Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.03.2018
Выступление на конференции о смысле работы педагога и родителей по духовно-нравственному воспитанию. Педагог и родители подают первый пример нравственности, формируют представления ребенка о добре и зле, человечности, об отношениях между людьми. Школа воспитывает в детях доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, является для детей школой «воспитания добрых чувств».Выступление на конференции по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
выступление на конференции.docx
Формирование духовнонравственных ценностей в малокомплектной
сельской школе
Е.А.Мосунова, директор МБОУ «Немдинская СОШ»
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз
физически, другой – духовно.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными
характеристиками личности. Духовность проявляется в стремлении человека
строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины,
красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром и
самим собой. Нравственность представляет собой совокупность общих
принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Духовность и нравственность понятия, существующие в неразрывном
единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Проблема духовнонравственного воспитания всегда была одной из
актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Глубокие изменения в социально экономической и политической жизни
общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали
большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно
отразилось на нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.
Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства
сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература,
киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную
антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев
нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на
материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу,
развлечения, жестокость и индивидуализм.
Идея духовного возрождения России может быть осуществлена только
на основе собственной истории, культуры, традиций. Для реализации этой
идеи разработаны и приняты важные программные документы как на
федеральном так и на региональном уровнях. Одним из наиболее важных является «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России», авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М.
Кондаков, В.А. Тишков и которая стала «методологической основой
стандарта общего образования» .
Духовнонравственное воспитание в любом образовательном
учреждении — это не только усвоение нужных знаний, но и организация
деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких
переживаний, создание необходимой социально педагогической среды для
этого. Поэтому «Программа духовно нравственного развития и воспитания
обучающихся» является составляющей образовательной программы каждой
образовательной организации.
Наша «Немдинская средняя школа – сельская, малокомплектная. Всего
64 учащихся, 9 классовкомплектов. 63 – дети мари, и один – другой
национальности.
И одним из главных аспектов учебновоспитательной работы школы
является воспитание учащихся на народных традициях, а задача духовно
нравственного воспитания является одной из приоритетных. Педагогический
коллектив стремится к формированию у учащихся школы следующих
качеств:
нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности,
патриотизма, гражданственности);
нравственного облика (милосердия, толерантности);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла,
проявлению самоотверженной любви);
нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе
система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:
развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и
приумножать социальнокультурный опыт Отечества;
формирование духовно – нравственных ценностей и утверждение их в
сознании и поведении школьников;
построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности.
Коллективом педагогов разработана программа воспитания школьников
формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся.
Система воспитательной работы МБОУ «Немдинская СОШ»
направлена на реализацию духовно нравственного развития детей через
коллективнотворческую деятельность, которая объединяет нравственное,
патриотическое,
физическое направления.
Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические
вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно
трудовое,
правовое, нравственной и патриотической направленности. Силами творческих
педагогов проводятся мероприятия,
посвященные государственным
праздникам и памятным датам России: Дню защитника Отечества, Дню
Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику «Первого звонка»,
«Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам –
Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Проводятся школьные традиционные
мероприятия: концерт ко дню пожилых, концерт ко дню матери, лыжные
гонки на приз земляков: М.В.Лебедева, Юрия Сидоркина, День национального
героя, памяти Сергея Кузьминых, учебные экскурсии «Моя малая Родина»,
рассказывающие об историческом прошлом деревни, о природе родного края.
Стали традиционными лекции для родителей по вопросам духовно
нравственного развития и воспитания детей, акции и декады Милосердия:
«Ветераны», «Спешите делать добро», «Семья семье», оказании помощи
попавшим в трудную жизненную ситуацию, шефство над детским садом.
Главный принцип этой работы «нравственность через дела».
Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется
единством действий и деятельности различных социальных институтов,
отвечающих за воспитание молодежи. Поэтому для реализации духовно
нравственного воспитания школа активно привлекает семьи учащихся, Совет
школы, сельскую администрацию, сельский дом культуры. Сотрудничество
семьи, школы и Церкви в духовнонравственном воспитании детей это
добровольное взаимодействие, основанное на доверии и уважении.
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией
бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия
в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что
светский характер российского государства не должен стать непреодолимым
препятствием для осуществления духовнонравственного просвещения
подрастающего поколения на основе ценностей православия, других
традиционных религий в рамках действующей в стране системы
государственного общего образования.
Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовно нравственной культуры народов России» прочно вошли в учебный
план и нашей школы. Начиная с 2009 года преподается модуль Основы
православной культуры в 4 классе. По выбору модуля проводится работа с
родителями. И ежегодно выбор родителей 100% за предметом основы
православной культуры. А с нынешнего года ввели курс «Основы духовно
нравственной культуры народов России» в 5 классе. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях,
историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия
религии и светской этики. Французский философ Гельвеций писал: «Человека
с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и
назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность
условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в
которой принимает участие». Ежегодно участвуем на олимпиаде по Основам
православной культуры. В 2015 году на школьном этапе было всего 5
участников, а в этом году 15. Второй год становимся призерами на
муниципальном Этапе олимпиады.
И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская
школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей
духовности и нравственности.
Необходимо только придерживаться следующих правил:
1) подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и
общественности;
2) вести воспитательную работу по формированию духовно нравственных
ценностей систематически, а не время от времени.
3) учитель, воспитатель всегда должна быть примером «нравственного и
гражданского личностного поведения» »
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту,
человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой
«воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами
своей страны.
Примером этому могут быть наши выпускники, многие из которых
оказывают школе помощь, а также благодарности в адрес школы, за
качественное обучение и хорошее воспитание обучающихся от учебных
заведений, в которые поступили наши выпускники. А выпускники у нас
обучаются и в республике Марий Эл и за ее пределами: в Казанском
авиационном институте, в институте физической культуры г.Санкт
Петербург.
Смысл работы педагога и родителей по духовнонравственному
воспитанию состоит в помощи продвижения от простейших навыков
поведения к более высокому уровню, где ребенок сам принимает решения и
нравственный выбор. Педагог и родители подают первый пример
нравственности, формируют представления ребенка о добре и зле,
человечности, об отношениях между людьми.
Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей в малокомплектной сельской школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.