СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫЗОВ
1. Стресс в педагогической деятельности……………………...………………2
2. Профилактика профессионального «выгорания»..................……..…………6
3. Стрессоры в профессиональной деятельности педагога………..…………..9
4. Заключение…………………………………………………………………….13
5. Список литературы……………………………………………………………14
1. Стресс в педагогической деятельности.
Стресс - это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем.
Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение».
Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс - это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс - это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс - это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем».
Г. Селье указывал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим, что стресс не только зло, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс - это не только то, чего можно избежать, но и сила, которую каждый человек может использовать себе на пользу. Люди не должны бежать от стресса без оглядки, иногда стоит и оглянуться, смело оглядеться по сторонам и предпринять действия, которые помогут с ним справиться.
Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация норой взбадривает и придает сил. Некоторые вянут без постоянного стресса, но большинство справляется с ним какое-то время, а потом он приводит к тяжелому психическому и физическому расстройству — дистрессу.
Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Существует много заболеваний, вызываемых стрессом. К ним относятся: гипертония, сердечные приступы, инсульт, депрессия, синдром хронической усталости, синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, ожирение, мигрень и нарушения дыхания. Постоянный стресс поражает также и иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям, раку и аутоиммунным заболеваниям. Примеры аутоиммунных болезней — ревматоидный артрит, системная красная волчанка, аутоиммунный тиреоидит, многие типы анемий. Многие вредные привычки зачастую обусловлены стрессом.
Природа стресса.
Когда конфликтная ситуация требует быстрого разрешения и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с ускоренной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус, «эмоциональный центр» мозга, передает сигналы гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Когда мы сердимся, боимся или беспокоимся, наш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы мы были готовы действовать: кинуться в драку или, наоборот, убежать. Если мы постоянно тревожимся, эти гормоны вырабатываются в организме постоянно, что вызывает стресс.
Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышается давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Человек готов к бою.
Если выплескивания эмоций не происходит, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость.
Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.
· Физиологические симптомы: стойкие головные боли; неопределенные боли; нарушение пищеварения; вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота; частые простудные заболевания; возобновление болезней, имеющих место ранее; быстрое увеличение или потеря веса; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; кожные сыпи; чувство комка в горле; затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа.
· Интеллектуальные признаки: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сновидения, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений, спутанное мышление; импульсивность, поспешные решения; импульсивность мышления, спутанное мышление.
· Эмоциональные симптомы: раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; потеря уверенности; уменьшения чувства удовлетворенности жизнью; чувство отчужденности; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой.
· Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение или употребление алкоголя; доделывание работы дома; повышенная занятость, отсутствие времени на отдых.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — физиологический и психологический. Последний подразделяется на эмоциональный и информационный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Физические и психологические стрессы, имея разную внешнюю природу, тем не менее, вызывают в организме сходные химические реакции.
Но несмотря ни на что, стресс дает людям почувствовать вкус к жизни. Многие замечали, что когда жизнь двигается спокойно и размеренно, наступает неизбежный момент ощущения полнейшей скуки и разочарования. Жить становится неинтересно, простое прозябание недолго сможет привлекать развитую личность, стремящуюся испытать жизнь во всех ее проявлениях, прожить ее полноценно, чтобы, как говорится, было что вспомнить. Жизнь скучна, когда человеку не хватает адреналина. А ведь адреналин выделяется в кровь, когда с нами что-то происходит.
Многие люди боятся перемен, чем мешают себе успешно к ним адаптироваться, вырабатывать модели эффективного поведения в подобных ситуациях. Тех же, кого не страшит перспектива надвигающегося стресса, охватывает азарт и энтузиазм к действиям от поступающего в кровь адреналина, и они, в конечном итоге, добиваются своей цели. Как распорядиться своим стрессом, каждый может сам для себя решить, а жизнь будет продолжаться несмотря ни на что.
Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом.
Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. Эмоциональное «выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической зашиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотерапевтические воздействия. Эмоциональное «выгорание» — приобретённый стереотип эмоционального повеления. Это функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Профессия педагога относится к ряду специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.
Известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и, прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астеничного характера (депрессии).
К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами. К этой категории в основном относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10-15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.
Более того, исследование показало, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости. То есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание».
По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% «сгоревших». При этом они характеризуются высокой тревожностью. По мнению Аминова, к 40 годам «эмоционально сгорают» все учителя.
Исследования И. В. Вачкова частично подтверждают эту грустную статистику: резкий спад показателей социальной адаптации происходит у педагогов старше 42 лет.
Явление «выгорания» проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального «выгорания».
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал». В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.
Обобщение данных, позволило специалистам выделить три основные стадии синдрома профессионального«выгорания».
Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, т.е. провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, их родителей); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли но вечерам; «мертвый сон, без сновидений»; увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
Предпосылками формирования профессионального «выгорания» являются:
1. Чрезмерное общение, эмоциональный контакт с большим количеством людей;
2. Непредсказуемые ситуации;
3. Творческий характер работы;
4. Необходимость контроля собственного эмоционального состояния.
Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания», можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При «эмоциональном сгорании» налицо все три фазы стресса.
Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные «объекты работы». Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, то есть выборочное выполнение профессиональных функций.
В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.
Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.
2. Профилактика профессионального «выгорания».
Разные люди по-разному реагируют даже на самые безусловные катастрофы. Изучая последствия одного страшного наводнения, ученые обнаружили, что кое-кто из пострадавших и через 6 лет не вышел из состояния стресса (их кровяное давление повышено, а иммунная система ослаблена), в то время как другие уже через несколько дней полностью оправились от потрясения.
В 60-е годы прошлого века американские кардиологи условно разделили человечество на две группы в зависимости от подверженности стрессам - тип А и тип Б.
«И вечный бой. Покой нам только снится» — таков девиз первой группы. Люди тина А постоянно в цейтноте, они воспринимают окружающих как соперников, а мир в целом - как враждебную стихию. Люди типа Б, напротив, избегают спешки, они уравновешены и дружелюбны.
В общении представители типа А нетерпеливы, склонны перебивать собеседника, плохо переносят, когда разговор отклоняется от темы или возникают новые, неожиданные мнения. Люди типа Б с интересом выслушивают любые мнения, сохраняя дружелюбный и уважительный тон. Как показали исследования, людей типа А в два раза чаще настигает инфаркт. Это важное свидетельство в пользу истины: стресс сокращает жизнь.
Мы не можем управлять стрессом, поскольку это не в вашей власти. Но можем обратить внимание на его ранние сигналы: появляются головная боль, чувство усталости, боли в позвоночнике, изжога, боли в грудной клетке, тошнота, головокружение, аллергические реакции, высокое давление. Депрессия дает о себе знать появлением раздражительности. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над некоторыми ситуациями. Ухудшается внимание, результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений. Многие начинают срывать зло на домашних, становятся угрюмыми, мрачными. Хандра чаще нападает на людей с повышенной эмоциональностью. Стресс может вызывать повышенный аппетит, и человек пытается «заесть» свою нервозность. Апатия, наоборот, приводит к отсутствию аппетита.
Профилактика социальных стрессовых состояний, обучение на собственном опыте.
Человек порой является источником стрессов для самого себя: выбирает неверные пути, предъявляет завышенные претензии. Порой люди страдают переоценкой собственной персоны.
Шаги исключения человека из источника стресса для самого себя:
1. Умение хороню освоиться со своими личными данными, познать свои достоинства и слабости;
2. Выработка привычки постоянно совершенствовать ретроспективный анализ стрессовых ситуаций (учиться на своих ошибках);
3. Выработка автоматического навыка к каждодневному преодолению собственной слабости - проявление воли к самому себе (заставить себя сделать то, что нужно, а не хочется; заставить себя не делать того, что хочется);
4. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых незначительных состояний. «Постоянное хранение в памяти негативной симптоматики равносильно самоубийству»;
5. Освоение навыка отсроченного реагирования на сильное негативное воздействие.
Профилактикой стресса является умение отделять служебные отношения от личных - это важный резерв для сохранения душевного здоровья.
Демонстрация психического равновесия является мощным фактором стрессоустойчивости.
Рекомендации, с помощью которых можно не только предотвратить возникновение синдрома «эмоционального сгорания», но и достичь снижения степени его выраженности:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома «эмоционального сгорания» является обмен профессиональной информацией. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома «эмоционального выгорания».
6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома «эмоционального выгорания».
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
· Жить под девизом: «В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему».
· Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
· Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них; радоваться достигнутым целям.
· Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
· Если возникли проблема, конфликт решать их своевременно, обдуманно.
· Взять за правило дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничить общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
· Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
Позитивное мышление.
Важно экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Большие преимущества дает позитивный взгляд на жизнь. Если исходить из первоначального значения латинского слова «positum», то «позитивный» означает «реальный», «фактический», «имеющийся в наличии».
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что окружающая реальность, которая с такой скоростью оценивается, на самом деле является совершенно нейтральной, т.е. она - не плохая и не хорошая, она - она никакая, она просто существует. И от того, как человек ее оценивает, зависит исход любого дела и, в конечном итоге, его настроение и здоровье. Когда человек выносит какое-либо суждение на основе оценки, он находится на незримой шкале: «плохо-хорошо», «справедливо-несправедливо», «много - мало» и т.д. Причем, когда он решает, как относиться к чему-либо, он пользуется только одной единственной точкой зрения, ограничивая себя и свои возможности. А между тем, один и тот же произошедший факт может быть оценен как угодно, и его дальнейшая судьба зависит от самого человека. Жизнь человека, по существу, - это скопление фактов и, меняя эмоциональное отношение к ним, человек может приукрашивать или очернять их.
