Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Оценка 4.8

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
12.11.2018
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
В выступлении дана классификация зрения по степени его нарушения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу. Показаны проблемы, с которыми сталкиваются слабовидящие дети, раскрыты особенности обучения и воспитания такой категории обучающихся, так как ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений.Файл - текстовый документ.
Дети с нарушением зрения.docx
Особенности развития детей с нарушением зрения                                                                                               Дуплякина Л.А. Психолого­педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и  более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция  увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них  потерял зрение в детском возрасте.             Зрительный дефект ­ это биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность  зрения предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. При резком  снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим  миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения,  общения и обучения. То есть нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического  развития детей.                                                                                                                                  В зависимости от степени нарушения зрительной функции людей можно разделить  на  слепых  и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих. По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной): I. Слепые дети. К категории слепых (незрячих) относятся: *тотально слепые или дети с абсолютной слепотой (полностью отсутствуют зрительные  ощущения, что детерминирует неспособность отличить свет от тьмы, ориентироваться во  времени суток); *дети со светоощущением (имеют место только зрительные ощущения, что, с одной  стороны, обусловливает наличие способности воспринимать свет, с другой ­ не позволяет  данной группе учащихся воспринимать величину, форму, цвет объекта, степень его  удаленности); *дети с остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005  на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции, что позволяет данной группе лиц воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их  удаленности); *ДЕТИ С ПРОГРЕДИЕНТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ С СУЖЕНИЕМ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ (ДО 10­15 °) С  ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ ДО 0,08. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНИ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННО МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗРЕНИЕ.  В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:  *слепорожденные  —   это   дети   с   врожденной   тотальной   слепотой   или   ослепшие   в возрасте   до   трех   лет.   Они   не   имеют   зрительных   представлений,   и   весь   процесс психического   развития   осуществляется   в   условиях   полного   выпадения   зрительной системы;         *ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у  ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством  включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ослепших зрительные образы, то  произойдет постепенное их стирание. II. Слабовидящие дети. В категорию слабовидящих входят дети, у которых на фоне  органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа  зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном  глазу в условиях оптической коррекции. У данной категории людей нарушение остроты  зрения часто сочетается с нарушениями периферического зрения (сужение поля зрения до  35 °) или (и) цветоощущения. В качестве основной характеристики зрительных возможностей слабовидящих  выступает, с одной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с другой ­  возникновение на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений  (амблиопия, нистагм, косоглазие, отслойка сетчатки, смещение хрусталика, повышение  внутриглазного давления и др.). Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия   зрительный   анализатор   остается   основным   источником   восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Зрение детей, входящих в I­ю («слепые») и II­ю («слабовидящие») подкатегорию, как правило, можно улучшить незначительно либо вовсе невозможно. III.  Дети   с   пониженным   зрением  или   дети   с   пограничным   зрением   между слабовидением и нормой.           Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то чаще всего зрительные функции его глаз (прежде всего остроту зрения) можно восстановить путем лечения. По остроте зрения (особенно в период лечения) эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением», то есть с пограничным зрением между нормой. слабовидением и     Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.  Дети   с   нарушением   зрения,   относящиеся   к   подкатегории   «Дети   с   пониженным   в   специально   организованном   обучении   в   условиях   массовой зрением», общеобразовательной школы не нуждаются и с точки зрения инклюзивного образования не рассматриваются.   Однако   необходимо   учитывать,   что   в   период   проведения   лечения возможности поврежденного зрительного анализатора могут резко снизиться. На это время организация   обучения   должна   соответствовать   зрительным   возможностям   ребенка   с учетом  рекомендаций врача.   В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в  специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети,  имеющие: амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической  причины); миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость), астигматизм  (снижение преломляющей оптической системы глаза); косоглазие (нарушение  содружественного движения глаз) Необходимость изучения и оказания тифлопедагогической помощи таким детям  вызвана тем, что в образовательном процессе они испытывают значительные  трудности, связные со снижением остроты зрения, нарушениями зрительно­ моторной координации, бинокулярного зрения.  Негативное влияние на познавательную и учебную деятельность таких детей  оказывает, прежде всего, снижение остроты зрения. Трудности различения цветов и  оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей, а также  недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводят к  трудностям узнавания предметов и их изображений, смешению сходных по форме  изображений и предметов. Это снижает скорость и точность восприятия, негативно отражается на формировании как предметных, так и пространственных представлений. В  учебном процессе они испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради,  обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях.  