Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах
Оценка 4.6

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
06.11.2017
Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах
В начальной школе учащиеся знакомятся с курсом "Азбука нравственности". Это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В первом классе у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих классах, с развитием способности к абстрагированию, дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения.Выступление на ГМО по обобщению опыта.
Выступление на ГМО.doc
Халтуринская Оксана Владимировна учитель начальных классов высшей категории «МОУ СОШ № 4 г.Коряжмы» Выступление на городском методическом объединении классных руководителей по теме:  «Азбука нравственности» в начальных классах На свете нет двух во всем одинаковых людей, поэтому каждый человек по сути своей уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми надо уметь взаимодействовать. Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и   ощущений.   Поэтому   очень   важно   допускать   и   принимать   иное мироощущение. В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе   образования   и   воспитания   стал   нравственный   аспект.   Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа   сегодня   в   силу   необходимости   является   главным,   если   не единственным, центром нравственного развития и воспитания детей. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Как правило, педагоги   сосредотачивают   свои   усилия   только   на   тренировке   детей   в различных   учебных   умениях:   чтении,   письме,   счете.   При   этом   многие забывают,   что   ребенок   в   школе   не   только   читает,   пишет   и   считает,   но чувствует,   переживает,   размышляет,   оценивает   себя,   друзей,   взрослых.   А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать   человек,   главнейшая   есть   наука   о   том,   как   жить,   делая   как   можно меньше зла, как можно больше добра. В   начальной   школе   учащиеся   знакомятся   с   курсом   "Азбука нравственности".   Это   вводная   часть   нравственного   просвещения   детей   на уровне   формирования   у   них   систематических   первичных   представлений   о нравственности.   В   первом   классе   у   детей   преобладает   наглядно­образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих   классах,   с   развитием   способности   к   абстрагированию,   дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения.  В своей работе я широко использую различные методы:  ­   игровые   формы   с   элементами   художественного   рассказывания; театрализованные уроки;  ­ уроки­путешествия,  ­ рисование под музыку,  ­ работу с пословицами и стихами.  Провожу этические беседы, устные размышления на нравственные темы, разыгрывание жизненных ситуаций. Одним   из   важнейших   способов   нравственного   образования,   наряду   с традиционными, является тренинг, так как имеет не только теоретическую, но и практическую составляющую. Тренинг   ­   это   практическая   игровая   ситуация,   в   которой   учащиеся могут  попробовать  реализовать  себя  в  разных ипостасях, побывать  в  роли "морального   противника",   поработать   "экспертом"   и   дать   оценку происходящему. Жан Жак Руссо говорил: "Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", поэтому тренинг и является упражнением,   позволяющим   тренировать   душевные   качества:   доброту, отзывчивость. ­ Отдай! Это мой карандаш! ­ Не твой! Я его из дома принесла!.. Конфликты… К сожалению, это часть повседневной жизни. Из своего личного   опыта   я   поняла,  что   дети  (особенно   маленькие)   научатся   гораздо большему не из наших слов обо всем этом, а если увидят, как мы, взрослые, на деле отвечаем на агрессию и конфликт. Если спросить детей: "Что бы вы сделали, если бы вас кто­нибудь толкнул?", то ребята обычно отвечают: "Я бы тоже толкнул его". Как правило, дети не видят никаких альтернатив насилию. Используя   тренинговые   упражнения,   я   учу   детей   формировать   свои собственные альтернативные варианты решения конфликтов. Они узнают, что таких альтернатив намного больше, чем им казалось раньше. Благодаря   своей   связи   с   реальной   жизнью,   процесс   исследования альтернативных   решений   конфликтной   ситуации   учит   детей ненасильственному   разрешению   конфликтов,   помогает   им   прояснить   свои собственные   ценности,   что   является   необходимым   условием   творческого разрешения   конфликтов.   