МОДЕЛЬ ПОДРОСТКОВОЙ ШКОЛЫ
КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Вторая ступень обучения охватывает школьников в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Это время когда приходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, |рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Обучение, играя ведущую роль в психологическом развитии на определенном уровне в каждый возрастной период должно обеспечивать формирование интеллектуальной сферы, способствовать личностному развитию, создавать условия для его эмоционального благополучия. На второй ступени обучения изменяется характер и формы учебной деятельности, содержание усвоенных знаний усложняется, они становятся более обобщенными, учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам. Особое требование предъявляется к обучению на этом этапе, т.е. в этот период меняется ведущий тип деятельности: с учебной на общение, и т.о. отмечается снижение мотивации обучения. Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и соотношения, овладевают умениями формулировать отношения и умозаключения, делать выводы, проводить аналогии и т.д. Все это способствует развитию навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации. В процессе учебной деятельности школьники овладевают многочисленными приемами учебной деятельности, учатся мыслить. Успешность обучения зависит не только от уровня сформированности умственных умений и навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и от развития мотивационно - потребностной сферы личности школьника. Первая потребность, способы и средства воспитания которой должны быть заложены в учебных программах, предусмотрена в к методиках преподавания и содержания обучения - это познавательная потребность. Любознательность подростков проявляется в широте интересов. Именно для этого возрастного периода важно расширение содержания образования через введение спектра предметов, активизацию внеурочной познавательной деятельности в школе с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д. Чем больше у учащихся возможности для ориентации в своих интересах, тем больше поле для проявления и оценки своих общих и специальных способностей у подростка. В содержании образования, его методах и формах необходимо учитывать потребности подростков в рефлексии, самооценке, самоутверждении и самовоспитании. Т.о. задача обучения на этом этапе заключается в поддержании и развитии интеллектуальной активности подростков, в повышении мотивации обучения, с помощью диагностики общих и специальных способностей.
Обоснование актуальности формирования модели основной школы.
Организация образовательного процесса в основной школе не учитывает в полной мере специфику подросткового возраста, следствием чего является резкое падение интереса и результативности обучения. Современный подросток (в отличие от своего сверстника 30-40-летней давности) в своей массе не ориентирован на завершение образования в 15-16 лет. Он скорее ищет себя в социальной жизни, находящейся за стенами школы, в успешности и признании микросоциумом. Самоопределение и развитие самосознания - вот те особенности современного подростка, которые недостаточно учитываются современной основной школой.
Сложившаяся модель основной школы представляется наименее устоявшейся. Это положение дел связано со следующими причинами:
· Традиционно основная школа была нацелена на передачу детям основ наук. Сами учебные программы, составленные по предметному принципу, были воплощением этого. Сегодня уже и начальная школа претендует на передачу научного содержания. Но формирование научного сознания и передача углубленных знаний по учебным предметам – прерогатива старшей школы. Таким образом, потеряно (не найдено, не конкретизировано) специфически подростковое содержание образования.
· Основная школа, возникшая в процессе удлинения сроков обучения, не выработала собственных организационных форм. Из начальной школы перешла жесткая классно-урочная система, предметно-урочная форма организации учебного материала, классная форма учебного сообщества детей.
· Традиционно управление основной школой также является неотличимым от систем управления начальной школой, с одной стороны, и старшей - с другой.
Основные недостатки образовательного процесса в основной школе:
· отсутствие целостной подростковой школы с различными моделями сочетания образовательных пространств;
· недостаточность форм социализации подростков, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного индивидуального и коллективного действия;
· отсутствие целенаправленной работы над формированием интеллектуальной сферы (разных типов мышления), предметных и надпредметных компетентностей.
Поэтому в ходе обсуждения итогов и дальнейших перспектив экспериментальной работы на Методическом совете школы в сентябре 2005 года было принято решение о выработке адекватной модели образовательного пространства подростковой школы как целостной жизнедеятельностной системы, способствующей формированию учебной самостоятельности школьников и развитию детского самоуправления.