Все люди несут 100% ответственность за все события в своей жизни, и самые хорошие, и самые плохие. Каждая наша мысль буквально творит будущее. Каждый создает события в жизни с помощью мыслей и чувств. Мысли, которые мы думаем, и слова, в которые мы их облекаем, буквально создают все то, что мы испытываем в жизни. Мы воздействуем на любые обстоятельства своей жизни, хорошие и плохие, своим образом мыслей. Наши мысли определяют наши чувства, и мы начинаем жить согласно этим чувствам и убеждениям. То, во что мы верим, определяет нашу реальность.
Мы сами — источник наших внутренних переживаний. Все, что происходит в вашей жизни и с вами - это отражение ваших собственных внутренних мыслей. Установив гармонию и баланс у себя в сознании, мы то же самое начинаем находить и в жизни. То, во что мы верим, становится нашей реальностью. Мысли, которые мы выбираем, создают все наши жизненные ситуации. В мыслях и словах заключена невероятная сила, когда человек научится контролировать свои мысли и слова, он будет в гармонии с этой силой.
Все начинается с внутренней работы над собой. Независимо от того, насколько вы увязли в своих проблемах, всегда есть возможность изменить жизнь к лучшему. Важно верить, что вы заслуживаете всех благ, которые может предложить жизнь.
Важно научиться думать только положительно и постоянно делать себе только положительные заявления.
Каждая наша мысль создает будущее. Если мы хотим изменить свою сегодняшнюю жизнь, мы должны изменить образ мыслей.
Каждая наша мысль создает наше будущее. Измените мысль — и чувство изменится тоже. За хорошей мыслью следует хорошее последствие, за плохой - плохое.
В работе по профилактике нервно-психической напряженности педагога первостепенная роль отводится развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
3. Стрессоры в профессиональной деятельности педагога.
Производственные стрессоры.
Работа и стресс - вещи несовместимые и неразделимые одновременно. Термин «стресс на работе» можно определить как вредную физическую и эмоциональную ответную реакцию, возникающую в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят значительный вред здоровью.
К производственным стрессорам относятся:
Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда (когда организационные процедуры отнимают львиную долю рабочего времени), недостатком персонала, а также самим характером деятельности, в которой периодически случаются «авралы». Причинами перегрузок могут быть также нереалистично высокие личные притязания или требования начальства. Исследование показало, что именно вышеназванные притязания являются основной причиной стресса педагогов. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя трудиться в ущерб отдыху и здоровью, но в результате остаются недовольными достигнутыми результатами. Еще одной особенностью представителей педагогической профессии является то, что педагоги не только сами пребывают в состоянии стресса, но и считают своим долгом поддерживать это состояние у своих воспитанников.
Однообразие. Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать стресс. Человек время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал. Сами по себе события рабочего дня не являются неприятными и стрессовыми, однако иногда их предсказуемость (в 8.30 завтрак, в 9.00 занятие, в 11.30 прогулка...) достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который никогда не кончится. Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствие интереса со своим руководителем. Только необходимо учесть, что при этом не следует становиться в положение жалующегося. Нужно объяснить, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
Беспомощность. Ситуация, когда человек осознает свою неспособность повлиять на происходящие события, и вынужден смиряться с чужими решениями, как с неизбежностью, вызывает сильный стресс. Причиной того, что человек ощущает свою беспомощность, может быть авторитарное руководство или же плохая коммуникация между сотрудниками, создающая дефицит информации. Профессия педагога относится к категории профессии, в которых человек довольно часто испытывает чувство беспомощности по совершенно объективным причинам (педагог не может изменить поведение проблемного ребенка). В таких ситуациях у работника может возникнуть совершенно иррациональное чувство обиды на воспитанника или ощущение личного поражения и сомнения в своей профессиональной пригодности.
Совмещение и неудобные часы работы влекут за собой неудобства, вызывающие стресс. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, так как его в любой момент могут вызвать для сверхурочной работы. Такой график мешает развитию личных связей и хобби, которые могли бы облегчить последствия стресса.
Если рассматривать связь стресса на работе и синдрома «эмоционального выгорания», исследователями отмечается, что среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояния «эмоционального выгорания» на первом месте стоит начало работы после отпуска, курсов, т.е после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Другой причиной являются ситуации неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Если в первом случае ситуация состояния «эмоционального выгорания» возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние «эмоционального выгорания». Помимо этого выделяют следующие ситуации «эмоционального выгорания»: проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.