Когда   дети   работают   вместе,   общаются   и поддерживают друг друга, у них развивается чувство взаимного уважения и желание вместе решать проблемы. Так,   применяя   упражнение   "Ситуация",   дети   анализируют   и   решают проблемы,   используя   литературные   источники   (например:   Что   должны сделать герои сказок ­ Маша и три медведя, Красная Шапочка и Серый Волк; Волк и три поросёнка ­ чтобы всегда жить дружно?) или жизненные ситуации (например: Мимо проходил одноклассник и столкнул с твоей парты учебники. Твои действия?) При   выполнении   этого   упражнения   я   использую   некоторые   приемы ролевой игры: "Замри"!   ­   прием,   который   позволяет   остановить   ситуацию   и разобраться, почему герои поступают именно так или что они чувствуют по поводу происходящего;  "Поменяйтесь ролями" ­ прием, который помогает детям взглянуть на обе стороны конфликта, пережить состояние своего оппонента, понять точки зрения друг друга.  На уроках "Азбука нравственности" система нравственных ценностей рассматривается   через   пословицы   и   поговорки,   которые   заставляют   детей задуматься над своими поступками, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение. Рассматривая   различные   качества   людей   на   уроках,   я   использую   игровые ситуации, помогающие детям лучше запомнить информацию, когда ребенок не только слышит, но и имеет возможность потрогать изучаемый объект.  Так,   например,   для   усвоения   понятия   "сердечность"   выполняется упражнение   "Мягкое   сердце"   (для   его   выполнения   необходима   мягкая игрушка в виде сердца). Дети вспоминают, какого человека можно назвать сердечным (того, кто умеет любить других).  Затем учитель говорит: "Но, к сожалению, на земле есть люди, которые не   умеют   любить,   потому   что   их   сердце   зачерствело.   Их   называют бессердечными".   Показывая   игрушку­сердце,   предлагает   детям   поучиться делать свое сердце мягким и любящим, дает потрогать сердечко и просит детей перечислить, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого   сердца   (это   могут   быть:   мама,   папа,   друзья   и   даже   любимые игрушки).   Держась   рукой   за   сердце,   дети   представляют   свое   собственное сердце таким же мягким, как то, за которое они держатся. И из этого мягкого сердечка можно послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Используются   разнообразные   формы   и   приемы:   беседа,   разъяснение, диалог,   игра,   рисование,   обсуждение,   коллективное   чтение,   упражнение   в правильном   поведении,   проект, прослушивание   музыкальных   произведений,   просмотр   видеофильма,   спор­ дискуссия,   викторина,   тренинг,   урок­путешествие,   родительское   собрание, коллективная   игра,   праздники,   концерты   для   родителей,   выставки   работ, посещение музеев, экскурсии.   инсценирование,   поиск,   доклад, Использование   на   уроках   художественно­эмоционального   и музыкального   оформления   также   способствует   закреплению   и   развитию представления детей о нормах и правилах поведения и о соответствующих им нравственных качествах личности. Влияние уроков «Азбуки нравственности» на адаптацию первоклассников Первый класс ­ один из существенных критических периодов в жизни детей. Сентябрь, октябрь, ноябрь ­ адаптивный период первоклассников. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни школьника в социально­психологическом плане. Школьная   адаптация   ­   процесс   активного   приспособления   ребенка   к условиям новой социальной среды. Важнейшими её аспектами является: ­ освоение нового пространства; ­ принятие роли ученика; ­ понимание требований и традиций школы; ­ определение своего места в детском коллективе; ­ выработка характера отношений с взрослыми; ­ привыкание к новому режиму жизнедеятельности; ­   способность   успешно   развиваться   в   психологическом,   личностном   и социальном планах. Начало обучения ­ это не только новые условия жизни и деятельности человека ­ это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Учебная   деятельность   носит   коллективный   характер,   именно   поэтому ребенок   должен   обладать   определенными   навыками   общения   со сверстниками, умением вместе работать. Первоклассник должен принять новые требования учителя, касающиеся его   поведения   в   школе,   отношений   со   сверстниками,   подчиниться   новому режиму дня, распорядку занятий. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственно­этических выводов. Работая   в   режиме   эксперимента   по   проблеме:   "Нравственное образование в средней школе" мы обратили внимание, что процессу адаптации первоклассников способствуют уроки в 1­4 классах "Азбука нравственности". Эти уроки направлены на развитие и формирование у учащихся важнейших аспектов школьной адаптации. Они помогают:  ­ быстрее освоить новое пространство, принять роль учителя, понять и принять требование и традиции школы,  ­ выработать характер отношений со взрослыми и одноклассниками,  ­ формировать нравственные взгляды детей на нормы поведения  ­ успешному развитию в психологическом, личностном и социальном планах. В адаптационный период основное внимание уделяется ознакомлению детей   с   наглядными   представлениями   о   нравственности   и   с   правилами культуры   поведения.   