Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»
Оценка 4.9

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
администрации +1
Взрослым
25.02.2019
Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»
Данный материал раскрывает особенности формирования образовательной среды в условиях малокомплектной сельской школы, находящейся на удалении от центра. В своем выступлении директор обращала внимание на то, что не всегда надо начинать рост с нуля, надо только найти точки, от которых можно оттолкнуться и идти к вершине.
Формирование образовательной среды в условиях сельской школы.docx
«Формирование образовательной среды в условиях сельской школы» Федорова Е.В., директор МОУ «Новосельская ООШ»,  Сланцевский район, Ленинградская область Социально­экономические   изменения,   происходящие   в   последнее   время,   существенным образом отразились на образовательной сфере села, выявилось явное отставание  сельской школы от   городской   в   решении   основных   задач     обучения   и   воспитания   детей.   В   то   же   время современная   жизнь   предъявляет   и     к   выпускникам   сельской   школы     качественно   новые требования. Им необходимо  быть   конкурентоспособными на рынке  труда,  обладать  высокой мобильностью,   большой   социальной   ответственностью,   способностью   принимать     важные самостоятельные   решения.   Отличие   сельского   образовательного   учреждения   от     городского определяется особенностями того социума, в котором оно функционирует. Возможности школы на селе  в развитии личности учащихся напрямую  зависят от места ее расположения и социально­ экономических условий жизни населения.  Но   школа,   где   бы   она   ни   находилась,     не   может     отставать   от         требований   жизни. Необходимо   создать   такую   образовательную   среду,   которая   позволила   бы     каждому   ученику раскрыть свои индивидуальные возможности и способности, подготовить его к жизни. Задача,   поставленная   перед   педагогическим   коллективом   по     «Формированию образовательной среды» выбрана не случайно.  После анализа деятельности педагогического коллектива, в ходе мониторинга выявился ряд  проблем  в жизнедеятельности школы: 1.     Неудовлетворенность   части     учащихся   и   родителей   качеством     школьной   жизни, условиями, созданными в школе для самореализации и самоутверждения личности ребенка. 2.   Низкий   уровень   сформированности   коммуникативной   компетентности   у   сельского школьника и ограниченный круг общения. Планирование работы по решению выявленных проблем основывалось на тех ресурсах (кадровых), которыми   обладает   наше   учреждение.   Ведь   даже   самая   современная   образовательная   среда окажется   неэффективной,   если   к   использованию   ее   возможностей   не   будут   подготовлены педагоги.   Поэтому   одним   из   главных   направлений   использования   средств,   стала  организация повышения квалификации в соответствии с современными требованиями к содержанию и качеству   общего   образования,  активизация   деятельности   учителей   по   распространению собственного опыта. В школе работают 7 учителей на постоянной основе; 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию; 3 педагога 1 кв. категорию, 1 молодой специалист и 1 учитель аттестован  на соответствие занимаемой должности.   У 85% учителей стаж более 20 лет; 100% педагогического коллектива обучены по ФГОС; 2   учителя   награждены   знаком   «Почетный   работник   сферы   образования   Российской Федерации», 1 учитель имеет знак «Отличник  физкультуры и спорта», 3 учителя награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации.  Изучению особенностей образовательной среды были посвящены: Семинары   –  «Внеурочная   деятельность:   особая   образовательная   среда   и   новые возможности реалиизации личностного потенциала школьника»                   Совещания   –  «Развитие     социального   партнерства   –   важный   фактор   формирования образовательной   среды   сельской   школы»;    «Информационная   образовательная   среда»;   «Роль кабинета   как   средства   повышения   эффективности   образовательного   процесса   в   условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО».                    Педсовет ­  «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с ФГОС» Так   что   же   такое   образовательная   среда?   Позвольте   Вам   предложить   несколько трактований данного понятия. Образовательная среда  — система условий, влияющих  на формирование личности, а также совокупность   содержащихся   в   социальном   и   пространственно   предметном   окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) Образовательная   среда  может   мыслиться   как   совокупность   специально   организованных   в образовательном учреждении педагогических условий, а также условий социальных и культурных, в   результате   воздействия   которых   происходит   становление   социального   индивида   (личности). С.В.Тарасов В   образовательной   среде   выделяют   пространственно­архитектурный,  содержательно­ методический и социально ­ деятельностный  компоненты. Для   формирования   образовательной   среды   должны   быть   объединены   все   имеющиеся интеллектуальные,   человеческие,   материальные,   технологические   ресурсы,   полученные   путем расширения   границ   образовательного   пространства   за   счет   вовлечения   социально­культурного окружения в образовательную деятельность.  