Выступление "Мотивация обучения детей – основное условие успешного обучения".

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: • познавательные; • коммуникативные; • эмоциональные; • саморазвития; • позиция школьника; • достижения; • внешние (поощрения, наказания). Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
Иконка файла материала мотивация успешного обучения.doc
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при  достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие  мотивы: эмоциональные; саморазвития;  познавательные;  коммуникативные;    позиция школьника;  достижения;  внешние (поощрения, наказания). Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем  современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов   самостоятельного   приобретения   знаний   и   развития   активной   жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны   с   отсутствием   мотивов   к   получению   образования   у   основной   массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности   выпускников   всех   учебных   заведений,   то   важность   названного критерия становится очевидной.   2.Составить   первичное   представление   о   преобладании   и   действии   тех   или   иных мотивов   учения   можно,   наблюдая   отношение   школьника   к   учению.   Выделяется несколько   ступеней   включенности   обучаемого   в   процесс   учения   (положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ). 3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению  наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко  осознанной, а поэтому особенно действенной.  Признаки положительного отношения  Активность учеников в учебном процессе  Умение ставить перспективные цели  Умение отстаивать свое мнение  Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности  Умение преодолевать трудности    на пути достижения цели  Поиск нестандартных способов решения учебных задач 1 Гибкость и мобильность способов действий  Переход к творческой деятельности  Увеличение доли самообразования. (5 слайд) Для отрицательного отношения школьников к учению характерны  Бедность и узость мотивов  Слабая заинтересованность в успехах  Слабая нацеленность на оценку  Неумение ставить цели, преодолевать трудности  Нежелание учиться  Отрицательное отношение к школе, учителям Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие  способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных  результатов. 4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация  учения. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой  деятельности факторов  во­первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным  учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во­вторых. ­ организацией учебного процесса; в­третьих. ­  особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими  учениками и т.д.);  в­ четвёртых, ­ особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к  ученику, к делу;  в­пятых. ­спецификой учебного предмета. 5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим  некоторые.  Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются: 2 неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;  невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным  сочетанием,   неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия  школьников друг с другом:   особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания  мотивации учащихся.  Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:  низкий уровень знаний:   несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов  самостоятельного приобретения знаний:   реже ­ несложившиеся отношения с классом;   в единичных случаях ­ задержки развития, аномальное развитие. 6. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы  учителя. 7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять  им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам.  Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой 8. Наиболее значимыми в работе по формированию  мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя.   учет возрастных особенностей школьников;   создание ситуации успеха;  выбор действия в соответствии с возможностями ученика;   вера учителя в возможности ученика;   использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;   формирование адекватной самооценки у учащихся;  совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;  использование коллективных и групповых форм работы;   эмоциональная речь учителя;  применение поощрения и порицания; 3  создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;     нестандартная форма проведения уроков;   использование игровых технологий. 9. Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители.  Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на  следующие советы педагогов:  интересоваться делами, учебой ребенка;  помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять  самостоятельность и инициативность;  объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных  усилий (что­то не доучил, что­то не доработал);  чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше. 4