Это   правила   поведения   на   уроке,   на   перемене,   в раздевалке, во дворе школы, дома, на улице. Вот основные темы первого полугодия. 1­2. Правила поведения на уроке и на перемене. 3. Правила поведения в гардеробе. 4. Правила поведения в столовой. 5. Правила поведения в библиотеке. 6. Правила поведения на школьном дворе. 7­8.Что такое "добро" и "зло". В   адаптационный   период   первоклассники   учатся   строить   отношения "учитель ­ ученик", "ученик ­ ученик". Уроки "Азбуки нравственности" ­ это целостная система нравственного образования ребенка, и они красной нитью проходят через весь учебный процесс. Нравственное образование в школе предусматривает не только введение этого   предмета   в   учебный   план,   но   и   внеклассную   работу   по   программе нравственного образования. Это способствует раскрытию эмоциональной сферы ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими.   При   этом   нравственное   чувство   и   нравственное   сознание школьников   ведут   к   значительному   сокращению   и   сглаживанию адаптационного периода. Учить творить добро Проблемы нравственного образования в школе на современном этапе жизни общества приобретают особую актуальность и значимость. В основу нашей работы с детьми по нравственному образованию была положена   идея   Сухомлинского   В.А.   о   том,   что   ввести   ребенка   в   мир человеческих отношений ­ одна из важных задач воспитания личности ребенка школьного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Для   формирования   нравственных   качеств   личности   ребенка   в   школе нами используются следующие средства: 1.   Беседа.   Примерные   темы   бесед:   "Будь   всегда   вежливым",   "Что хорошо,   что   плохо   и   почему",   "Ваши   добрые   поступки",   "Чем   можно порадовать маму", "Что такое дружба?" и т.д. 2.   Чтение   и   анализ   художественных   произведений.   Литературный материал не заменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки  других, чем свои собственные. Для всестороннего   развития   личности   мы   включает   детей   в   различную деятельность, связанную с художественным творчеством (например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок). 3.   При   помощи   игры   можно   решать   самые   разные   коррекционные задачи:   одна   и   та   же   игра   для   одного   ребенка   может   быть   средством преодоления   страха,   повышения   самооценки;   для   другого   ­   средством оказания   тонизирующего   эффекта,   для   третьего   ­   школа   развития нравственных   чувств,   гуманных   отношений   со   сверстниками.   В   работе   с детьми   нами   используются   коллективные   игры­занятия,   игры­упражнения, игры­инсценировки, игры­сказки, сюжетно­ролевые игры.  Работа   по   развитию   у   школьника   нравственных   качеств   ведется совместно с родителями: им сообщается о достижениях и проблемах детей, консультируются с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляются тормозящие факторы развития, родители обучаются приемам и методам нравственного  воспитания  в  семье. С целью  установления  тесных контактов с семьей используются следующие методы:  общие и групповые родительские собрания; ­ консультации; ­ совместные праздники и утренники. Программа   нравственного   воспитания   школьников   является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения.   Учитель   ежедневно   устанавливает   душевную   связь   с   ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. В   качестве   примера   можно   привести   сценарий   утренника   для школьников младших классов: "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть" Оборудование: пословицы о доброте и вежливости, сочинения детей на тему "Что такое вежливость и доброта", фонограммы песен: "Если добрый ты", "Улыбка", рисунки детей "Делай добро"; "Помоги тем, кому трудно". Учитель:  Уважаемые   гости,   ребята.   Сегодня   мы   собрались   с   вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте всем известную песенку и спойте вместе. (Фонограмма "Если добрый ты") Учитель: Чему учит нас эта песня? (Доброте) Тема   нашего   утренника   "Чтобы   радость   людям   дарить,   нужно   добрым   и вежливым быть". Не только о доброте и о вежливости пойдет сегодня у нас разговор. Вежливость ­ одно из важнейших качеств воспитанного человека. До ХVI в. "вежа" означало "знаток", ­ тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила вежливости: 1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. 