Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программа «Уроки здоровья» (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Данная программа составлена на основе программы курса Л.А. Обуховой и О.Е. Жиренко «Уроки здоровья. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников». (Слайд 2) Она предназначена для работы с детьми 6–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю. Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья. Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации. Учитывая, что программа предусматривает освоение основных культурных норм и норм этикета, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.
Содержание разделов строится на основных принципах дидактики:
научность – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
доступность — содержание информации и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);
наглядность — познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
занимательность - материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности;
адаптивность (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);
актуальность (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией);
психологическая комфортность (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
обучение в деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);
целостность содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления);
сознательность и активность (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);
опора на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.)
минимакс - учитель дает содержания много, а каждый ученик усваивает по своим возможностям;
социализация личности — представления о социальном и предметном мире должны быть едиными и целостными.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимают «полное физическое, психическое и социальное благополучие».
Поэтому формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей как в области обучения, так и в области воспитания.
И в связи с этим я остановилась на выборе этой программы для своей внеурочной деятельности.
Я провожу кружок «Уроки здоровья», (слайд 3) используя рабочие тетради, разработанные доктором педагогических наук, профессором, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального общего образования ВИРО Обуховой Людмилой Александровной и кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и методики начального общего образования ВИРО Жиренко Ольгой Егоровной, в которых представлены различные виды заданий на тему ЗОЖ. Никому не секрет, что найти материал всегда очень сложно, трудно, иногда просто невозможно. Всё это кропотливая работа. Поэтому пользоваться этими тетрадями очень удобно, так как здесь уже собран необходимый материал. Остаётся только подтолкнуть детей к творчеству.
(Слайды 4- 23)
И на примере одного из таких занятий я хочу остановиться. Тема занятия «Как следует питаться». (Слайд 24)
Мы выяснили, чем питается человек, (Слайд 25)
поговорили об органах пищеварения, для чего они нужны, (Слайд 26)
разобрали, какие продукты являются полезными, а какие – нет, (Слайды 27-28)
выяснили, как появилось слово «витамин». (Слайд 29)
Результатом этой работы стало создание стенгазеты «Правильное питание». (Слайд 30)
Дома ученики по выбору сделали модель «Меню здорового школьника» (Слайды 31-32) и презентацию о витаминах. Одну из них я хочу вам представить. Конечно, вы все понимаете, что эта работа проводилась вместе с родителями, так как дети маленькие. (Слайды 33-43)
В конце первого полугодия мы провели небольшое итоговое занятие «Мы за здоровый образ жизни». (Слайд 44)
Вспомнили о факторах здоровья, (Слайд 45)
поговорили о занятиях спортом, (Слайд 46)
о врагах здоровья, (Слайд 47)
немного окунулись в историю, вспомнили о том, что Колумб первый завёз табак. (Слайд 48)
Итогом этой работы был выпуск стенгазеты «Здоровый образ жизни». (Слайды 49-50)
Кому интересно, вы можете познакомиться с нашими творческими работами поближе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.