Поэтому в формировании образовательной среды принимает участие каждый педагог, ученик, родитель. А осуществляется формирование образовательной среды в соответствии:  с познавательными интересами учащихся, запросами родителей;  с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения;   традиций и особенностей социокультурной среды.  Пространственно­архитектурный компонент ОС: связан   с   архитектурно­эстетической   организацией   жизненного  и   символического   пространства образовательного   учреждения.   В   настоящее   время   прошло   дооснащение   и   оформления   ряда кабинетов   по   предметной   направленности.   Учебный   кабинет   является   основой   в   организации учебно­воспитательного   процесса   в   школе.   В   условиях   перехода   на   ФГОС   повышается   роль предметного кабинета в создании условий для повышения качества образовательного процесса: высокое качество знаний обучающихся, высокий уровень подготовки выпускников – благодаря созданию   мощной   научно­методической,   дидактической   и   материально­   технической   базы кабинета, полностью отвечающей современным условиям: на представленной выставке Вы можете видеть,  что начальная  школа полностью  оснащена необходимым  оборудованием  и пособиями. Создана медиатека электронных образовательных ресурсов по предметам.  В этом учебном году созданы условия для выпуска школьной газеты, а уже сейчас номера стали насыщенней материалами.  Для   проведения   общешкольных   мероприятий,   обновлен   актовый   зал,   в   котором   создана комфортная и безопасная среда, позволившая увеличить количества участников общешкольных мероприятий,   так   как   зал   стал   привлекательней,   уютней.   По   инициативе   учащейся   9   класса создана танцевальная группа, которая выступает со своими номерами на праздниках. Девочки занимаются в актовом зале. Таким образом, мы создаем условия для реализации их потребностей в танцах. В рамках реализации подпрограммы «Шаги к здоровью» по инициативе учителя, которая сама увлекается фитнесом, создана группа по занятию фитнесом. Для этого также созданы условия: Управляющим советом приобретены коврики для занятий. Два   года   назад   мы   совершенно   случайно   узнали   об   увлечении   одной   из   наших   учениц фотографией. И задумались над тем, чтобы предоставить ей возможность демонстрировать свои работы. Приобрели цветной принтер, запаслись рамками и вот в этом году уже третья выставка её работ представлена в коридоре 2 этажа. Также совместными усилиями родителей и школы нашли сайт   с   конкурсом   фотографий,   отправили   работы   и   результат   –   победитель   (2   место) Всероссийского конкурса «Видеоталант» в номинации «фотография любителя». После первой выставки подтянулись ещё две ученицы. Таким образом, созданные условия позволяют учащимся демонстрировать свои возможности   и способности, а школе   эстетично оформить   жизненное пространство. Содержательно­методический   компонент   образовательной   среды. Содержательно­методический компонент образовательной среды напрямую связан с изменением содержания   образования,   разработкой   и   внедрением   форм   организации   образовательного процесса, обеспечивающего развитие разных видов одаренности.  Приоритетным   направлением   в   данном   компоненте   является  внедрение   современных образовательных технологий: наиболее распространённые технологии обучения, используемые учителями   школы:   личностно   ­   ориентированные   (80%),   игровые   (60%),   проектные   (60%), здоровьесберегающие (100%), проблемное обучение (30%).  Современные технологии позволяют стимулировать   активность,   обучают   рациональным   способам   постижения   учебного   материала, обеспечивают дифференцированный подход в обучении. Следующим   направлением   содержательно­методического компонента  образовательной среды является  информатизация    урочной   и   внеурочной   деятельности   школы.   По   решению Управляющего совета  в учебном плане школы  за счет   часов  школьного  компонента усилена предметная   область   «информатика»   в   7   классе;   по   запросу   родителей   открыты   два   кружка, работающих на базе компьютерного кабинета: «Инфознайка» для учащихся начальной школы и «Компьютерный мир» для учащихся основной школы. Руководит занятиями учитель русского языка   и   литературы.   Да   она   не   профессионал,   но   её   интерес   к   данному   виду   деятельности помогает детям освоить компьютерные технологии, создавать продукты и даже представлять свои работы на конкурсах разного   уровня (на слайде будут результаты: дипломант Всероссийского конкурса «Видеоталант», видеоролик «Мама, милая мама»). Для того, чтобы руководителю было легче работать, а также с целью расширения знаний о возможностях различных компьютерных программ,   приобщению   детей   к   прекрасному   у   нас   заключен   договор   взаимодействия   со Сланцевским ЦИТ, в соответствии с договором разработан план практических мероприятий, в рамках  которого  у наших  детей  есть  возможность виртуально  совершать  экскурсии  по залам Русского   музея,   что   благотворно   влияет   на   развитие   эстетического   вкуса   детей,     является дополнительным ресурсом для духовного обогащения, а учителям получать профессиональные консультации по вопросам использования ИКТ.  