Выступление на ТМО "Лучшие традиции детско-родительских мероприятий"
Оценка 4.9

Выступление на ТМО "Лучшие традиции детско-родительских мероприятий"

Оценка 4.9
docx
01.11.2021
Выступление на ТМО "Лучшие традиции детско-родительских мероприятий"
Лучшие традиции детско-родительских мероприятии (2).docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»

 

 

 

 

Лучшие традиции детско-родительских мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья и школа - это берег и море.

На берегу ребёнок делает первые шаги,

получает первые уроки жизни,

 а потом перед ним открывается

 необозримое море знаний,

 и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега:

Л.А. Кассиль

Всё начинается  с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт своё начало в детстве.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. На современном этапе развития общества разрушение семейных ценностей возможно назвать одной из основных причин демографических проблем. Как пишет великий русский педагог В. Д. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Мы не можем с этим не согласиться, ибо жизнь ребенка состоит из двух важных сфер – школа и семья, которые постоянно подвергаются стремительному изменению и развитию. 

Для обеспечения полноценного развития, успешного решения задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». В целях опровержения приведенного афоризма важно сделать так, чтобы учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат. Идеальный и самый продуктивный вариант - равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.

Ребенок много времени проводит в семье. Учебно-воспитательная работа начинается и продолжается в кругу семьи. Поэтому в формировании личности семья играет основную роль. В учебно-воспитательном процессе родительское воспитание имеет большое значение. Школа, в свою очередь, его положительное влияние должна обогащать педагогическими знаниями, дать нужное направление, воспитательную цель. Такое целевое воспитание, несомненно, приближает семью к школе.

Школа, учитывая возможности семьи, должна привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, а семья должна считать школу своей основной опорой в воспитании ребенка.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. А ведь родители главные воспитатели детей! Поэтому перед классным руководителем стоят вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами общеобразовательного учреждения и родителями на протяжении всего обучения. Поэтому перед каждым классным руководителем стоит задача заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «школа - семья».

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Не все родители владеют в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, и воспитание порой осуществляют вслепую.

Я, как классный руководитель, должна создать условия для повышения компетентности родителей в области воспитания.

Цели и задачи:

Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, направленной на всестороннее воспитание и развитие личности ребёнка.

Достижение главной цели направлено на решение следующих задач:

•формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;

•проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, здоровьесберегающих технологий, психологического развития детей;

•создавать условия для принятия   совместных решений по вопросам

жизнедеятельности классного коллектива;

•организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;

•развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.

Ожидаемые результаты.

•Укрепление связи с семьёй.

•Повышение психолого-педагогического просвещения родителей.

•Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему

работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха детства может быть наполнена светом, добром и теплом.

В условиях реализации ФГОС НОО я выделила четыре основных направления работы с родителями: просветительское, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Просветительское направление. Цель: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, сформировать у родителей практических навыков воспитания детей. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

 Изготовление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.

Наиболее эффективными формами работы с родителями я считаю родительские собрания и мероприятия. Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей - неоценимый образец для детей. Приложение 1

Одним из направлений по ФГОС является проектная деятельность. В соответствии стратегическим ориентирам развития образования ХМАО-Югры направляю свою  деятельность  на вовлечение обучающихся и их родителей (законных представителей) в проектную деятельность, организацию и проведение учебно-исследовательской работы, творческое решение учебных и практических задач, но и на самостоятельное выполнение творческих работ, проектов. Я осознаю, что без помощи родителей мне не обойтись. Вместе с родителями были разработаны и защищены  следующие проекты: районная научная конференция молодых исследователей научно-социальной программы   «История создания лыж и их место в моей жизни» ученик занял 2 место,  исследовательская работа «Угорское наследие» среди обучающихся младшего и среднего школьного возраста Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 году в номинация «Литература и фольклор коренных малочисленных народов севера» заняли 2 место. Стали участниками районного социально значимого проекта «Развитие и благоустройство поселений Ханты-Мансийского района»,  Регионального конкурса «Моя Югра» Номинация: Детские исследовательские работы и проекты. Семьи нашего класса неоднократно принимали участие в  Региональном творческом конкурсу замещающих семей «Когда сердца живут одной судьбой» 2017 г. Несколько семей принимали участие  в региональном конкурсе  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Край, в котором я живу. Моя Югра» Приложение 2. В конце года все участники образовательного процесса: ученики и родители принимают участие в защите проектов.

Информационно-аналитическое направление. Цель: выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

По данному направлению я провожу: анкетирование, тестирование. Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, посещаю семьи.

Результаты анкетирования помогают лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть социальный статус и микроклимат семьи, индивидуальные особенности. Сведения использую при планировании организационно-педагогической работы с родителями, для привлечения родителей к оказанию помощи образовательному учреждению, для определения перспектив развития классного коллектива. Приложение 3.

Наглядно-информационное направление. Цель: донести до родителей любую информацию в доступной форме.

В классе действует родительский уголок. В нем размещаются нормативные документы, объявления и рекламы, фотовыставки, практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в классе, советы, задания.

Организуются выставки детских работ, а так же поделок, изготовленные вместе с родителями. Приложение 4.

Досуговое направление. Цель: установить теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы. Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники я провожу не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Участие родителей на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют детей, растёт самооценка обучающихся, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы.

Уже традиционными стали такие мероприятия, как «Посвящение в первоклассники», «Осенний бал»,  «Весёлые старты», «Супер мама»,  «Мой папа самый лучший!», «День матери», «Новый год», «Выпускной вечер в начальной школе», «Фольклорный праздник». Часто родители сами предлагают мероприятия, которые можно было бы организовать и провести для детей, в которых они могут оказать помощь. Родители сами готовят для детей костюмы. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (ход мероприятия, оформление класса, чаепитие, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Родители не только решают организационные вопросы, но и сами являются активными участниками (артистами, членами жюри и др.) Приложение 5.

 

 

 

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и классного руководителя редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

 

Очевидны результаты такой деятельности:

-Повышение уровня включенности родителей в деятельность МКОУ ХМР СОШ;

-повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка;

-достижение единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и образовательной организации;

-гармонизация детско-родительских отношений;

-систематизация работы с семьей и исключение малоэффективных форм работы в отношениях с родителями;

-активизация социального партнерства в отношении детей, родителей, педагогов.

Такое взаимодействие между школой и семьями наших воспитанников расширяет рамки всестороннего развития детей школьного возраста и обеспечивает единый воспитательно-образовательный процесс.

Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребенка, но и детям – воспринимать родителей по-новому - как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семья и школа - это берег и море

Семья и школа - это берег и море

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат

Ожидаемые результаты. •Укрепление связи с семьёй

Ожидаемые результаты. •Укрепление связи с семьёй

Наиболее эффективными формами работы с родителями я считаю родительские собрания и мероприятия

Наиболее эффективными формами работы с родителями я считаю родительские собрания и мероприятия

Сведения использую при планировании организационно-педагогической работы с родителями, для привлечения родителей к оказанию помощи образовательному учреждению, для определения перспектив развития классного коллектива

Сведения использую при планировании организационно-педагогической работы с родителями, для привлечения родителей к оказанию помощи образовательному учреждению, для определения перспектив развития классного коллектива

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021