Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
12.11.2018
В выступлении дана классификация зрения по степени его нарушения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу. Показаны проблемы, с которыми сталкиваются слабовидящие дети, раскрыты особенности обучения и воспитания такой категории обучающихся, так как ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений.Файл - текстовый документ.
Дети с нарушением зрения.docx
Особенности развития детей с нарушением зрения
Дуплякина Л.А.
Психологопедагогическая характеристика детей с нарушением зрения.
По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и
более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция
увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них
потерял зрение в детском возрасте.
Зрительный дефект это биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность
зрения предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. При резком
снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим
миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения,
общения и обучения. То есть нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического
развития детей.
В зависимости от степени нарушения зрительной функции людей можно разделить на
слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих.
По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу
выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):
I. Слепые дети. К категории слепых (незрячих) относятся:
*тотально слепые или дети с абсолютной слепотой (полностью отсутствуют зрительные
ощущения, что детерминирует неспособность отличить свет от тьмы, ориентироваться во
времени суток);
*дети со светоощущением (имеют место только зрительные ощущения, что, с одной
стороны, обусловливает наличие способности воспринимать свет, с другой не позволяет
данной группе учащихся воспринимать величину, форму, цвет объекта, степень его
удаленности);
*дети с остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005
на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции, что позволяет данной группе лиц
воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их
удаленности); *ДЕТИ С ПРОГРЕДИЕНТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ С СУЖЕНИЕМ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ (ДО 1015 °) С
ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ ДО 0,08.
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНИ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННО
МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗРЕНИЕ.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
*слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в
возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс
психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной
системы;
*ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у
ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством
включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их
описания). Если не активизировать сохранившиеся у ослепших зрительные образы, то
произойдет постепенное их стирание.
II. Слабовидящие дети. В категорию слабовидящих входят дети, у которых на фоне
органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа
зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном
глазу в условиях оптической коррекции. У данной категории людей нарушение остроты
зрения часто сочетается с нарушениями периферического зрения (сужение поля зрения до
35 °) или (и) цветоощущения.
В качестве основной характеристики зрительных возможностей слабовидящих
выступает, с одной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с другой
возникновение на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений
(амблиопия, нистагм, косоглазие, отслойка сетчатки, смещение хрусталика, повышение
внутриглазного давления и др.).
Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты
восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия
информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном
процессе, включая чтение и письмо.
Зрение детей, входящих в Iю («слепые») и IIю («слабовидящие») подкатегорию, как
правило, можно улучшить незначительно либо вовсе невозможно. III.
Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между
слабовидением и нормой.
Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то чаще всего
зрительные функции его глаз (прежде всего остроту зрения) можно восстановить путем
лечения. По остроте зрения (особенно в период лечения) эти дети оказываются чаще всего
в подкатегории «Дети с пониженным зрением», то есть с пограничным зрением между
нормой.
слабовидением
и
Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и
косоглазием.
Дети с нарушением зрения, относящиеся к подкатегории «Дети с пониженным
в специально организованном обучении в условиях массовой
зрением»,
общеобразовательной школы не нуждаются и с точки зрения инклюзивного образования не
рассматриваются. Однако необходимо учитывать, что в период проведения лечения
возможности поврежденного зрительного анализатора могут резко снизиться. На это время
организация обучения должна соответствовать зрительным возможностям ребенка с
учетом рекомендаций врача.
В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в
специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети,
имеющие: амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической
причины); миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость), астигматизм
(снижение преломляющей оптической системы глаза); косоглазие (нарушение
содружественного движения глаз)
Необходимость изучения и оказания тифлопедагогической помощи таким детям
вызвана тем, что в образовательном процессе они испытывают значительные
трудности, связные со снижением остроты зрения, нарушениями зрительно моторной
координации, бинокулярного зрения.
Негативное влияние на познавательную и учебную деятельность таких детей
оказывает, прежде всего, снижение остроты зрения. Трудности различения цветов и
оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей, а также
недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводят к
трудностям узнавания предметов и их изображений, смешению сходных по форме
изображений и предметов. Это снижает скорость и точность восприятия, негативно отражается на формировании как предметных, так и пространственных представлений. В
учебном процессе они испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради,
обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях.
