«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»
Оценка 4.6

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
15.04.2019
«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка. Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика».docx
«Эффективность урока­стимул к успеху учителя и ученика» Технология успеха обучения «Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению».       Вопрос   качества,   а   значит,   современности   урока   волнует   всех.   Все   понимают,   что современный   урок   соответствующий   современным   требованиям   подготовки конкурентоспособного   выпускника   с   оптимальным   уровнем   качества   образовательной подготовки,   владеющего   ключевыми   компетенциями   и   имеющего   способность   к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на общества.          Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи   зачастую   теми   средствами,   которые   не   могут   привести   к   ожидаемому положительному результату. социального выполнение       заказа   «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких­либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.        Одно   из   важнейших   условий   эффективности   учебного   процесса   – воспитание познавательного   интереса   у   школьников.  Познавательный   интерес   –   это   глубинный внутренний   мотив,   основанный   на   свойственной   человеку   врожденной   познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем­то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса   у   школьников   является   показателем   серьезных   недостатков   в   организации обучения.      Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации   процесса   целенаправленного   взаимодействия   (деятельности   и   общения) учителя   и   учащихся,   включающая   содержание,   формы,   методы   и   средства   обучения   и систематически   применяемая   для   решения   задач   образования,   воспитания   и   развития ученика.       Учебный   труд,   как   и   всякий   другой,   интересен   тогда,   когда   он   разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость,   эмоциональность   учебного   материала,   взволнованность   самого   учителя   с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.        Занимательность   –   необходимое   средство   возбуждать   и   поддерживать   внимание   и интерес к предмету.        У   каждого   учителя   свои   методические   подходы,   методические   приёмы,   которые позволяют   успешно   проводить   уроки.   Но   при   подготовке   и   планировании   урока   он осуществляет   целый   комплекс   действий,   решает   психологические,   дидактические, методические, организационные задачи.      Учитывается особенности класса: * уровень успеваемости, * отношение к предмету, * темп работы, * подготовленность учащихся, * отношение к дисциплине,  * индивидуальные особенности.     Для себя он всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи.   Большую   роль   играют   интуиция,   личность   учителя,   владение   им   ситуацией   на уроке, наличие у него психологических знаний.        Результат   эффективности   деятельности   на   уроке   зависит   от   профессионализма учителя, а именно: v     знания предмета  v     культуры общения  v     любви к детям         Конечно   же хочется,   чтобы   урок   был   интересным,   ведь   интересный   урок   –   это активизация   интеллектуальных   и   волевых   процессов,   их   взаимопроникновение   и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным  вовлечь  ученика  в  процесс   самостоятельного   поиска,  возбудить   у  учеников интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок.       Проработав 17лет в  школе, я поняла, что современный  учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой­то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении. Создание   педагогических   ситуаций   общения   на   уроке,   позволяющих   каждому   ученику проявлять   инициативу,   самостоятельность,   избирательность   в   способах   работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.        За   время   своей   педагогической   деятельности   я   заметила,   что   одна   из   составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им   предложены   такие   условия   обучения   и   предъявлены   такие   требования,   которые превышают   уровень  их   развития.   Этого   можно  избежать,   если   с   первых   школьных   лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.         Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.   Организация   обучения   учащихся   начальной   школы,   ориентированная   на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное   ­   то   желание,   с   которым   многие   малыши   идут   в   школу,   у   них   не   только   не пропадет, но и умножится.        Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают   учебный   материал,   другие   усваивают   его   с   трудом;   одни   очень   активны   в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких  результатов при обучении   можно   только   при   условии   учёта   индивидуально­психологических   развитий школьника.          Исторически сложились на ранней стадии развития человечества два вида обучения: групповое и индивидуальное. При индивидуальном обучении наставник обучал каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп и способности. Групповое обучение предполагало работу наставника, учителя с группой учеников.     На своих уроках я применяю разные виды работ и  разноуровневые задания для слабых, средних,   сильных.   При   индивидуальной   работе   я   предлагаю   детям   карточки: соответственно   базовый,   повышенной   трудности,   творческий).   Аналогичные   задания предлагаются   учащимся   и   на   других   уроках.   