Выступление психолога на родительском собрании "Дети и гаджеты""
Оценка 5

Выступление психолога на родительском собрании "Дети и гаджеты""

Оценка 5
docx
29.01.2020
Выступление психолога на родительском собрании "Дети и гаджеты""
Выступление на тему.docx

Выступление на тему «Дети и гаджеты»

Вступление

В любой очереди, в метро, на лавочках парка, за столиками в кафе мы можем видеть одну и ту же картину. Молодые люди сидят, уставившись в экран телефона, планшета, ноутбука. Они что-то просматривают, кому-то отвечают. Иногда вид у них сильно занятой и сосредоточенный, иногда – откровенно скучающий. Но, к сожалению, очень грустно наблюдать за тем, как компания друзей дружно «клацает» свои телефоны вместо того, чтобы общаться друг с другом вживую. В общественном транспорте редко можно встретить человека без наушников в ушах, откуда раздается громкая ритмичная музыка. На улицах города каждый встречный человек разговаривает по мобильному телефону. Люди перестали видеть, что вокруг них происходит. Они перестали думать, так как им просто некогда это делать.

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной  коммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. В современном мире дети едва ли не с рождения легко управляются с компьютерами, телефонами, планшетами, часто объясняя родителям, как справиться с той или иной технической новинкой. Если совсем недавно в обществе обсуждали компьютерную зависимость у подростков и старшеклассников, то в последние 2-3 года специалисты говорят о случаях зависимости у детей младшего школьного возраста и даже дошкольников.

Мы рады, что Вы нашли время и пришли к нам на обсуждение важной темы, которая не является для общественности новой. Что же произошло, и что могло повлиять на возникновение проблемы компьютерной зависимости у детей?

Давайте разбираться вместе.

Итак, сегодня

ü  мы познакомимся со статистикой, мнениями специалистов,

ü  рассмотрим плюсы и минусы использования детьми гаджетов,

ü  познакомимся, какие бывает уровни зависимости  и как родителям вовремя их определить,

ü  расскажу как извлечь пользу от использования гаджетов детьми, приведу примеры из практики работы с такими детьми и семьями.

 

 

 

 

 

 

Итак, начнем со статистики (слайд 2)

 

По данным ЮНЕСКО 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. Причем в большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени.

На сегодня нарушения развития речи наблюдаются у 25% четырехлетних детей. Для сравнения, 40 лет назад такая проблема была только у 4% малышей, то есть, число нарушений увеличилось в 6 раз.

 

В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера. Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.

По мнению экспертов, большое влияние на грамотность школьников оказывает Интернет и смс-сообщения. Популярный «албанский», или «падонковский», а точнее исковерканный язык переходит из игры в жизнь. «Игра в неграмотность» становится действительно неграмотностью, потому что, увлекшись, новички в обычной жизни очень часто не различают, да и не придают значения тому, грамотно они пишут или нет. Негативное влияние разговорного языка, языка форумов и чатов очевидно, исковерканный язык распространяется как вирус. Употребляя словечки из него, подростки считают себя «своими». Последствия этого процесса плачевны, привыкая к неправильному языку в общении, они так же пишут в школе. И очень бывают удивлены, когда за «правильное» написание учитель ставит двойку.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Ученые и психологи отмечают:

во-первых , у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих , регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

в-четвертых , постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга, воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

Серьезная проблема ребенка с гаджетами не том, что он делает, а в том, чего он не делает: не используют тонкую зрительно-моторную координацию, какая понадобилась бы, завязывай он в этот момент шнурки, не играет, не фантазирует, не учится говорить, выражать эмоции. О связи задержки речевого развития и гаджетов, специалисты говорят давно, а американский исследователь Димитри Кристакис опубликовал неожиданные результаты исследования. Согласно им дети, которые смотрели обучающие программы Baby Einstein, выучили меньше слов за то же время, чем дети, которые не смотрели обучающих передач. Это не удивительно: если мы не применяем какой-то навык, он начинает деградировать. Ребенок, который воспитан мигающими экранами, в способах выражения эмоций будет проигрывать приятелю, который проводил время в компании глухонемой няни.

Попробуем разобраться в чем плюсы и минусы (слайд 3).

Что такое гаджет?

«Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека».

Но так ли это на самом деле? Действительно ли гаджеты совершенствуют нашу жизнь? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

+

-

Обучение младших школьников. Помощник в развитии. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.

Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ю-тубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Это удобно для тех, кто по несколько часов в день тратит на дорогу или что еще хуже, постоянно застревает в пробках. Можно найти книгу, которой нет в библиотеке. .

Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и сенсорным экраном позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.

Способ занять ребенка. Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки или стоянии в пробке. Не нужно брать с собой целый ворох игрушек, достаточно просто включить ребенку интересный мультик или поставить игру. В этом случае он не будет вас тормошить из-за скуки и интересно проведет время.

Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно;

Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения.

Выполнение заданий. Учитель может выдавать дистанционно задания ученикам и они их могут выполнять, как лично, так и совместно. Совместная подготовка проектов, рефератов и других заданий.

 

Влияние на здоровье. Зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;

Осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;

Головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

Неподвижность ребенка.Редкие дети бегают по комнате во время просмотра мультфильма, обычно увлеченный малыш терпеливо сидит на одном месте, забыв о том, что ему нравится кататься на ледянке с дивана. Отсюда популярность планшетов в самолетах и в очередях в поликлинику. Но как только вы выходите из самолета, неподвижность перестает быть плюсом, от нее и в самом деле страдает детское развитие. Казалось бы, час просмотра погоды не сделает. Еще как сделает - уверены американские ученые. Они провели исследование с участием 11 тыс. детсадовцев, и ответственно заявили, дети, смотрящие ТВ хотя бы час в день, более склонны к полноте, чем их товарищи, которые проводят у монитора меньше часа .

Уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

Жизнь в виртуальном мире . Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками, познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Виртуальный мир полностью захватил все наше время.

Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя любимого где-нибудь, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий.

Неполное освоение информации. Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.

Понижение творческой активности. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.

Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства свою выгоду, выпуская все новые и новые модели. Более удобные, совершенные, функциональные. А стоят они совсем не дешево. Устаревшие модели выходят из моды, снимаются с продаж, а по телевизору нам показывают все преимущества новых технологий. И мы загораемся, тратим ценное время своей жизни ради того, чтобы на последние деньги купить более совершенный гаджет.

Деградация личности . Очень многие игры созданы не для развития логики или обогащения интеллекта, а для сжигания времени. В сети их называют «убивалки» времени. И ими пользуются, в них играют. Проходят уровень за уровнем вместо того, чтобы познавать этот мир, заниматься спортом, духовно развиваться, в конце концов. Замкнутый круг из ежедневных «лайков» фотографий в социальных сетях, бесполезных игр, переписки с друзьями «ни о чем».

 

Уровни зависимости от гаджетов (слайд 4)

1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием выполнять специальные письменные задания и упражнения. Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и проч.

3-я степень - выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Может произойти регресс в развитии познавательных процессов. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.  

 

Почему же возникает у ребенка такая зависимость?

Специалисты выделяют следующие причины:

·         отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

·         дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

·         родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

·         ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

·         низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

·         замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками; незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

 

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера? (слайд 5)

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает - зависимость 2-3-й степени.

        В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

 

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)

Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.

Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством

Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними

Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)

Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.

Рекомендации по профилактике экранной зависимости у детей:

1. Родители - пример для своих детей. Они обучают их жить так, как делают это сами. Если включенный телевизор в течение всего дня  является фоном для времяпровождения членов семьи в квартире, если родители долго находятся в Интернете и социальных сетях или постоянно играют в компьютерные игры, то чего же ждать от детей?

2. Взрослые должны с самого начала озвучить ребенку четкие и жесткие правила пользования телевизором, планшетом, компьютером. Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным: четко зная границы дозволенного, он чувствует себя в безопасности.

3. Ребенка возможно записать в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда, во-первых, у него будет оставаться меньше времени на компьютер, во- вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками.

4. Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать прогулку или игру всей семьей  в лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор.

5. Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком экскурсии по виртуальному зоопарку, парку, городу или установить полезные для развития программы.

6. Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования дошкольником компьютером или планшетом:

- продолжительность пребывания за компьютером (использования мобильного телефона, планшета и т.д.) не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и 15-20 минут для детей 6-7 лет;

- не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня. А также поздно вечером и непосредственно перед сном;

- необходимо следить за тем, во что играет ребенок, и какие фильмы он смотрит;

- используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребенка в Сети.

7. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок.

8. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.

9. В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и выходные, веселые приключения.

 

Как извлечь пользу? Слайд 6

1.    Культура пользования гаджетами

Известно, что лучший способ привить ребенку полезные привычки — подавать собственный пример.