Благодаря  взаимодействию со Сланцевским ЦИТ  шире стали использоваться образовательные  возможности Интернет – ресурсов, что позволило нам увеличить количество дистанционных  конкурсов и олимпиад, в которых принимают участие не только дети, но и дети совместно с  родителями  Для любой городской школы   такие достижения ­ более, чем скромные, но в школе с   малой наполняемостью  классов   важны успехи каждого ребенка. Благодаря   профессиональному   консультированию   специалиста   Сланцевского   центра информационных технологий, у наших учителей стали появляться собственные сайты. Одним   из   важных   ресурсов  образовательной   среды   нашей   школы    является   музей  боевой   и трудовой славы «Истоки». Он  хранит прошлое, живет настоящим и смотрит в будущее. Музейная педагогика   является   уникальным   средством   для   решения   многих   воспитательных   и образовательных   проблем:   возрождение   и   развитие   духовно   –   нравственных   ценностей. Материалы школьного музея используются как на уроках, так и  во внеурочной деятельности. Основными   формами   работы   являются   беседы,   встречи,   экскурсии,   исследования,   проекты. Сегодня полностью реализованы два проекта «Книга памяти» и «Живая история: «Я видел ту войну…». Социально­деятельностный компонент: Как   уже   было   ранее   сказано,   формирование   образовательной   среды   осуществляется   в соответствии с познавательными интересами учащихся. Именно поэтому в этом учебном году в основной   школе   открыт   кружок   «Удивительное   рядом»,   основной   целью   которого   является приобщение   детей   к   удивительному   миру   природы.   А   открыли   мы   этот   интерес   в   ходе наблюдения, как две девочки нежно ухаживали за цветами в классе, а спустя недели две­три принесли новые растения. Вот тут и родилась мысль помочь им в развитии их интереса. Учитель биологии   с   удовольствием   согласилась.   Основными   формами   кружка   являются   исследование, выращивание,   проект.   В   данный   момент   ребята   реализуют   проект   комнатные   лекарственные растения   и   сегодня   мы   с   Вами   в   ходе   экскурсии   сможем   увидеть   промежуточный   результат реализации проекта. В   соответствии   с   п.22     ФГОС   созданы   условия   для   комплексного   взаимодействия образовательных   учреждений,   обеспечивающего   возможность   восполнения   недостающих кадровых ресурсов за счет социального партнерства: 1. В школе отсутствует по штатному расписанию библиотекарь. Поэтому с целью развития обучающихся, привития интереса к чтению, расширения кругозора нами заключен договор с   сельской   библиотекой   и   составлен   совместный   план   взаимодействия   со   Сланцевской городской   библиотекой.   Основными   формами   работы   являются:   библиотечные   уроки, выставки, встречи с интересными людьми (писателями, краеведами), посещение семинаров, проводимых на базе Сланцевской городской библиотеки. 2. Для более эффективной реализации программы «Духовно­нравственного воспитания», с целью  формирования интереса учащихся к  культуре, традициям, обычаям родного края систематизировано   взаимодействие   с   народным   фольклорно­этнографическим коллективом   д.Рудно   под   руководством   Е.Т.Беляцкой.   Основными   формами   работы являются:   беседы   о   традициях   края,   прослушивание   аудиозаписей,   просмотр видеосюжетов,   разучивание   песен,   хороводов,   народных   игр,   совместные   репетиции     с хором. Занятия проводятся еженедельно. Уже сшиты сарафаны для девочек, идет пошив рубашек для мальчиков. Помогают в этом и родители. 3. Налажено тесное сотрудничество с МОУ ДОД «Сланцевская ДЮСШ». Заключен договор взаимодействия,   составлен   план.   Такое   сотрудничество   помогает   нам   реализовать подпрограмму программы развития «Шаги к здоровью». Основными формами являются: совместное проведение Дней здоровья (2 раза), соревнования, мастер­классы, беседы. С помощью работников ДЮСШ мы организуем и проводим школьные мероприятия. 4. Не могу не сказать и о взаимодействии с МОУ «Сланцевская школа № 6», которая в этом году   любезно   откликнулись   на   нашу   просьбу   посещать   бассейн.   Это   способствует сохранению   и   укреплению   здоровья.   Опять   таки,   привлекаются   родители   в   качестве сопровождающих.   За   время   занятий   8   человек   научились   плавать,   6   человек усовершенствовали свои навыки. Вообще для формирования правильных путей образовательной среды, направленных на развитие субъектной позиции учащихся, важна тесная связь с родителями. Мы  посвящаем их в то, что происходит на занятиях, пытаемся вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного   участия   в   расширении   представлений   детей   о   различных   аспектах.   Этому способствуют и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться   за   помощью   к   родителям:   консультироваться,   обсуждать   возможные   варианты решений и способы их доказательства. Особенно активно этим пользуются учителя начальных классов и учитель истории. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о результатах занятий, консультации, собрания,  проведение совместных мероприятий,   Я убеждена в том, что не нужно начинать проектирование образовательной среды с нуля. Очень конкурсах. участие     в   важно найти в коллективном опыте школы те точки опоры, которые могут стать точками роста для всего педагогического коллектива. Создание образовательной среды в школе, как показывает анализ практики, дело далеко не простое и быстрое. Но дорогу осилит идущий.

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»

Выступление на дне руководителя по теме  «Формирование образовательной среды в условиях сельской школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019