При   этом   я   имею   возможность   увидеть продвижение   одних   и   отставание   других,   а   ученик   имеет   возможность   постепенно переходить   от   менее   трудных   заданий   к   более   сложным.   Благодаря   такому   подходу активизируется   мыслительная   деятельность   учащихся   и   поддерживается   их   интерес   к знаниям          Работая   по   традиционной   программе,   я   стараюсь   использовать   на   своих   уроках элементы   развивающего   обучения   и   ставить   перед   собой   цели,   отличающиеся   от традиционного урока. Работая   над   темой   «Активизация   познавательной   деятельности   учащихся   на   уроках», выстроила методическую систему  «Технология успеха обучения».           Цель технологии: ­       активизировать учебное познание; ­       ориентировать и формировать личностный смысл учения; ­       строить логическую структуру учебной информации; ­       адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач; Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?   Как? и т. д. Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.     Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: ­       проанализировать методическую литературу по данному вопросу; ­       разработать систему уроков, заданий; ­       помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью; ­       вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться; ­       создать обстановку комфортности для ученика; ­       развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески; ­       дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.        Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю,  я делаю – я понимаю».  (Китайская пословица) Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей»      Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой». Я начинаю урок с арифметической минутки, предлагая для решения примеры, содержащие много действий, но выполнение их устное и индивидуальное. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда   им   предлагается   исправить   преднамеренно  сделанные   ошибки   в   решении.   Уроки оживляю задачами­шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п.        Включаю в урок элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс   обучения   интересным   и   занимательным,   создаёт   у   детей   бодрое   рабочее настроение,   облегчает   преодоление   трудностей   в   усвоении   учебного   материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают   и   усиливают   интерес   детей   к   учебному   предмету.   Увлекшись,   дети   не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.    Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в   частности   в   учении   необходим   успех.   Переживание   успеха   может   быть   вызвано различными причинами.        Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким. Успех   сугубо   индивидуален.   Учебный   успех   зависит   ещё   и   от   того,   что   человек «может».   Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Есть ученики,   для   которых   последовательное,   логически   выдержанное   изложение   материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.  А добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать   их   стремление   к   более   глубокому   познанию   изучаемых   предметов   путём формирования   их   познавательной   активности.   Следовательно,   если   ситуацию   успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.          Этапы создания ситуации успеха: 1.  Мотивационный этап, т.е. сформировать мотив достижения. 2.   Организационный   этап. Стараюсь   обеспечить   ученика   условиями   для   успешного выполнения   задания   (с   учётом   индивидуальных   способностей   и   личностных   качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.       Успех   ученика,   конечно   же,   зависит   от   того   объёма   знаний   по   предмету,   которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…           Цели,   которые   я   ставлю   перед   собой   в   моей   педагогической   деятельности, следующие: Подвести   детей   к   предмету   обучения,   раскрывающему   логику   научных   знаний. Сформировать учебную деятельность.  Использовать все возможности периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы обучения для интеллектуального развития детей,   формирование   личности,   владеющей   подлинно   познавательной   мотивацией, самоконтролем   и   самооценкой   в   учебной   работе;   владеющей   научным   мышлением, имеющей чёткие .        Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала  и  в  значительной  мере  от методов  обучения,  которые  должны  обеспечивать максимально  комфортное  для   детей  общение   с  учителем.   Поэтому  одним  из  способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки­сказки, уроки­путешествия, уроки в форме игр и т.д,         Главной   задачей   является   привитие   интереса   к   учебным   предметам   и   удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда   учащиеся   работают   с   познавательной   литературой,   энциклопедией,   выступают   с докладами, рефератами и т.д.      По данной теме я работаю второй год и буду продолжать работать в дальнейшем, так как видна положительная динамика в обучении и воспитании учащихся.      Завершающим этапом в моей работе с учащимися по данной теме к 4 классу является: У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.      Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.     