2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. 3. Вежливый человек не отвечает грубость на грубость. 4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Поиграем в игру "Вежливо­невежливо". Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если действия были вежливыми, то вы поднимете зеленый шар, а если нет, то ­ красный. (Детям раздаются воздушные шары ­ красные и зеленые). ­ Поздороваться при встрече … (вежливо) ­ Толкнуть, не извиниться… (невежливо) ­ Помочь подняться, поднять упавшую вещь… (вежливо) ­ Не встать, обращаясь к учителю … (невежливо) ­ Взять билет в трамвае… (вежливо) ­ Не уступить место пожилому… (невежливо) Учитель:  А   теперь   поговорим   о   поступках   с   позиции   вежливого человека. Определите правильность решения ситуации. 1) Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На   бегу   он   случайно   задел   свою   одноклассницу,   наткнулся   на   учителя; протискиваясь, он зацепил чью­то пуговицу, и она отлетела. ­ Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих? 2) Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала   ему   язык.   Слава   шутливо   щелкнул   его   по   затылку,   Надя передразнила его походку. ­ Каким будет настроение у Игоря? ­ Почему? 3) Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов? ­ Он допустил 4 ошибка. Назовите их. Исправьте его. 4) Одна девочка жаловалась маме: ­ Во дворе меня один мальчишка зовет Галька ­ А как ты его зовешь? ­ спросила мама ­ Я ему просто кричу: "Эй, ты!" ­ Права ли Галя? Учитель:  Не   только   слова   должны   быть   у   нас   вежливыми,   но   и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова… Поэтическая игра "Словарь вежливых слов" 1. Растает ледяная глыба От слова теплого (спасибо) 2. Зазеленеет старый пень,  когда услышит (добрый день) 3. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо) 4. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь, (здравствуйте) 5. Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста) 6. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания) Товарищи! Твердите С утра по словарю: Спасибо, извините, Позвольте, разрешите,  Я вас благодарю. Учитель: Скажите, вежливый человек может быть злым? Конечно, нет! Ведь   вежливость   тогда   настоящая,   когда   она   искренняя,   естественная.   А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде. Что такое доброта? "Добро"… ­ что скрыто за этим словом из 5 букв? (Зачитываются отрывки из сочинений детей) ­ Какой тайник человеческой души открывается этим ключом? Доброта ­ это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство ­ доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить ­ чего там больше, зла или добра. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек ­ это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит, охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло. В   одной   из   своих   сказок   "Белка   и   волк"   великий   русский   писатель   Л.Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле. ­   Какова   главная   мысль   этой   сказки?   (Хорошо   тому,   у   кого   доброе сердце) Давайте теперь поговорим об отношениях человека и животных. У   кого   из   вас   есть   домашние   животные?   Какие?   Как   вы   друг   к   другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту? Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет и человек предает друга. Как реагирует животное на это? (Ученик читает "Стихи о рыжей дворняге" Э. Асадова) Я думаю, что здесь не может быть никакого обсуждения. Собака   ­   это   преданность,   идущая   до   конца,   преданность   до   последнего вздоха ­ есть такие слова: "Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноко". Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной. "Сейте   разумное,   доброе,   вечное!"   ­   сказал   когда­то   поэт   Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас. Заключительное слово. О каких важных качествах человека мы сегодня говорили? Что для себя взяли? Изменится ли ваше отношение к окружающим в лучшую сторону? А эти шары ­ символ двух прекрасных качеств ­ доброта и вежливость, остаются у вас. Не стой в стороне равнодушно. Когда у кого­то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому­то, кому­то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря. Спасибо вам. Всего доброго!

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах

Выступление на ГМО классных руководителей "Азбука нравственности" в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017