·         Не листайте ленту новостей во время еды или разговора с ребенком — и он будет стараться делать так же. Ведь невозможно заверить ребенка в том, что проводить вечера перед телевизором нездорово, если он видит, как это делаете вы.

·         Телефон подростка — его личное дело: не пересматривайте его без разрешения ребенка.

·         Если вам приходится работать дома за компьютером, делайте это в отдельной комнате. Также старайтесь объяснить малышам, что сейчас вам нужно немного поработать, например, около 2 часов.

·         Не забирайте у подростка телефона вместо наказания, ведь это один из способов его коммуникации со сверстниками. А еще в таком случае ребенок не будет воспринимать гаджеты как запретный плод — пусть это будет просто еще одна его вещь, так же, как одежда или книга.

 

2.        Установите четкие правила

·         Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

·         В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей

·         Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см

·         Яркость дисплея должна быть низкой

·         При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора

·         При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

С детьми старшего возраста можно, например, заключить договор, где четко будут прописаны следующие правила пользования гаджетами.

1.      Время пользования в день — 2 часа.

2.      Начиная и заканчивая пользоваться устройством, ребенок или родители записывают время начала и окончания.

3.      Если гаджеты используются с целью обучения, например, старшеклассник подбирает материал для доклада на уроке, он может получить дополнительные минуты по согласованию с родителями.

4.      При невыполнении правил ребенок может быть лишен пользования гаджетами на несколько дней.

Поощряйте пользование гаджетами с пользой

Конечно, существует большая разница между тем, чтобы играть в игры или смотреть образовательные видеоматериалы! Сегодня в интернете существует множество сайтов с игровыми учебными задачами, поэтому поощряйте малыша пользоваться ими вместо бессмысленных игр в стрелялки.

Правильно распределяйте время. Чем меньше у ребенка будет свободного времени, которое нечему посвятить, тем меньше он будет проводить времени с электроникой. Поэтому старайтесь создать малышам именно такие условия: запишите ех на плавание, танцы, спорт или другие активные занятия — исходя из интересов ребенка. Кстати, одной из таких секций могут стать и компьютерные курсы — конечно, если у ребенка есть к этому способности. Уже в среднем или старшем школьном возрасте ваш ребенок может начать осваивать работу с Photoshop, например, чтобы обрабатывать снимки, сделанные во время прогулки на природе, или программирование или дизайн. И тогда ребенок будет воспринимать компьютер не как развлечение, а как рабочий инструмент.

 

3.        Научите подростка правилам безопасности в интернете

А если вы сами о них не знаете, найдите на платформе Prometheus бесплатный курс по основам информационной безопасности — он будет полезен не только ребенку, но и вам.

Следите за контентом. К сожалению, в интернете нет цензуры, а многие родители даже не подозревают о том, какой контент просматривают их дети. Выделите немного своего времени и установите на электронные устройства, запрет на некоторые ресурсы и поисковые запросы. Сделать это просто с помощью специальных программ. Также интересуйтесь тем, какими социальными сетями пользуется подросток и какие страницы посещает. Совсем не нужно для этого устраивать допрос — достаточно просто поговорить с ребенком или добавить его в друзья в тех же соцсетях.

4.      Общение — прежде всего

Когда в гости приходят друзья, компьютер выключается однозначно, и уже через 15 минут дети обязательно найдут, чем себя занять. Приучайте ребенка к тому, что с друзьями надо общаться, а не проводить время у монитора. А если дети не находят другого повода общаться, кроме совместного сидения за компьютером, поведите их в боулинг или на каток.

Устраивайте семейный досуг. Не хочется повторять прописные истины, но для того чтобы научить ребенка получать удовольствие от жизни вне гаджетов, нужно проводить время вместе. Вместо просмотра телепередач вместе с ребенком приготовьте вкусный ужин, играйте в настольные игры, гуляйте на свежем воздухе и делайте интересные фотографии, а на праздники и выходные выезжайте на природу, в парк, словом, проводите как можно больше времени вместе.

 

Применяем гаджеты для детей с умом

Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.

  1. Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.
  2. Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного кроху вам станет намного проще. Не покупайте маленьким деткам планшеты «на вырост» и дорогущие телефоны лишь ради того, чтобы ваше чадо было «круче» всех.
  3. Зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс.
  4. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.
  5. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву.
  6. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.

Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем.

Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше чадо проводит за планшетом или смартфоном.

