О реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Новая школа — это школа для всех. В любой
школе будет обеспечиваться успешная социализация
детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся
без попечения родителей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Д.А.Медведев, 2010 год
(Слайд 1, 2 ,3) Наша школа - это инновационное общеобразовательное учреждение, в котором наряду с общеобразовательными функционируют классы развивающего обучения, профильные, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы называем своё образовательное учреждение школой для всех. На сегодняшний день детям с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе предоставлена возможность получать образование
- в общеобразовательных классах очно;
- в специальных (коррекционных классах VII вида (таких классов в школе 3);
- индивидуально;
- очно-дистанционно;
- дистанционно (для детей-инвалидов, не имеющих физической возможности посещать уроки в школе);
- в форме семейного образования.
В школе обучается 16 детей – инвалидов (от 1 до 3-х учащихся в каждом классе)
Кроме этого мы дистанционно обучаем еще 22 ребенка-инвалида из других школ города и поселков области. (Слайд 4)
Также в школе обучается более 30 детей с задержкой психического развития в 3-х коррекционных классах VII вида.
Таким образом, общее число детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими на сегодняшний день основное и дополнительное образование составляет более 70 человек (15%).
Цель работы всего нашего коллектива – создание условий для максимальной самореализации школьников. Педагоги считают, что у каждого человека есть свои способности и предназначение. Миссия школы – раскрыть эти индивидуальные для каждого человека способности.
Опыт работы нашей школы в этом направлении видится нам сегодня наиболее актуальным.
Наша работа велась по следующим направлениям:
- создание материальных условий(Слайд 5) ;
- создание кадровых условий;
- разработка индивидуальных образовательных программ( Слайд 6);
- разработка индивидуальных рабочих программ (Слайд 7);
- работа с родителями;
- методическое сопровождение педагогов;
- психолого-педагогическое сопровождение школьников;
- сотрудничество с городской и областной психолого-медико-педагогическими комиссиями;
- взаимодействие с вышестоящими органами управления образованием (Слайд 8);
- взаимодействие с московским Центром образования «Технологии обучения» ( Слайд 9);
- организация технической поддержки учеников и педагогов Центра дистанционного обучения (Слайд 10);
- огромная самообразовательная деятельность администрации школы и педагогов.
За это время для дистанционного обучения детей приобретено:
- компьютерное оборудования и периферийные устройства, установленные в школе и на дому у учеников и педагогов;
- переносные сенсорные комнаты, музыкальные центры и др. техника для обеспечения доступной среды;
- оборудованы помещения центра(Слайд 11);
- идет переоборудование внутренних помещений и здания школы (расширены дверные проемы и заменены все двери, реставрирована одна из туалетных комнат, сделан ремонт малого актового зала на 1 этаже).
Все оборудование приобретено в соответствии с особенностями каждого ребенка. В школе специальные классные комнаты, в которых есть компьютеры и периферийные устройства, всего 11 рабочих мест.
Дистанционно обучается все дети области, чьи родители изъявили желание давать своим детям образование с использованием дистанционных технологий и кому не противопоказано такое обучение по состоянию здоровья (Слайд 12). Очереди нет, никто не ждет. Есть дополнительные комплекты, если в течение года приходят новые ученики, то сразу зачисляются на обучение.
Процесс дистанционного обучения проходит дифференцированно, в зависимости от возможностей ребенка (Слайд 13):
- только дистанционно;
- дистанционно и очно; ребенка привозят на какие-то уроки в школу или к ребенку ездит учитель(СЛАЙД 14);
- в большей степени, ребенок учится в школе, индивидуально с учителем осваивает основные предметы, или наоборот дополнительные развивающие курсы; (Слайд 15)
- 1 классы только с учителем, пока не научатся читать и писать.
Расписание составлено, конечно, но если учащийся не может в это время, то он позвонит учителю или учитель ему и уроки пройдут в другое время. Для этого у учителя дома и установлено оборудование.
Дополнительное образование предусматривает развивающие дополнительные курсы, которые составляют 4 часов в неделю в начальной школе и 5 часов в неделю в старшей. Курсы организованы по выбору учащихся и их родителей.
В таком списке предоставляются курсы из области ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИСТОРИИ, МУЗЫКИ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ИСКУССТВА, а также курсы, направленные на подготовку учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ.
Составлены индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка: индивидуальные учебные планы для каждого, составлены также индивидуальные рабочие программы по каждому учебному предмету. В индивидуальном учебном плане каждого ученика, который получает основное образование, количество учебных предметов и количество учебных часов соответствует требованию федерального компонента учебного плана.
Индивидуальный учебный план зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения и психолого-медико-педагогической комиссии.
Обучение детей-инвалидов ведут 33 специально обученных учителя, в том числе, и учителя из районов области (Слайд 16, 17,18,).
Все педагоги и даже технические специалисты прошли обучение(Слайд 19, 20) по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий». Курсы проводили для нас методисты из Москвы из образовательного учреждения Центра образования «Технологии обучения», имеющего лицензию на этот вид деятельности.
(Слайд 21) 80% педагогов нашей школы прошли дистанционно модульные курсы «Инклюзивное образование: история и современность» и «Основные педагогические технологии инклюзивного образования» в педагогическом университете «Первое сентября» (г. Москва).
Обучены и технические специалисты. Они постоянно повышают свою квалификацию самообразованием, записаны на форумы (ведь вся РФ одновременно начала ДО), при необходимости направляются в командировки в ЦРС.
(Слайд 21,22) Большое внимание мы уделяем повышению квалификации педагогов. Ведь они работают в области интернет – технологий только 3 года. По статусу как молодые специалисты в этой области. Поэтому для учителей в школе проводится постоянно действующий семинар на тему «Использование дополнительного программного обеспечения на дистанционных уроках», а именно программы ПервоЛого, ЛогоМиры, Живая математика, Живая физика, Живая география с географическими и историческими контурными картами. Умение учителей работать с этими программами помогают им вести преподавание более доступно и интересно для учащихся (Слайды 23,24, 25.26,27,28,29.).
В школе компьютеризированы все учебные и административные кабинеты. Владеют навыками работы на компьютере 100% педагогов; приобретены учебные пособия (наглядные, печатные, электронные) для кабинетов математики, информатики, физики, иностранного языка, русского языка и литературы, педагога-психолога. 100% обучающихся обеспечены учебниками.
В 16 кабинетах в штатном режиме работают комплекты мультимедийного оборудования. Каждый компьютер имеет выход в школьную локальную сеть и Интернет.
В школьной локальной сети размещены предметные журналы и электронные приложения к ним; материалы школьных семинаров; методические материалы по реализации ФГОС, инструкции для учителей и классных руководителей, федеральные нормативные документы.
Функционирует обновленный сайт школы, на котором регулярно размещаются новости и необходимые документы.
Используется информационная система «Дневник.ру»: внесены в базы данных учащиеся и родители всех классов; зарегистрировались в информационной системе около 75% родителей учащихся школы.
Учителя имеют собственные сайты в сети Интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.