Выступление на школьном методическом объединении "Формирование грамматического строя речи младших школьников"
Оценка 5

Выступление на школьном методическом объединении "Формирование грамматического строя речи младших школьников"

Оценка 5
docx
09.10.2023
Выступление на школьном методическом объединении "Формирование грамматического строя речи младших школьников"
Формирование грамматического строя речи.docx

    Формирование грамматического строя речи младших школьников.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. Язык усваивается ребенком стихийно, в общении со взрослыми и сверстниками, на основе непосредственного подражания речи окружающих. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Существует множество правил русского языка, без которых невозможно усвоить грамматический строй речи. В начальных классах ставится задача сознательного усвоения основных грамматических правил и законов. У детей-школьников формируют ряд грамматических понятий (о составе слова, о частях речи и т. д.), они заучивают и осмысливают определения (имени существительного, спряжения и т. д.), в их активный словарь входят грамматические термины. Появляется новое отношение к своей речи.

Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникабельной и монологической речью.

Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. К сожалению, с каждым годом все больше детей, поступающих в  школу, имеют логопедические проблемы. Словарный запас у них беден, состоит в основном из существительных, дети слабо используют глаголы, прилагательные наречия, почти не употребляют предлоги или употребляют их неправильно. Поэтому в начальной школе  идет не только  развитие, но и дальнейшее формирование грамматического строя речи.

 Требования к речи учащихся

Какую же речь можно считать хорошей? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование - точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Отсюда вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование).

Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать 

мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа. И выразительность, и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная -общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, слов-"паразитов", просторечных слов и пр.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) - её соответствие литературной норме.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

 

При обучении детей мною выявлены следующие ошибки лексико-грамматического характера:

1. Трудности при преобразовании единственного числа существительных во  множественное число (окно- окны) .

2. Употребление имён существительных в родительном падеже

множественного числа существительных (ягодов, медведев, карандашов) .

3. Неправильное согласование прилагательных с существительными

в роде, числе, падеже (красная платья, синий полотенце).

4. Трудности при согласовании числительных с существительными

(Сколько букв гласных звуков?-Два. пять ух(ов), пять ручков) .

5. Ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены, отсутствие сложных предлогов)

6. Сложности при образовании относительных, притяжательных

прилагательных (стол на кухне; лисин хвост, уши зайца) .

Работа по формированию грамматического строя речи у школьников  содержит следующие разделы:

1. Словоизменение:

категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);

- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);

- категории падежа:

родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

2. Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование существительных от существительных;

- образование прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов;

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

- образование сложных слов.

3. Согласование:

- существительных с местоимениями;

- существительных с прилагательными;

- существительных с числительными;

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);

- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

 

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:

 предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразовании;

эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей; совершенствовать синтаксическую сторону речи;

 развивать чуткость и интерес к форме своей речи;

содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

 


 

Формирование грамматического строя речи младших школьников

Формирование грамматического строя речи младших школьников

Первое требование - это содержательность

Первое требование - это содержательность

Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией

Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией

Сколько букв гласных звуков?-Два

Сколько букв гласных звуков?-Два

Формирование фразы: - простые нераспространённые предложения; - распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения) ; - предложения с использованием предлогов (предложно-падежные…

Формирование фразы: - простые нераспространённые предложения; - распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения) ; - предложения с использованием предлогов (предложно-падежные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023