Кроме снижения остроты зрения у многих из них имеет место нарушение
бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и
проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно
следственных связей между персонажами и т. п.
Вместе с тем, вследствие часто возникающих нарушений зрительномоторной
координации, у детей значительно снижается скорость и качество выполнения видов
работ, в основе которых лежит зрительное восприятие.
Частые ситуации неуспеха могут стать причиной заниженной самооценки у
такого ребенка, снизить положительную мотивацию к учебной деятельности и могут
явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Нарушение зрения (слепота, слабовидение) приводит к нарушению социальных
отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных
социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное
ситуативное поведение др.).
Ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной
ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении,
ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его
предметноматериальной среды, в овладении тонкостями межличностных
отношений. Человек с нарушением зрения не в состоянии самостоятельно обрести многие
навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения
(жест, мимика, пантомимика), и особенно спонтанным путем через естественное
наблюдение и подражание, как это имеет место у зрячих.
Характерной чертой, объединяющей всех детей с нарушением зрения, является
чувство неуверенности. Дети не уверены в своих возможностях и ограничениях. При
этом излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям
окружающих, в свою очередь, слепой ребенок без специально организованного обучения не
способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью ввиду отсутствия или
неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей
действительности и возможных манипуляциях с ними.
Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты
личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации
к новым условиям жизни.
Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов
деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы
форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание
которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и
любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к
невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы
ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах
предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при
активном включении сохранных органов чувств, существенная роль в деятельности
которых принадлежит вниманию.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным
выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания,
отрицательно сказывается на его объёме, устойчивости, концентрации.
В тоже время однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к
рассеиванию внимания.
«Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие и
проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям,
что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития». [Выготский
Л.С., 1983]. Это обусловлено тем, что внимание формируется в деятельности и зависит от
приобретённых волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от
активности человека.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых
чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о
многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.
Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что
тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных
свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).
Речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей,
педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством
компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности.
Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью
тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У
слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.
При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию
вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной
ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не
издающего звуков и других сигналов предмета,
повышенную способность
дифференцировать термальные и болевые раздражители. Данные ощущения развиваются и
совершенствуются в процессе познавательной деятельности, ориентации в окружающем
пространстве, в быту. Значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для
сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с выключением
зрительного контроля над положением тела в пространстве.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности
слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно. Осязание даёт
слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его
взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных
средств компенсации слепоты.
При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают
необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в
окружающей среде.
Замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих имеет
вторичный характер. Это объясняется недостатком нагляднодейственного опыта,
несовершенством методов обучения таких детей. Образы памяти слепых и слабовидящих
при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.
Мыслительная деятельность слепых подчиняется в своём развитии тем же
закономерностям, что и мышление нормально видящих. Важная роль в компенсации зрительной депривации принадлежит «воссоздающему
воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся
зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов,
недоступных для непосредственного отражения.
Ослепшие на основе сохранившихся зрительных представлений могут создавать новые
яркие образы воображения, а наличие остаточного зрения расширяет возможности в этом
виде психической деятельности.
Сам факт отсутствия зрения для слепых не является фактором психологическим, они
не чувствуют себя «погружёнными во мрак». Психологическим фактором слепота
становится только тогда, когда они вступают в общение с нормально видящими людьми. На
формирование основных свойств личности нарушения зрения влияют лишь косвенно,
ведущая роль принадлежит социальным факторам (ограничение деятельности, негативный
опыт общения с нормально видящими и т.п.).
Характерной при слепоте и слабовидении является замедленность формирования
основных свойств восприятия:
*активности, на которую влияет отставание в развитии двигательной сферы в целом, а
также в формировании установочных и обследующих движений, снижении активности
отражательной деятельности;
*избирательности, что выражается в сужении круга интересов, меньшим по сравнению с
нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, что, обусловливая
снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего
мира, негативно сказывается на формировании представлений и понятий;
*предметности, что проявляется в отражении лишь отдельных признаков предметов (как
при использовании остаточного зрения, так и в процессе осязания), исследовательские
действия не имеют планомерного и целенаправленного характера;
*осмысленности и обобщенности, что проявляется в возникновении трудностей при
установлении связей между словом и предметом, словом и действием; при установлении
причинноследственных связей между предметами и явлениями, выделении существенных
признаков и т. п., что, в свою очередь, детерминировано недостаточностью чувственного
опыта и снижением полноты и точности отображаемого; *апперцепции (осознанности, осмысленности), что проявляется в значительном ее
ослаблении, возникающем изза бедности опыта, имеющего место у лиц с нарушениями
зрения по сравнению с нормально видящими;
*константности, что выражается в значительном ее снижении и возникает в силу
сокращения у данной категории людей зоны константного восприятия.