И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры из практики

Пример 1. Ребенку 2 года. Мальчик не очень общительный, не разговаривает. Но очень хорошо умеет обращаться с компьютером и телефоном. Очень любит смотреть движущиеся заставки и короткие ролики. Невролог ставит диагноз: задержка речевого развития. Мама не понимает, откуда взялась эта задержка, ведь ребенок так хорошо ладит с компьютером.

Выводы:

Причина отставания в развитии речи ребенка – в постоянном использовании гаджетов. Казалось бы,  ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей» Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой формирует ту внутреннюю форму, которая даёт устойчивость и независимость.

Также при использовании гаджетов в таком возрасте нарушается связь между движениями глаз и общей двигательной активностью, это приводит к проблемам в психическом развитии.

Необходимо наладить общение ребенка с родителями.

Помнить, что ведущая деятельность в этом возрасте предметно-манипулятивная (ребенок осваивает способы и приемы взаимодействия с разными предметами окружающего мира).

 

 

 

Пример 2. Мальчик 5 лет. Мама обратилась по направлению детского сада. Воспитатель обеспокоена тем, что ребенок сторониться детей, не включается в игры, равнодушен к происходящему вокруг. Единственное, чем его можно увлечь, это компьютер. Мама проблемы в этом не видит. В семье все связаны с гаджетами: папа – программист. Мама-системный администратор. На день рождения ребенку подарили последнюю модель нетбука. С которой ребенок очень быстро освоился, чем вызвал гордость родителей. Родители не стараются ограничивать ребенка в этом. Считают, что это его будущее. Кружки и секции по другим направлениям считают напрасной тратой времени.

Выводы: здесь мы имеем дело с семейным укладом жизни. Родители – пример для ребенка.

Необходимо пересмотреть систему ценностей семьи, родителям продумать стратегию своего поведения. Организовать свободное время ребенка (прогулки, экскурсии, провождение времени в кругу сверстников).

Необходимо проанализировать, чего не хватает ребенку реальной жизни. Наполнить жизнь ребенка интересными событиями.

 

 

 

 

 

Ситуация 3. Девочка 6 лет может работать на компьютере как папа-программист. Родители за разумное ограничение времени. Но приехавшая бабушка обнаруживает, что ребенок ничего не рисует, не читает. Она категорически отказывается рисовать на бумаге. Папа считает ее современным ребенком и проблемы в этом не видит. Тогда бабушка решила навести порядок, резко ограничив время пребывания за компьютером, под страхом наказания. Девочка начала вести себя агрессивно.

Вывод:

Агрессивное пребывание игры оставляет гораздо более серьезный след в психике ребенка, чем может показаться на первый взгляд.   Сточки зрения ребенка, родитель его не понимает и не любит. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника – веселый и добрый человек, добрый волшебник. В данном случае строгая бабушка показала себя «злым» персонажем.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых не только ожесточает ребенка, но и создает эффект запретного плода.

Поэтому нужно формировать правильные установки еще до начала игры ,и  предложить ребенку альтернативные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация 4. Обратились родители младшего школьника. Ребенку 8 лет. Имеет проблемы с чтением. Не  понимает прочитанного, плохо запоминает информацию на слух. Хотя неплохо учиться по математике, затруднения вызывают предметы гуманитарного направления. При разговоре с родителями выяснилось, что ребенок много времени проводит  с телефоном, сидит в интернете. Родители стараются контролировать время ребенка, но в силу занятости это не всегда удается.

Выводы:

Трудности   восприятия  информации на слух – не могут удержать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Трудности   фокусировки  взгляда  и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

В данном случае необходимо развивать слуховое и зрительное восприятие, способность удерживать внимание на объекте, развивать речевое мышление. Возможно посещение занятий логопеда по коррекции чтения и письма.

 

 

 

 

 

Ситуация 5. У мальчика 9 лет было много друзей. Вслед за старшим братом он увлекся компьютером и много про него знал. Укрепилось мнение, что все мальчики должны знать много в этой сфере. На этой почве произошел конфликт с одноклассником, драка и последующее сотрясение мозга. После этой ситуации отношения с одноклассниками ухудшились. Никто не хотел с ним дружить.

Выводы: компьютерные игры серьезно влияют на развитие ребенка. Ребенок чаще играет один, со временем общение становиться виртуальным. В реальной жизни приятные и неприятные стимулы переплетены, в компьютерном дети настроены только на позитивные переживания. Внимание ребенка занимают игры , оно не направлено на личность собеседника. Общение в реальной жизни требует особых усилий и навыков. Если не сформирован интерес к другим детяи,их интересам, мы обречем ребенка на психологическую изоляцию.

