в прошлом учебном году
Целью данного проекта являлось теоретическое описание действий, приводящих к достижению максимального результата при возделывании сахарной свёклы на опытном участке.
Название команды «Рафинад» ребята придумали сами, распределились на звенья, выбрали место для выращивания свеклы на одном из приусадебных участков.Каждая группа, звено выполняла свое задания, вели дневник наблюдений.
слайд 9
Выращенную свеклу отправили на сахарный завод и получили 8кг сахара.
слайд 10
4.Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
слайд 11
5.Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, детская конференция и т. д.
В данный момент находится в стадии разработкипроект «В гостях у фольклора»
Продукт проекта – устный журнал, форма деятельности- групповая
Мы также распределили задания для групп: 1г. - пословицы и поговорки незнакомого содержания, 2 г. - народные загадки, 3 г. - небылицы, шутки, 4 г. -потешки, 5г. - русские народные песни.
Так как продукт проекта- журнал, то в каждой группе выбран художник- иллюстратор. Его задача - создать художественный образ к одному из произведений страницы.
Такие проекты как «Живая цифра», «Живая буква»
- это проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся.
В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.
Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка, самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Ряд коммуникативных и регулятивных действий, таких как: умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д., трудно или невозможно оценить в ходе стандартных работ.
Слайд 12
Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения, для этого мною используются листы оценки достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения на конец каждого класса начальной школы.
Школьнику
с каждым годом требуется продемонстрировать владение все более сложными
учебными действиями.
Слайд
13
Лист оценки метапредметных результатов отражает требования программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.
Структура листа оценки индивидуальных достижений ученика
Критерий оценивания |
Образцы заданий |
Самооценка ученика |
Оценка учителя |
|
|
|
|
Важно, что при работе с листом оценки достижений это то, что самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом рефлексии.
Данный лист заполняется на каждого ученика класса. Данные таких листов вносятся в таблицы образовательных результатов.
Листы оценки достижений должны быть включены в портфолио учащегося, т. к. они
позволяют отслеживать динамику его достижений.
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: учитель у себя в таблице результатов ставит «+», «-» или другие знаки. В последующих классах отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за «отдельные реплики», а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Таким образом, предложенная мною система мониторинга сформированностиметапредметных результатов позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика. Даёт возможность ученику сравнивать предыдущие результаты с достигнутыми, а педагогу - содержание образовательного процесса. Это снижает уровень трудностей, связанных с умением учиться при переходе на следующую ступень обучения..
Слайд 14
Вывод: Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами… Мы и не замечаем, когда и как изменилась окружающая нас действительность. И очень часто будущее не просто входит, оно врывается в нашу устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новыми образовательными стандартами.
Образ будущего образования, создаваемый Стандартом, несомненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для любого педагога – ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями!
Слайд 15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.