Кроме снижения остроты зрения у многих из них имеет место нарушение  бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и  проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно­ следственных связей между персонажами и т. п.   Вместе с тем, вследствие часто возникающих нарушений зрительно­моторной  координации, у детей значительно снижается скорость и качество выполнения видов  работ, в основе которых лежит зрительное восприятие.  Частые ситуации неуспеха могут стать причиной заниженной самооценки у  такого ребенка, снизить положительную мотивацию к учебной деятельности и могут  явиться причиной формирования отрицательных качеств личности. Нарушение зрения (слепота, слабовидение) приводит к нарушению социальных  отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных  социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное  ситуативное поведение др.).  Ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной  ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении,  ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно­материальной среды, в овладении тонкостями межличностных  отношений. Человек с нарушением зрения не в состоянии самостоятельно обрести многие  навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения  (жест, мимика, пантомимика), и особенно спонтанным путем через естественное  наблюдение и подражание, как это имеет место у зрячих.  Характерной чертой, объединяющей всех детей с нарушением зрения, является чувство неуверенности. Дети не уверены в своих возможностях и ограничениях. При  этом излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности. Деятельность   ребенка   нормально   видящего   опирается   на   подражание   действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок без специально организованного обучения не способен   овладеть   самостоятельно   направленной   деятельностью   ввиду   отсутствия   или неполного,   а   иногда   и   искаженного   представления   о   предметах   окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.  Нарушения   зрения   неоднозначно   влияют   на   отдельные   структурные   компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни. Компенсация   и   коррекция   в   ходе   игровой,   познавательной   и   других   видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм,   способов   и   методов   педагогического   и   психологического   воздействия,   знание которых   является   необходимым   условием   не   только   профильных   специалистов,   но   и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей. Выпадение   или   нарушение   зрительных   функций   при   слепоте   приводит   к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном   включении   сохранных   органов   чувств,   существенная   роль   в   деятельности которых принадлежит вниманию. Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением   зрительных   ощущений   и   восприятия,   препятствует   развитию   внимания, отрицательно сказывается на его объёме, устойчивости, концентрации. В тоже время однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания. «Хотя   слепота   и   вносит   некоторые   специфические   особенности   в   развитие   и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития». [Выготский Л.С., 1983]. Это обусловлено тем, что внимание  формируется в деятельности и зависит от приобретённых   волевых,   эмоциональных   и   интеллектуальных   свойств   личности,   от активности человека. На   основе   словесных   объяснений,   подкрепляемых   доступными   для   слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих   недоступных   для   их   восприятия   предметах   и   явлениях   действительности. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе. Недостатки  произношения  ограничивают  круг  общения  детей  с  патологией  зрения,  что тормозит   формирование   ряда   качеств   личности   или   ведёт   к   появлению   отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.). Речь   слепых   при   правильном   формирующем   воздействии   со   стороны   родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности.  Утраченные   зрительные   функции   замещаются   большей   частью   деятельностью тактильного   и   кинестетического   анализаторов.   Это   касается   только   слепых.   У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение. При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная   чувствительность,   которая   проявляется   в   сфере   пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего   звуков   и   других   сигналов   предмета,   повышенную   способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Данные ощущения развиваются и совершенствуются   в процессе  познавательной  деятельности,  ориентации  в  окружающем пространстве,   в   быту.   Значительно   увеличивается   роль   вестибулярного   аппарата   для сохранения   равновесия   и   пространственной   ориентировки   в   связи   с   выключением зрительного контроля над положением тела в пространстве. Осязание   компенсирует   познавательные   и   контролирующие   функции   деятельности слепых.   Конечно,   полное   возмещение   утраченных   функций   невозможно.   Осязание   даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты. При   своевременной   коррекционной   работе   слепые   и   слабовидящие   приобретают необходимый   запас   представлений,   обеспечивающий   нормальную   ориентацию   в окружающей среде. Замедленное   развитие   процесса   запоминания   у   слепых   и   слабовидящих   имеет вторичный   характер.   Это   объясняется   недостатком   наглядно­действенного   опыта, несовершенством методов обучения таких детей. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.  Мыслительная   деятельность   слепых   подчиняется   в   своём   развитии   тем   же закономерностям, что и мышление нормально видящих. Важная   роль   в   компенсации   зрительной   депривации   принадлежит   «воссоздающему воображению».   При   его   помощи   слепые   на   основе   словесных   описаний   и   имеющихся зрительных,   осязательных,   слуховых   и   других   образов   формируют   образы   объектов, недоступных для непосредственного отражения. Ослепшие на основе сохранившихся зрительных представлений могут создавать новые яркие образы воображения, а наличие остаточного зрения расширяет возможности в этом виде психической деятельности. Сам факт отсутствия зрения для слепых не является фактором психологическим, они не   чувствуют   себя   «погружёнными   во   мрак».   Психологическим   фактором   слепота становится только тогда, когда они вступают в общение с нормально видящими людьми. На формирование   основных   свойств   личности   нарушения   зрения   влияют   лишь   косвенно, ведущая роль принадлежит социальным факторам (ограничение деятельности, негативный опыт общения с нормально видящими и т.