Основными задачами обучения являются:
Особенности образовательного процесса подростковой школы.
Ключевой задачей построения модели подростковой школы является создание единого образовательного пространства основной школы с целью реализации образовательного процесса для подростков, формирования ключевой компетентности, обеспечения школьнику возможности пробы и реализации собственного замысла. Главная цель - сформировать у обучающихся учебно-практическую самостоятельность (способность совершать ответственное действие). Это станет возможным, только если будут созданы различные «места работы» ученика: место подготовки, место опыта, место демонстрации. Образовательное пространство школы должно обеспечить взаимопереходы из пространства подготовки в пространство опыта и в пространство демонстрации. Образовательное пространство подростковой школы должно быть четко поляризовано на учебное (в основном пространство подготовки), внеучебное и дополнительное (в основном пространство опыта и демонстрации), они должны взаимопроникать и дополнять друг друга. В этом случае, получив на входе в 5 класс инициативного подростка, получим на выходе из 9 класса подростка, обладающего учебной самостоятельностью.
Этапы возрастного изменения образовательного пространства подростковой школы
5-6 классы |
6-7 классы |
7-8 классы |
9 классы |
||||
Адаптация к новой школьной среде, освоение новых видов деятельности |
Повышенная внешняя активность, возрастание роли самооценки |
Наибольшая социальная активность, определение своих интересов, предпочтений |
Время самоопределения, профессиональной ориентации |
||||
Адаптация |
«Безответственная проба» |
«Ответственная проба» |
Оформление и предъявление результатов |
||||
Краткие презентационные курсы по выбору, групповые виды работ |
Краткосрочные развивающие курсы по выбору, малая проектная деятельность |
Курсы практической направленности, крупные разновозрастные проекты, занятия, практикумы |
Творческие работы, индивидуальные учебные планы, тьюторская поддержка с целью определения профиля обучения |
||||
Адаптация |
|
Проба сил |
|
«Мягкий профиль» |
|||
Основные этапы, выделяющиеся в рамках основной школы:
5-6 классы - время адаптации ребенка к новой школьной среде, на этом этапе обеспечить:
· целенаправленное обучение учащихся групповым методам работы в малых (разновозрастных) группах;
· предоставление ребенку возможности попробовать себя в самых разных видах деятельности (проектной, исследовательской, прикладной, художественной...);
· участие в работе кратких презентационных курсах, содержащих наиболее интересные фрагменты учебных курсов, которые предполагается изучать в 6-7 классах.
Для учащихся
6-7 классов характерна повышенная внешняя активность,
стремление войти в контакт с возможно большим числом сверстников. Поэтому
в период так называемой «безответственной пробы» необходимо:
· применять насыщенные, но краткосрочные развивающие курсы (продолжительностью не более 2-3 месяцев);
· малые формы групповых проектов, организуемых в классе, в параллели;
· при привлечении их к общешкольным проектам, праздникам конечная цель должна быть «видна» детям на протяжении всей работы.
7-8 классы -
период наибольшей социальной активности в рамках основной школы. Учащиеся
активно осваивают все ее пространство, охотно работают в разновозрастных
группах, интенсивно ищут и часто меняют свои интересы
и предпочтения. В это время целесообразно:
· вводить в образовательный процесс проекты социальной направленности;
· вести работу по активному освоению предметных и надпредметных компетентностей, развитию интеллектуального потенциала ребенка;
· обеспечить возможность пробы себя в самых разных видах и формах деятельности.
В период «ответственной пробы» полугодовые элективные курсы предназначены расширить содержание базовых учебных предметов, способствовать освоению новых образовательных технологий.
9 класс - время завершения основной школы. Повышается тревожность школьников, они начинают испытывать беспокойство, страх перед предстоящими экзаменами, необходимостью профессионального самоопределения.
В этот период необходимо:
· вести целенаправленную работу по подготовке детей к продолжению обучения в старшей школе или в других учебных заведениях;
· помочь учащимся сформировать соответствующие компетентности, в том числе умение готовиться к экзаменам, выстраивать экзаменационный ответ, конспектировать лекции, готовить доклады, писать рефераты;
· дать выход их возросшей социальной активности, поставив в положение организаторов ключевых школьных дел, дать возможность почувствовать ответственность за все, что делается в школе.