Выделяют следующие причины возникновения состояний «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности:
· высокую эмоциональную включенность в деятельность - эмоциональную перегрузку;
· отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
· неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
· организационные моменты педагогической деятельности;
· ответственность перед администрацией, родителями за результат своего труда;
· отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими помогут советы эксперта, которые приводит Д. Гринберг.
Так, он предлагает сделать следующее:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравиться заниматься, в убывающей последовательности. Когда вы этим занимались в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками - это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров и др.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.
«Трудные» коллеги».
Особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе.
Наши взаимоотношения с другими - это зеркало нас самих. Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику и заключается она в том, что основной контингент работников - женщины.
В каждом коллективе существуют особые негласные правила, нормы и критерии, в силу которых человек будет строить свои взаимоотношения так или иначе.
Каждому человеку, независимо от места его работы и занимаемой должности, важно помнить, что любые отношения с людьми важны для нас, поскольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что качества, которые мы не приемлем в других, — это наши собственные качества.
Существует только один способ изменить что-то в других - сначала изменить самого себя. Измените свои мысли и привычки — и другие изменятся тоже. Строго определите уровень своих притязаний в отношениях с людьми. Какие именно отношения вы хотели бы привлечь в свою жизнь?
Развивайте такие качества прежде всего в себе и только тогда вы будете в состоянии привлечь соответствующего человека. Если вы говорите или думаете: «Все критикуют меня, никогда ничего не делают для меня, подтирают мною пол», то это ваш образ мыслей. Где-то глубоко засела мысль, которая в течение всей вашей жизни будет привлекать к вам именно таких людей. Если вы откажитесь от нее, то такие люди автоматически исчезнут из вашей жизни. Вы больше не будете привлекать таких людей.
Найдите в своей жизни человека, который вас больше всего раздражает. Опишите три качества такого человека, которые вы больше всего ненавидите, которые вы хотели бы изменить в нем. Теперь загляните во внутрь себя и спросите: «А в чем я похожа на него и когда я веду себя точно таким же образом?». Закройте глаза и дайте себе подумать. Затем, спросите себя, готовы ли вы к переменам? Только тогда, когда вы избавитесь от своих обычных мыслей, убеждений и привычек, такие люди или переменятся или уйдут из вашей жизни. Если вы ненавидите начальника, который постоянно критикует вас и которому невозможно угодить, опять посмотрите в глубь себя. А в чем вы похожи на него? Не думаете ли вы, что все начальники критикуют и им невозможно угодить? Если ваш коллега упрямится и не выполняет свою часть работы, подумайте о том, чем вы привлекли в свою жизнь. Насколько упрямы вы и так же ленивы, как он.
Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе. Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости - спокойное, безразличное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. К оценкам окружающих надо относиться, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонтик: дело дождя - литься, наше дело - идти туда, куда нам надо.
Конфликты и способы поведения в конфликтах ситуациях.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
Конфликт в психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Признаки конфликта: а) наличие противоположных позиций; б) инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую.
Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами возникновения конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт.
Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты спорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Важно владеть навыками конструктивного решения возникающих проблем. Прежде всего разговор о конфликтах должен содержать информация о его функциях как негативных, так и позитивных.
Негативными последствиями конфликтов являются: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д.
Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
В соответствии с этой моделью К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации:
· Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
· Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
· Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.
· Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
· Сотрудничество является стратегий, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Д. Скотт утверждает, что успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека».
Заключение:
Профессиональная деятельность педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье педагога.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
Таким образом, умение педагога противодействовать стрессовым ситуациям, поддерживать и улучшать своё эмоциональное и физическое самочувствие занимает важное место в укреплении психического здоровья педагога, способствует профилактике синдрома «эмоционального сгорания», а осознанное управление собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования.
Список литературы:
1. Гармаев А. Обрести себя. — Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Царицын, 2000. – 124 с.
2. Гузеев В. Б., Лизинский В. М. Учитель в зеркале психологии: Психолого-педагогические очерки. — М.1993. – 258 с.
3. Зедгенидзе В.Я. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ. // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. - № 3. – С. 9 – 18.
4. Иванова Н., Голубеева Е. Психологическое самочувствие воспитателя. //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 49 – 55.
5. Иванова Н., Голубеева Е. Психологическое самочувствие воспитателя. //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 11. – С. 44 – 49.
6. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.— 3-е изд.— М.: Знание, 1989.— 256 с.
7. Практическая психология /Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб: Изд. «Дидактика Плюс», 2001. – 219 с.
8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.
9. Шебеко В. Если вас охватил стресс: бежать от него или управлять им? //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 12. – С. 10 – 16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.