«Утверждаю»
Директор МКОУ «Ашагасталказмалярская СОШ»
__________________ Д.А. Асланов
17.02.2022г.
Доклад
на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ашагасталказмалярская СОШ»
Гамидова А.Т.
2020г.
Доклад на тему:
«Использование ИКТ на уроках
русского языка и литературы»
Аннотация: в статье описаны роль и место информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Обозначены задачи, решаемые с помощью ИКТ, при организации воспитательно -образовательного процесса. Рассмотрено использование сети Интернет, презентаций, интерактивной доски при подготовке и проведении уроков. Ключевые слова: ИКТ, урок русского языка, урок литературы.
«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». Как грамотно и чётко определил М. Горький значимость русского языка в нашей жизни! Научить детей гордиться богатством и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в это время, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, внося свои коррективы в методику преподавания. На сегодняшний день персональный компьютер является организатором учебной деятельности, помощником и советчиком учителя.
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, делают уроки нетрадиционными, развивают творческий потенциал учащихся, позволяют организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают объективность оценки знаний учащихся, повышают качество образования, включают учащихся и педагогов в современное информационное пространство, способствуют саморазвитию личности ребенка. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) На своих уроках я использую следующие варианты применения ИКТ: электронные тесты, создание компьютерных презентаций с мультимедийными эффектами, анимацией и текстовым изображением. Презентации позволяют учителю: - наглядно представлять материал; - интенсифицировать процесс объяснения нового материала; - регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; - повышать познавательную активность обучающихся.
Кабинет русского языка и литературы оснащён компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, имеется доступ к сети Internet. Сеть Интернет несет огромный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: - целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; - видеть информацию в целом, а не фрагментарно; - выделять главное в информационном сообщении. Использование интерактивной доски при изучении русского языка открывает множество дополнительных возможностей, увеличивают эффективность образования в целом.
Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.
При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:
ü расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
ü привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
ü развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;
ü развитие мотивации у учащихся.
ü При этом компьютер может представлять:
ü источник учебной информации;
ü средство диагностики и контроля.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:
-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;
- способствуют формированию целостной научной картины мира:
-систематизируют знания;
- способствуют развитию устной и письменной речи;
- способствуют развитию воображения, памяти, мышления;
- формируют рациональные навыки учебного труда.
Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю надо уметь:
ü обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
ü создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
ü использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
ü организовать работу с электронным учебником на уроке;
ü применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
ü осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его возможности в этой области:
ü создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;
ü возможность воспроизведения видео и аудио материалов;
ü создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:
ü восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
ü запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;
ü во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;
ü время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;
ü учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.
Таким образом при активном использовании информационных технологий успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.
Преимущества для учащихся: - делает занятия интересными; - предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе; - учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной подачи материала; - позволяет использовать различные стили обучения; - учащиеся начинают работать более творчески
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.