«Мягкий профиль» требует введения предпрофильных курсов по основным образовательным линиям (естественно - научной, гуманитарной), которые позволят учащимся ознакомиться с содержательной и организационной спецификой средней школы.
Целью организации предпрофильной подготовки на ступени основной школы является создание в образовательном пространстве школы мест, где создаются условия, необходимые для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Основными направлениями предпрофильной подготовки являются:
· Информационное: расширение представлений учащихся об образовательных областях (филология, естествознание), об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных классов; расширение представлений учащихся о рынке труда, о вузах города, РК, о специальностях, которые готовят в данных учебных заведениях.
· Психологическое: расширение представлений о себе, своих способностях и возможностях; развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данной специальности; развитие рефлексии.
· Деятельностное: вовлечение учащихся в активную (творческую, исследовательскую) деятельность в выбранной образовательной области; поощрение личностных достижений учащихся; создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута.
Таким образом, у учащегося должны быть сформированы компетентность в решении проблем (учебно-практическая самостоятельность) и социально-коммуникативная компетентность. Задача формирования учебно-практической самостоятельности через пробу сил в рамках подростковой школы может быть осуществлена только при наличии разнообразной предметно-пространственной среды, включающее не только учебное, но и внеучебное и дополнительное образовательные пространства.
Актуальные цели и задачи работы педагогического коллектива по внедрению Модели подростковой школы:
· Разработка принципов и форм организации учебного процесса, в основе которого лежит формирование компетентностей как ведущее содержание образования в основной школе. Определение ключевых компетентностей, которые могут быть сформированы у детей на разных этапах обучения в основной школе, поиск методик и технологий, способствующих их формированию.
· Отработка широкого включения в учебный процесс различных видов и форм проектной деятельности, имеющих как предметный, так и межпредметный характер (крупные игровые образовательные проекты, ключевые дела, объединяющие вокруг себя детей нескольких классов одной параллели). Поиск наиболее целесообразного соотношения между проектными формами учебной деятельности и проектными формами других видов деятельности.
· Перестройка учебного процесса на основе организации модульного обучения, внедрения методик концентрированного обучения, с последующим анализом специфики этой перестройки, ее результативности и возрастных эффектов. Выявление резервов школьного расписания, переход от системы, при которой расписание занятий и длительность урока диктуют виды и формы деятельности ребенка и учителя, к системе, когда виды и формы самой деятельности диктуют ее наиболее целесообразное расписание.
· Разработка вариантов построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, индивидуальных учебных планов, изучение их эффективности. Поиск и отработка форм и способов оказания помощи ребенку в случае его отставания от своих сверстников, выявление коррекционных методик и технологий, которые могут наиболее успешно решить проблемы успеваемости.
· Осуществление и последующий анализ широкого внедрения ситуации выбора в учебный процесс. Отработка возможных методик и технологий обучения учащихся выбору, как в учебном, так и в личном плане (выбор формы обучения, выбор программы, выбор предмета и объема изучаемого материала, выбор темы и очередности изучения тем, выбор задания, выбор вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, выбор формы отчета).
· Формирование в школе насыщенной образовательно-пространственной среды. Анализ взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, места урока в ряду других образовательных пространств. Поиск форм и способов внесения предметного содержания в эти пространства, обеспечение их взаимной согласованности, отслеживания личностного продвижения ученика при его движении по этим пространствам.
· Поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования. Создание механизма, направленного на изучение заказа учащихся и родителей. Определение вариантов дополнительных образовательных услуг. Поиск различных форм координации деятельности школы со структурами и учреждениями дополнительного образования.
Основные актуальные цели и задачи работы с родителями:
· Формирование механизмов привлечения родительской общественности к организации образовательного процесса с целью использования их финансовых, интеллектуальных и иных возможностей, с целью достижения большей открытости образовательных учреждений.
· Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебную и внеучебную деятельность.
Родители - участники образовательного процесса (творческие работы, летняя практика, курсы по выбору, детско-взрослые проекты и др.)
Использование родителей как профессионалов (участие родителей в профориентации подростков, вовлечение родителей в воспитательную работу, например, клуб «Мир профессий»)
· Привлечение специалистов различных областей для работы с родителями (тематические родительские собрания, семинары, консультирование родителей) Информирование родителей о происходящем в стенах школы (создание информационных стендов, буклетов для родителей).
· Участие родителей в управлении. Создание в школе органа совместного управления образовательным учреждением, в состав которого войдут родители. С обязательным участием родителей (иди их выборных представителей) должно проходить:
Ø обсуждение основных нормативных документов школы
Ø обсуждение и выбор приоритетных направлений и программы развития образовательного учреждения;
Ø утверждение и корректировка той части бюджета школы, которая формируется на основе помощи родителей;
Ø рассмотрение вопросов, связанных с приемом и отчислением детей в соответствии с законодательством;
Ø представление учащихся и сотрудников образовательного учреждения к государственным наградам, премиям и стипендиям;
Ø определение принципов и направлений привлечения средств в образовательное учреждение;
Ø определение принципов и направлений использования средств и имущества школы;
Ø совместное обсуждение изменений в учебных планах (введение новых предметов, курсов), а также ситуации с учебной нагрузкой.
· Изучение и анализ родительского мнения об образовательном учреждении (анкетирование, листы обратной связи, специальная работа с родителями - членами педагогического сообщества).
· Создание механизма участия родителей в выработке индивидуального образовательного маршрута их ребенка.
Способы реализации поставленных задач при организации образовательного процесса:
· введение различных форм оценивания и контроля качества знаний в основной школе, в том числе и безотметочных;
· достижение максимальной объективности, открытости критериев оценки для учащихся;
· предоставление возможности построения индивидуальной образовательной программы;
· изменение в методах обучения (активные, интерактивные, опытно-экспериментальные, лабораторные);
· увеличения удельного веса социально-правовых дисциплин;
· организация предпрофильных курсов по выбору;
· целостный подход к формированию общеучебных компетентностей в естественно-научной и гуманитарной сферах (с использованием информационных технологий);
· модульная и модульно-курсовая организация учебного материала и учебного процесса;
· проектная форма организации обучения;
· повышение практической, навыкообразующей направленности содержания образования;
· повышение удельного веса различных творческих задач и проблем;
· повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся.
Организация деятельности педагогического коллектива по внедрению Модели подростковой школы
|
Этапы |
Основное содержание |
I этап Аналитико-подготовительный |
Сентябрь-октябрь 2006г. |
· Определение целей и задач проекта. · Анализ сложившихся условий и особенностей обучения на основной ступени обучения. · Организация социологических опросов учителей, учащихся и родителей. · Мониторинг уровня и качества обучения. · Изучение научно - методической литературы. · Выявление проблем. Выдвижение гипотез и их решение. |
Прогнозируемый результат |
Обоснование актуальности внедрения Модели подростковой школы |
|
II этап Организационно-деятельностный |
Октябрь-ноябрь 2006г. |
· Формирование и организация работы творческих групп. · Индивидуальные консультации руководителей и членов групп. · Выбор форм презентаций для предъявления результатов работы. · Подготовка и проведение фестиваля открытых уроков «Многообразие видов и форм совместности в учебном и внеучебном образовательном пространстве школы». · Подготовка и проведение методической учебы «Психолого-физиологические особенности подросткового возраста». · Подготовка и проведение педагогического совета «Модель подростковой школы». |
Прогнозируемый результат |
Создание Модели подростковой школы |
|
III этап Реализационно-деятельностный |
Декабрь 2006г. – сентябрь 2009 г. |