Наибольший   активизирующий   эффект   на   уроках   дают   ситуации,   в   которых        обучаемые должны:  ­ самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;  ­ отстаивать своё мнение;  ­ принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;  ­ задавать вопросы своим товарищам; ­ оценивать ответы и письменные работы товарищей; ­ объяснять более слабым ученикам непонятные задания;  ­ находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;  ­   проверить   результаты   своих   действий   (самопроверка),   анализировать   личные познавательные и практические действия;  ­ решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.       Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании классно­ урочной   формы,   необходима   планомерная   и   системная   внеклассная,   индивидуальная работа с учащимися. 3. Итоговый этап.         На   этом   этапе   ставлю   основную   цель:   организовать   работу   таким   образом,   чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.         Итог   учебной   работы   обычно   сводится   к   отметке,   что   оказывается   болезненным. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.     Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.         Особого   внимания   требуют   к   себе   слабоуспевающие   ученики,   к   которым   можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.        Эффективность   ситуации   успеха   в   учебной   деятельности   проверяется   не   только наличием активного отношения к учёбе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Я должна, как учитель не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для развития личности конкретного ученика. В   итоге   подчеркну,   что   ситуация   успеха   только   тогда   становится   действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она: ­       организуется на всех этапах учебного процесса; ­       усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; ­        реализуется   с   учётом   индивидуальных   особенностей   учащихся,   что   находит   своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником;   Результатом моей работы является: 1. 2. Развиваются как О У и Н, так и специальные. Повышается уровень качества знаний по предметам         Пробуждая интереса к предметам, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараюсь развивать   творческие   возможности   у   слабых   учеников,   не   даю   остановиться   в   своём развитии   более   способным   детям,   учу   воспитывать   силу   воли,   твёрдый   характер   и целеустремлённость   при   решении   сложных   задач.   Всё   это   есть   воспитание   творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предметам, для развития их познавательной активности необходим поиск   дополнительных   средств,   стимулирующих   развитие   общей   активности, самостоятельности,  личной инициативы и творчества учащихся.         По этим причинам я веду собственный поиск :«Как сделать уроки интересными для ребят,   как   построить   урок   так,   чтобы   дать   возможность   ученикам   развивать   свои индивидуальные возможности? »         «Я  верю   в  каждого  ребёнка,   верю  и   люблю  его   такого,  каков  он  есть,  стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других».          Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы  и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога  и  саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое. Рекомендации учителю ∙  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. ∙  Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. ∙   Не бойся признаться в своем незнании какого­нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. ∙  Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. ∙  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок ­ это частичка   жизни   ребенка.   Он   не   должен   быть   скованным   и   зажатым.   Формируй   в   нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую. ∙   Стремись   к   тому,   чтобы   твои   уроки   не   стали   шаблонными,   проведенными   "по трафарету".   Пусть   на   уроках   свершаются   открытия,   рождаются   истины,   покоряются вершины, продолжаются поиски. ∙   Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание ­ вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. ∙  Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. ∙   Неси   детям   добрую   энергию   и   всегда   помни,   что   "ученик   ­   это   не   сосуд,   который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь". ∙   Помни,   двойка   очень   вредна   и   для   формирования   характера.   Найди   возможным   не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. ∙  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. ∙   Ученик  всегда  в  обучении  должен  преодолевать  трудность.  Ибо только  в  трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. ∙  Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. ∙  Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, ­ не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. ∙  Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. ∙   Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. ∙   В общении с родителями своих учеников помни, что их дети ­ самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. ∙   Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. ∙   Живи   с   детьми   полной   жизнью.   Радуйся   и   огорчайся   вместе   с   ними.   Увлекайся   и удивляйся.   Шути   и   наставляй.   Учи   быть   нетерпеливыми   ко   лжи   и   насилию.   Учи справедливости, упорству, правдивости. ∙  Не воспитывай слишком самонадеянных ­ их будут избегать; слишком скромных ­ их не будут   уважать;   слишком   болтливых   ­   на   них   не   будут   обращать   внимания;   слишком молчаливых ­ с ними не будут считаться; слишком суровых ­ от них отмахнутся; слишком добрых ­ их растопчут. ∙  Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»

«Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019