 

 

Ситуация 6. Подростку 13 лет. Кроме компьютера ему ничего не нужно. Если дать ему волю будет играть 24 часа в сутки. Любит играть в ролевые и сетевые игры Раздражается если кто-то просит освободить компьютер. Как отлечь его от компьютера?

Выводы: ищем причины такого интереса. Семья полная. Мать занята младшим ребенком, отец постоянно на работе. Друзей немного, да и тех нельзя пригласить домой, потому что дома младенец.

Играет в сетевые игры – не хватает общения. Стрелялки – страхи. Головоломки – не полностью задействован интеллектуальный потенциал ребенка.

Необходимо: организация домашнего и личного пространства, найти возможность приглашать домой друзей, либо найти место их встреч, разговор на равных, наладить совместное общение с родителями, общесемейное хобби.

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация 7. Подросток 15 лет. Проводит за компьютером весь день. Его настроение зависит от того, что происходит в интернете (количество лайков, ответы друзей по переписке). Если ничего не происходит агрессивно себя ведет. Гулять не ходит, друзей нет. Иногда забывает даже поесть.

Выводы: налицо наличие зависимости. Со стороны родителей отмечается неустойчивый стиль воспитания. Семья многодетная, он старший. Наличие конкуренции между детьми – отсюда поиск привязанностей в  виртуальном пространстве.

Если ребенок дорос до 14 лет - и ничего, кроме гаджета не давало ему возможности испытывать эмоции и переживания, то отобрав у него устройство, вы превратитесь во врага. Этот процесс «отвыкания от гаджета» не может быть быстрым и сразу успешным – он будет сопровождаться и скандалами, и недовольством со стороны выросших детей. Однако, зачастую это единственно верный путь.

Конечно, желательно не допускать этого. Пусть ребенок получает эмоции и переживания в кинотеатре, участвуя в спектакле или других выступлениях, дебатах, пусть спорит и отстаивает свое мнение, пусть творит что-то своими руками и получает признание от своих близких. Если ребенку давать возможность испытывать яркие и выраженные переживания в жизни, то зависимости от гаджета не будет, ну или будет не больше, чем у Вашего супруга от его автомобиля.

 


 

Выступление на тему «Дети и гаджеты»

Выступление на тему «Дети и гаджеты»

Итак, начнем со статистики (слайд 2)

Итак, начнем со статистики (слайд 2)

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость…

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость…

Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т

Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т

Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения

Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения

Обучение младших школьников. Помощник в развитии

Обучение младших школьников. Помощник в развитии

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера? (слайд 5)

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера? (слайд 5)

Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в

Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в

А также поздно вечером и непосредственно перед сном; - необходимо следить за тем, во что играет ребенок, и какие фильмы он смотрит; - используйте будильник,…

А также поздно вечером и непосредственно перед сном; - необходимо следить за тем, во что играет ребенок, и какие фильмы он смотрит; - используйте будильник,…

С детьми старшего возраста можно, например, заключить договор, где четко будут прописаны следующие правила пользования гаджетами

С детьми старшего возраста можно, например, заключить договор, где четко будут прописаны следующие правила пользования гаджетами

А если дети не находят другого повода общаться, кроме совместного сидения за компьютером, поведите их в боулинг или на каток

А если дети не находят другого повода общаться, кроме совместного сидения за компьютером, поведите их в боулинг или на каток

Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием

Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием

Примеры из практики Пример 1

Примеры из практики Пример 1

Также при использовании гаджетов в таком возрасте нарушается связь между движениями глаз и общей двигательной активностью, это приводит к проблемам в психическом развитии

Также при использовании гаджетов в таком возрасте нарушается связь между движениями глаз и общей двигательной активностью, это приводит к проблемам в психическом развитии

Ситуация 3. Девочка 6 лет может работать на компьютере как папа-программист

Ситуация 3. Девочка 6 лет может работать на компьютере как папа-программист

Ситуация 4. Обратились родители младшего школьника

Ситуация 4. Обратились родители младшего школьника

Ситуация 5 . У мальчика 9 лет было много друзей

Ситуация 5 . У мальчика 9 лет было много друзей

Ситуация 7. Подросток 15 лет

Ситуация 7. Подросток 15 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020