· Создание развивающей среды единого образовательного пространства, способствующей самоопределению, самореализации, творческому развитию личности школьника. · Дальнейшее углубление интеграции базового и дополнительного образования, как необходимого условия удовлетворения социально-культурных и образовательных потребностей детей. · Поддержание традиционных и внедрение новых эффективных технологий личностно – ориентированного обучения. · Определение содержания и введение предпрофильного и профильного обучения. · Совершенствование контрольно - оценочной деятельности. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. · Укрепление материально - технического обеспечения школы. · Разработка программного, методического, дидактического обеспечения учебного процесса |
Прогнозируемый результат |
Внедрение Модели подростковой школы |
|
IV этап Презентационно-обобщающий |
Сентябрь 2009г. - сентябрь 2010г. |
· Презентация проекта на городском и республиканском уровне. Подготовка публикаций в педагогической прессе. · Проведение семинаров для руководителей школ города и республики. · Индивидуальные консультации для педагогов основного и дополнительного образования |
Прогнозируемый результат |
Обобщение результатов по внедрению Модели подростковой школы |
МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Краткая психологическая характеристика старшего школьного возраста
Для старшего школьного возраста характерен рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденции к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществить глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы дознания общих законов природы и общества. У учащихся старших классов развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в силе их умственной деятельности, которая приобретает все более активный и самостоятельный творческий характер. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность. Она представляет собой высший уровень познавательной потребности и связана не только с развитием интеллектуальной сферы старших школьников, но и с нормированием личности человека в целом. Наблюдается выраженная специализация познавательной потребности, т.е. появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определена область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной |личностной цели. Особенностью этого возраста является возросшая степень осознанности учебной деятельности как способа достижения профессиональных целей. Основными потребностями старших школьников являются потребности в поиске смысла жизни, в Мировоззрении как в системе знаний. Задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развитие потребности в самосовершенствовании, формирование способностей к самостоятельному добыванию знаний.
Обоснование актуальности формирования модели профильной школы
В настоящее время старшая ступень школы по организации образовательного процесса незначительно отличается от основной школы. Преобладают формы, типичные для классно-урочной системы. Наряду с традиционными используются формы обучения, близкие к вузовским. Отличие связано с увеличением доли лекционных занятий (преобладание монологического изложения большого объема материала учителем), введение занятий в форме семинаров (предполагающих предварительно самостоятельное изучение школьником материала и его последующего обсуждения), использованием в качестве контрольных форм зачетов. Существует практика выполнения учащимися самостоятельных учебно-исследовательских работ, аналогичных курсовым работам вузов (название таких самостоятельных работ может различаться, однако сущность остается неизменной – ученик самостоятельно при необходимых консультациях учителя выполняет и защищает работу по определенной проблеме школьного курса, реже – межпредметные работы).
По характеру взаимодействия между учениками и учителями в старшей школе до сих пор преобладают фронтальные формы организации обучения при незначительной доле групповых и еще меньшей – индивидуальных. Тем не менее, в последнее время стиль отношений между учителем и учеником хоть и незначительно меняется в направлении от прямого руководства к консультированию и поэтапному контролю.
Основные черты, характеризующие старший школьный возраст:
· возрастающая потребность в социальном самоутверждении и самостоятельности;
· ориентация на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей (потребность в самоуважении и самоопределении);
· стремление к партнерским отношениям в общении со взрослыми;
· в общении с родителями стремление к независимости от них путем приобретения собственных источников дохода;
· особенно в последнее время увеличение роли прагматической мотивации в своих действиях.
Поэтому имеющиеся в школе старшей ступени противоречия обусловлены с одной стороны, особенностями возраста старшеклассника, с другой, изменившейся социальной ситуацией, и с третьей – несоответствием образовательной системы ни особенностям возраста, ни специфике современного социума.