Кроме того, слепота и слабовидение нарушают одновременность и дистантность
зрительного восприятия.
Вместе с тем, у слепых и слабовидящих возникают специфические особенности
общения (вербализм, формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности
речи, преобладание монологической речи и др.), психофизического развития
(отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности;
нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.). Кроме того, у лиц с
нарушениями зрения имеет место своеобразие эмоциональноволевой сферы (М. И.
Земцова, А.И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.). Между нарушениями
двигательной активности и своеобразием эмоциональноволевой сферы исследователями
отмечена определенная взаимосвязь: дети, перенесшие заболевания центральной нервной
системы, нередко имеют нарушения в поведении и работоспособности. Часто у них
отмечается раздражительность, плаксивость, склонность к аффектам. Нарушение
работоспособности может выражаться в неустойчивости внимания, снижении выполнения
объема задания, появлении ошибок, небрежности. При активизации волевых усилий,
стимулировании интереса к выполнению задания эти проявления возможно преодолеть.
Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих
детей конкретных специфических трудностей в учебнопознавательной деятельности,
которые и определяют особые образовательные потребности учащихся этой
категории. Следствием недостаточности зрения или слепоты является отставание в
интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии.
Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование
нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих детей
создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной
специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро и
макропространстве и др.), выработке координации глазрука, мелкой и крупной моторики.
Низкий уровень развития зрительномоторной координации, плохое
запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по
написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв
обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в
том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических
средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами.
Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у
детей с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии
познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.
Существует особая потребность учащихся с нарушениями зрения в овладении широким
спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на
основе зрительного восприятия. также существует потребность в формировании целого
ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в
условиях ограничения зрительного восприятия.
В связи с этим перед инклюзивной школой, в которой обучаются слепые и/или
слабовидящие дети, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных
задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и
недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в
развитии. В условиях адекватно созданной специальной образовательной среды в обучении
и воспитании детей с нарушениями зрения появляется возможность реализовать
следующие необходимые функции: учебновоспитательную, коррекционноразвивающую,
офтальмогигиеническую, лечебновосстановительную, социальноадаптационную и
профориентационную.
В период школьного инклюзивного обучения дети с нарушениями зрения не
только получают общеобразовательную подготовку, но и проходят адаптацию к
жизни и труду в контакте со зрячими людьми. Это позволяет накопить им
определенный социальный и коммуникативный опыт, преодолеть страх перед общением со
зрячими, сформировать большую уверенность в пространственной ориентации и передвижении, сформировать адекватное представление о себе, своих способностях и
возможностях, повысить свой социальный статус.
При включении ребенка с нарушением зрения в инклюзивное образовательное
пространство крайне важен учет его психофизиологических особенностей и медицинских
показаний и противопоказаний, сформулированных в рекомендациях ПМПК в
индивидуальной программе комплексной реабилитации.
При создании специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной
организации для любой категории лиц с ограниченными возможностями учитываются как
общие для всех людей с особыми образовательными потребностями недостатки развития,
так и особенности, свойственные только детям с нарушениями зрения.
Таким образом, определение и изучение психики слепых и её особенностей, правильная
организация процесса обучения дает возможность создать условия для обеспечения качественной
подготовки слепых и слабовидящих к профессиональной деятельности. В истории достаточно
примеров, подтверждающих тот факт, что включение людей с глубокими нарушениями зрения в
различные отрасли науки и производства является перспективным, эффективным и экономически
выгодным. Активное участие человека со зрительной депривацией в трудовой деятельности
позволяет ощутить себя полноценным членом общества, создаёт условия для формирования
самостоятельной, конкурентно способной, разносторонне развитой личности, открывает новые
широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране.
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Выступление на конференции. Тема: "Особенности развития детей с нарушением зрения№
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.