Особенности проведения практических работ по цветоводству и декоративному садоводству в школе –интернате для детей с ОВЗ
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения - дать школьникам начальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Исследователь Дьячков А.И. (1965) указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику умственно отсталого учащегося труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах отводится треть учебного времени
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Исследователь Воронкова В.В. (1994) пишет, что, производя на уроках труда необходимые действия, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение
Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).
Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, углублении и закреплении знаний, полученных в результате собственных исследований учащихся под руководством учителя, проверке теоретических положений опытным путем, формировании навыков самостоятельной работы и умений делать выводы и обобщения на основе результатов опытов. Воспитательная функция состоит в формировании таких черт личности, как трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности. Развивающая функция заключается в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений, наблюдательности.
Известно, что ученики специальной школы с большим трудом применяют на практике теоретические знания. Необходима более тесная связь теоретического обучения с практической деятельностью.
Содержание предмета по технологии «Цветоводство и декоративное садоводство» обеспечивает получение знаний о жизни цветочных и декоративных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей, способствует формированию у школьников ответственного отношения к миру растений. Основными задачами школы-интерната является формирование у обучающихся практических и социально значимых навыков, которые позволяют им вести самостоятельную жизнь по завершению школьного обучения, правильного осознания перспектив будущей жизни, умения самостоятельно решать возникающие вопросы. Уроки трудового обучения по профилю “Цветоводство и декоративное садоводство” направлены на подготовку обучающихся воспитанников к ручному труду в озеленительном хозяйстве. Специальные коррекционные занятия позволяют обратить внимание на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития, изучение декоративных растений, условия их содержания, элементы ухода за ними
По программе специальных ( коррекционных) школ при изучении предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» предусмотрены практические работы – по пересадке и перевалке комнатных растений, по уходу за комнатными растениями, изучению органов цветкового растения, по выращиванию декоративных деревьев и кустарников , по уходу за растениями на школьных цветниках.
Можно отметить, что практическая деятельность умственно отсталых учащихся имеет недостаточно осмысленный характер и выполняется на уровне подражания. В силу нарушения психофизического развития понимание сущности работы часто бывает ограничено, затруднен анализ и планирование предстоящей деятельности, предварительное представление ее результатов. Умственно отсталые школьники стремятся приступить к выполнению задания без анализа инструкции , продумывания последовательности действий, выбора средств. Нарушение.ориентировки сказывается на характере выполняемых действий.
Для развития навыков ориентирования в задании, как правило, применяются разные формы инструктирования. Особенность инструктажа в коррекционной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением . Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся, как правило, после многократных показов и объяснений, усвоили последовательность работы. Наряду с практическим выполнением заданий по плану применяется словесное описание способов его выполнения. В результате такой работы практическая деятельность учащихся приобретает определенную целенаправленность
Формы организации практической деятельности могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. В любом случае каждый ребенок получает определенное задание, определяются место и время работы.
При фронтальной работе учащиеся выполняют однородные задания. Например, все производят копку или рыхление почвы на участке. Некоторые работы выполняются группами. Каждая группа получает задание, в котором указаны место работы и время ее выполнения
В одних случаях всем группам даются одинаковые задания, в конце работы выясняется, кто лучше и быстрее выполнил работу. В других случаях каждая группа выполняет определенную часть общего задания. Например, дается общее задание произвести подкормку кустов роз. Работа распределяется следующим образом: одни копают бороздки вокруг кустов роз, другие готовят минеральную смесь, третьи выливают раствор в бороздки, четвертые засыпают бороздки и разравнивают почву. При работе в парах и группах развиваются навыки межличностного общения, облегчается выполнение некоторых технических операций, улучшается взаимоконтроль.
Организуя практические и лабораторные работы, следует дифференцировать задания в зависимости от уровня обучаемости школьников. Например, выполняя практическую работу по посеву семян однолетних цветковых растений, учащиеся 2 уровня обучаемости выполняют подготовку почвы в посевных ящиках, а учащиеся 1 группы обучаемости – разметку посевных рядков и посев семян.
Все практические работы должны быть тщательно подготовлены. Заранее намечается цель, определяются задачи, продумываются формы организации деятельности учащихся и их содержание, подбирается необходимое оборудование, формируются инструкции, которые будут предложены учащимся. Большое внимание должно быть уделено правилам техники безопасности и формированию умений работать с необходимыми инструментами.
Все разделы программы по цветоводству и декоративному садоводству увязываются в той или иной степени с практической деятельностью в форме упражнений и практических работ. Одни из них проводятся в условиях теплицы (пересадка комнатных растений, пикировка рассады цветочных культур, черенкование цветковых растений), другие – на школьных цветниках( уход за декоративными кустарниками, высаживание в грунт цветочных растений).
Практические работы на территории школьных цветников являются неотъемлемой частью системы преподавания. Они служат продолжением классных занятий и способствуют углублению и закреплению полученных на уроках знаний. Качество знаний по изучаемому предмету при этом повышается, т.к. учащиеся глубже понимают смысл изучаемых закономерностей, проверяют их практикой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.