Важнейшие противоречия существующей системы – между:
· возрастающей потребностью в самостоятельности и сохраняющейся доминантой учителя как организатора учебного процесса;
· избирательностью образовательных интересов ученика и унифицированным учебным планом;
· доминирующими потребностями общения как важнейшей сферы развития личности и незначительной долей учебной коммуникации в существующих формах организации обучения и социальных практик;
· усложнением требований к образовательной деятельности старшеклассника и отсутствием специальной подготовки учителя для их реализации в образовательном процессе;
· поиском старшеклассником своего стиля отношений со старшими и сохранением косной формы взаимодействия учителя и ученика, чреватой конфликтами;
· обязательностью занятий по единому школьному расписанию и дифференциацией склонностей и интересов учащихся, находящихся в осознанном, но чаще в неосознанном соотнесении своих способностей и умений с возможными вариантами социализации;
· расширяющимся кругом источников знаний (в том числе внешкольных), доступных старшекласснику, и невостребованностью этих знаний школьными учебными предметами);
· формирующейся вариативностью учебных занятий и отсутствием у ученика опыта мотивированного и ответственного выбора форм и уровня изучения материала;
· возникающими у отдельных учащихся трудностей в обучении и отсутствием необходимой помощи и коррекции в условиях старшей школы.
Основными задачами обучения являются:
· овладение умениями планирования и программирования собственного образовательного движения;
· овладение коммуникативной компетентностью в сочетании с компетентностью решения учебных и профессиональных проблем как универсальным способом социализации;
· овладение средствами накопления ресурсной базы для эффективного функционирования в жизни;
· выращивание умения выбирать адекватные средства для достижения поставленных целей.
Особенности образовательного процесса средней (полной) профильной школы.
Профильное обучение предполагает, что основной единицей образовательного процесса становится индивидуальная образовательная программа учащегося старшей школы, а основным предметом работы педагогического коллектива – условия для ее становления и реализации.
Профильное обучение необходимо для поступления в вуз, именно это дает возможность хорошо подготовиться к вступительным экзаменам.
Профильное обучение ориентировано на достижение таких образовательных результатов, как освоение видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватным планам на будущее, и готовность к образовательному и профессиональному самоопределению. В содержании профильного обучения возникают «профессиональные пробы», «профессиональное самоопределение», «определение собственных профессиональных пределов» и т.д. Весь этот комплекс связан с развитием элементов профессионального мышления внутри допрофессиональной подготовки, готовит старшеклассника к профессиональной мобильности – быстрому освоению любого вида профессии.
Профильное обучение ориентирована на обеспечение целей образования, связанных с приобретением старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни – способность оценивать деятельность и ее результаты относительно разнообразных требований, совершенствование опыта разнообразной продуктивной коммуникации и становление социально-коммуникативной компетентности.
Внутришкольная профилизация |
Цель: индивидуализация и дифференциация обучения |
||||||
Гуманитарный профиль |
Элективные курсы |
|
Блочно-модульная организация учебного процесса |
Оценка учебных достижений учащихся |
|||
Профильные общеобразовательные предметы |
|||||||
Базовые общеобразовательные предметы |
ЕГЭ по профильным и базовым предметам |
Индивидуальная накопительная оценка |
|||||
Естественно-научный профиль |
Индивидуальные образовательные программы |
||||||
Профильные общеобразовательные предметы |
|||||||
Элективные курсы |
|||||||
Результат: Воспитание самостоятельного члена общества, умеющего брать ответственность за себя, в том числе в продолжении образования |
Базисный учебный план средней (полной) школы (модель внутришкольной профилизации) предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов функционально полный (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальный. Включает обязательные общеобразовательные курсы (образовательные области): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-научного профиля, естествознания – для филологического профиля.
Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, математика, биология – профильные курсы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранный языки – в филологическом профиле.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Также элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в классе гуманитарного профиля, может выбрать курс «Экология». А школьник из класса естественно- научного – расширить свои знания в области искусства.
Распределение учебных часов между базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП-2004 г.: 18 час. в неделю – на базовые, 8 час. – на профильные, 6 – на элективные.
Соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.
