Выступление на семинаре учителей по русскому языку.

  • docx
  • 18.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Исп ИКТ.docx

                        

 

 

                                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                Директор МКОУ «Ашагасталказмалярская СОШ» 

                                                                                           __________________  Д.А. Асланов

                                                                                                                                          17.02.2022г.

 

 

                   Доклад

                                  на тему:

           «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ

          РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

                                                     Учитель русского языка и  литературы

                                                      МКОУ «Ашагасталказмалярская СОШ»

                                                           Гамидова А.Т.

                                            

 

 

                                                      2020г.

 

             

 

               Доклад  на тему:

           «Использование ИКТ на уроках

             русского языка и литературы»

    Аннотация: в статье описаны роль и место информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Обозначены задачи, решаемые с помощью ИКТ, при организации воспитательно -образовательного процесса. Рассмотрено использование сети Интернет, презентаций, интерактивной доски при подготовке и проведении уроков. Ключевые слова: ИКТ, урок русского языка, урок литературы.  

      «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». Как грамотно и чётко определил М. Горький значимость русского языка в нашей жизни! Научить детей гордиться богатством и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в это время, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, внося свои коррективы в методику преподавания. На сегодняшний день персональный компьютер является организатором учебной деятельности, помощником и советчиком учителя.

       Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, делают уроки нетрадиционными, развивают творческий потенциал учащихся, позволяют организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают объективность оценки знаний учащихся, повышают качество образования, включают учащихся и педагогов в современное информационное пространство, способствуют саморазвитию личности ребенка. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) На своих уроках я использую следующие варианты применения ИКТ: электронные тесты, создание компьютерных презентаций с мультимедийными эффектами, анимацией и текстовым изображением. Презентации позволяют учителю: - наглядно представлять материал; - интенсифицировать процесс объяснения нового материала; - регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; - повышать познавательную активность обучающихся.

      Кабинет русского языка и литературы оснащён компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, имеется доступ к сети Internet. Сеть Интернет несет огромный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: - целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; - видеть информацию в целом, а не фрагментарно; - выделять главное в информационном сообщении. Использование интерактивной доски при изучении русского языка открывает множество дополнительных возможностей, увеличивают эффективность образования в целом.

     Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:

ü расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

ü привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

ü развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;

ü  развитие мотивации у учащихся.

ü При этом  компьютер может представлять:

ü источник учебной информации;

ü средство диагностики и контроля.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки  с применением компьютера  вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:

-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;

- способствуют формированию целостной научной картины мира:

-систематизируют знания;

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

- формируют рациональные навыки учебного труда.

Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю надо уметь:

ü обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

ü создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

ü использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

ü организовать работу с электронным учебником на уроке;

ü применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

ü осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его  возможности в этой области:

ü создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

ü возможность воспроизведения видео и аудио материалов;

ü создание интерактивных  наглядных пособий, гипертекстов

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

ü восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;

ü запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;

ü во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;

ü время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;

ü учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.

Таким образом при активном использовании информационных технологий успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

        Преимущества для учащихся: - делает занятия интересными; - предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе; - учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной подачи материала; - позволяет использовать различные стили обучения; - учащиеся начинают работать более творчески


 

Скачано с www.znanio.ru