п.). Характерной при слепоте и слабовидении является замедленность формирования  основных свойств восприятия: *активности, на которую влияет отставание в развитии двигательной сферы в целом, а  также в формировании установочных и обследующих движений, снижении активности  отражательной деятельности; *избирательности, что выражается в сужении круга интересов, меньшим по сравнению с  нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, что, обусловливая  снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего  мира, негативно сказывается на формировании представлений и понятий; *предметности, что проявляется в отражении лишь отдельных признаков предметов (как  при использовании остаточного зрения, так и в процессе осязания), исследовательские  действия не имеют планомерного и целенаправленного характера; *осмысленности и обобщенности, что проявляется в возникновении трудностей при  установлении связей между словом и предметом, словом и действием; при установлении  причинно­следственных связей между предметами и явлениями, выделении существенных  признаков и т. п., что, в свою очередь, детерминировано недостаточностью чувственного  опыта и снижением полноты и точности отображаемого; *апперцепции (осознанности, осмысленности), что проявляется в значительном ее  ослаблении, возникающем из­за бедности опыта, имеющего место у лиц с нарушениями  зрения по сравнению с нормально видящими; *константности, что выражается в значительном ее снижении и возникает в силу  сокращения у данной категории людей зоны константного восприятия. Кроме того, слепота и слабовидение нарушают одновременность и дистантность  зрительного восприятия. Вместе с тем, у слепых и слабовидящих возникают специфические особенности  общения (вербализм, формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности  речи, преобладание монологической речи и др.), психофизического развития  (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.). Кроме того, у лиц с  нарушениями зрения имеет место своеобразие эмоционально­волевой сферы (М. И.  Земцова, А.И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.). Между нарушениями  двигательной активности и своеобразием эмоционально­волевой сферы исследователями  отмечена определенная взаимосвязь: дети, перенесшие заболевания центральной нервной  системы, нередко имеют нарушения в поведении и работоспособности. Часто у них  отмечается раздражительность, плаксивость, склонность к аффектам. Нарушение  работоспособности может выражаться в неустойчивости внимания, снижении выполнения  объема задания, появлении ошибок, небрежности. При активизации волевых усилий,  стимулировании интереса к выполнению задания эти проявления возможно преодолеть. Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих  детей конкретных специфических трудностей в учебно­познавательной деятельности, которые и определяют особые образовательные потребности учащихся этой  категории. Следствием недостаточности зрения или слепоты является отставание в  интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии. Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование  нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих детей  создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной  специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро­ и  макропространстве и др.), выработке координации глаз­рука, мелкой и крупной моторики.  Низкий уровень развития зрительно­моторной координации, плохое  запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по  написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв  обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в  том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических  средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами.  Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,  обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у детей с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии  познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.  Существует особая потребность учащихся с нарушениями зрения в овладении широким  спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на основе зрительного восприятия. также существует потребность в формировании целого  ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в  условиях ограничения зрительного восприятия. В связи с этим перед  инклюзивной школой, в которой обучаются слепые и/или  слабовидящие дети, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных  задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и  недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в  развитии. В условиях адекватно созданной специальной образовательной среды в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения появляется возможность реализовать  следующие необходимые функции: учебно­воспитательную, коррекционно­развивающую,  офтальмо­гигиеническую, лечебно­восстановительную, социально­адаптационную и  профориентационную. В период школьного инклюзивного обучения дети с нарушениями зрения не  только получают общеобразовательную подготовку, но и проходят адаптацию к  жизни и труду в контакте со зрячими людьми. Это позволяет накопить им  определенный социальный и коммуникативный опыт, преодолеть страх перед общением со  зрячими, сформировать большую уверенность в пространственной ориентации и передвижении, сформировать адекватное представление о себе, своих способностях и  возможностях, повысить свой социальный статус. При включении ребенка с нарушением зрения в инклюзивное образовательное  пространство крайне важен учет его психофизиологических особенностей и медицинских  показаний и противопоказаний, сформулированных в рекомендациях ПМПК в  индивидуальной программе комплексной реабилитации. При создании специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной  организации для любой категории лиц с ограниченными возможностями учитываются как  общие для всех людей с особыми образовательными потребностями недостатки развития,  так и особенности, свойственные только детям с нарушениями зрения. Таким   образом,   определение   и   изучение   психики   слепых   и   её   особенностей,   правильная организация процесса обучения дает возможность создать условия для обеспечения качественной подготовки   слепых   и   слабовидящих   к   профессиональной   деятельности.   В   истории   достаточно примеров, подтверждающих тот факт, что включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства является перспективным, эффективным и экономически выгодным.   Активное   участие   человека   со   зрительной   депривацией   в   трудовой   деятельности позволяет   ощутить   себя   полноценным   членом   общества,   создаёт   условия   для   формирования самостоятельной,   конкурентно   способной,   разносторонне   развитой   личности,   открывает   новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране.

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№

Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018