Технологии образовательного процесса
в условиях профильной и предпрофильной подготовки
|
10-11 классы Профильное обучение |
К Т Д |
КСО, ГСО, проект, КСО, ГСО, модульная технология, тренинги, учебные исследования, образовательная интегрированная экспедиция |
|
Принципы применения образовательных технологий |
||||
Формы организации образовательного пространства
Учебный план |
Система обучения |
Формы обучения |
Система аттестации |
Базовые общеобразовательные предметы |
Макроколлективная (школьная) |
Урок, олимпиада, конференция, КТД |
Контрольная работа, тест, зачет, экзамен |
Профильные общеобразовательные предметы |
Мезоколлективная (классно-урочная) |
Урок, лекция, семинар, «погружение», КТД |
Контрольная работа, тест, зачет, экзамен |
Элективные курсы |
Микроколлективная (групповая) Индивидуальная |
Групповое занятие, семинар, спецкурс, спецпрактикум, коллоквиум, час общения, консультации, собеседование, исследовательская работа, проект |
Тест, зачет, защита реферата, проекта, творческих исследовательских работ, конкурс проектов |
Образовательное пространство старшей школы, выстроенное таким образом, сможет способствовать решению возрастных задач и задач индивидуализации образования, если оно основывается на следующих принципах:
· Четко представленные учащимся различия программ базового, профильного и элективного компонентов. Учащийся старшей школы должен иметь возможность выбирать программы для своего обучения на основе сравнения целевых установок, характеристик программ.
· Возрастающая ответственность субъектов образовательного процесса. Согласование учебных планов и образовательных программ отдельного учащегося и школы в целом должно стать обязательной процедурой. Такое согласование, во-первых, постоянно обращает учащегося к анализу, пересмотру, обоснованию своего выбора, актуализирует ответственность за свои намерения, а во-вторых, позволяет школе учитывать тенденции индивидуального и коллективного образовательного заказа и организации процесса обучения.
· Возможность изменения профиля обучения. При изменении будущей профессии может измениться профиль обучения. В старшей школе ученик должен осознанно отказываться от одного в пользу другого, пройдя через ряд профессиональных проб. А соответственно, он должен иметь возможность изменить профиль обучения при наличии веских обоснований, не переходя из школы в школу и из класса в класс.
· Возможность формирования учащимися собственного профиля обучения на основе предлагаемых профильных и элективных курсов. Структура профильного обучения должна быть достаточно гибкой для того чтобы учащиеся имели возможность изучать отдельные интересующие их профильные и элективные курсы, складывающие индивидуальный профиль обучения.
· Дополнительные возможности самоопределения в образовательной среде. Модель многопрофильной старшей школы должны предполагать расширение возможностей профиля за счет приглашения внешних специалистов, представителей профессиональных сообществ для ведения практических занятий и сопровождения социальных проектов.
Актуальные цели и задачи работы педагогического коллектива по внедрению модели профильной школы.
· Организация образовательного пространства школы сообразного старшему школьному возрасту.
· Поиск таких форм организации учебных занятий и их сочетаний, которые в максимальной степени способствуют становлению ключевых компетентностей выпускника, проходящего период учебного, профессионального и социального самоопределения.
· Формирование социальных компетенций, которые позволяют выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, которые ставит перед ним жизнь:
· Самостроительная компетенция: овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
· Социальная компетенция, или компетенция солидарности: овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни;
· Индивидуально-репродуктивная компетенция: овладение основами педагогической и творческой деятельности;
· Поисково-исследовательская компетенция;
· Проектировочная и программная компетенция: овладение способами составления проектов и программ.
· Желаемые результаты обучения:
· Приемы и способы учебно-исследовательской и проектировочной деятельности;
· Коммуникативные навыки и умения (вести диалог; участвовать в дискуссии; активно слушать; выступать по теме и т.д.);
· Способы и приемы самостоятельной работы с источниками информации;
· Интеллектуальные умения (работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение, классификация и т.д.).
Для реализации поставленных целей и достижения требуемых результатов необходимо использовать новые педагогические средства и формы организации образовательного процесса:
· Ввести в практику такую организацию образовательного процесса, которая позволяла бы ученику формировать индивидуальные учебные планы;
· При организации образовательного процесса, наряду с традиционными формами, необходимо использовать групповые и индивидуальные учебные занятия;
· Дать старшекласснику возможность приобрести учебно-исследовательские и проектировочные умения, необходимые для адаптации к начальному, среднему и высшему профессиональному образованию;
· Использовать способы и приемы, направленные на инициирование познавательной активности старшеклассника, в работе с учебными и оригинальными текстами;
· Использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик, как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций;
· При организации образовательного процесса создавать условия, направленные на формирование у старшеклассника коммуникативных умений (вести диалог, дискуссию; публично выступать по теме и т.п.).
Способы реализации поставленных задач профильной школы:
· Изучение образовательных возможностей основных форм организации образовательного процесса, в том числе, наиболее соответствующих особенностям юношеского возраста (школьная лекция, семинарское занятие, практикум, собеседование, зачет, учебно-исследовательская и проектировочная мастерская и др. в их сочетании);
· Разработка требований и методики составления расписания, максимально учитывающего индивидуальные образовательные траектории (с учетом единого экзамена);
· Описание методик мониторинга учебных успехов в условиях организации занятий по выбору ученика;
· Создание эффективной системы коррекции затруднений в учебной деятельности в старшем звене школы;
· Определение требований к предметно-пространственной среде в старшей школе, стимулирующей активность учащихся;
· Описание опыта взаимодействия с внешкольными учреждениями для совершенствования развивающей деятельности;
· Разработка нормативных документов по организации рационального финансирования участия учреждений дополнительного образования в осуществлении образовательного процесса для старшеклассников по искусству, технологии, физкультуре и др.;
· Организация экстерната, дистанционного образования в старшем звене;
· Определить и описать критерии достижения учебных результатов в соответствии с поставленными целями, а также процедуры оценивания учащимися уровня их достижения.
Организация деятельности педагогического коллектива по внедрению Модели профильной школы.
|
Этапы |
Основное содержание |
I этап Аналитико-подготовительный |
Ноябрь-май 2005-2007 г.г. |
· Организация специальной подготовки участников эксперимента. · Организация постоянно действующего семинара по обучению учителей общей методике организации эксперимента. · Пропаганда основных идей предпрофильного и профильного обучения среди учащихся и родителей. · Изучение опыта работы организации предпрофильного и профильного обучения в старших классах. · Обеспечение школы нормативными рекомендательными материалами. · Изучение и анализ предпочтений школьников и их родителей. · Работа по обновлению содержания образования и его обеспечение. · Подготовка программы эксперимента. |
Прогнозируемый результат |
Создание условий для перехода к предпрофильному и профильному обучению на основной и старшей ступени образования |
|
II этап Организационно-деятельностный |
Разработка предпрофильного обучения
2006-2007 учебный год |
· Экспериментальная апробация системы предпрофильного обучения учащихся. · Апробация новых форм итоговой аттестации выпускников 9-х классов. · Отслеживание промежуточных результатов. · Изучение качества преподавания в предпрофильных классах. · Определение набора и содержания элективных курсов. · Совершенствование модели предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. · Создание условий для введения оптимальной модели профильного обучения. · Корректировка технологии управления профильного обучения. · Определение и уточнение форм взаимодействия с другими образовательными учреждениями по профильному обучению. |
Прогнозируемый результат |
Создание Модели профильного обучения на старшей ступени образования |
|
III этап Реализационно-деятельностный |
Внедрение Модели профильного обучения
2007-2009 г.г. |
· Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями. · Внедрение профильного обучения на старшей ступени общего образования. · Уточнение набора и содержания элективных курсов. · Переход к индивидуальным учебным планам. |
Прогнозируемый результат |
Создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования |
|
IV этап Презентационно-обобщающий |
Июнь – ноябрь 2009 года |
· Ведение предпрофильной подготовки как необходимого условия профильного обучения на старшей ступени общего образования. · Анализ полученных данных и соотнесение с прогнозируемыми результатами эксперимента. · Коррекция системы профильного обучения в школ. · Обобщение результатов эксперимента. · Распространение опыта работы школы. |
Прогнозируемый результат |
Функционирование школы в режиме профильного обучения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.