Выступление на метод объединении
Оценка 4.8

Выступление на метод объединении

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
3 кл
07.06.2019
Выступление на метод объединении
ор ор ор ор ор орп ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор ор опр ор ор опр опр ор оп ор опр ор ор ор ор опр рп
выступление.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в школе Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является  организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в  себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а  способствует его сохранению, укреплению и развитию. Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно­психические перегрузки, восстанавливать  положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику  возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые  знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами  вокально­хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни,различные по  характеру. Например, в песне “Почему медведь зимой спит” на слова А.Коваленкова, музыку  Л.Книппера 1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора), затем медленно, тяжело и  переваливаясь (изображается медведь); 2куплет – громко, суетливо (медведь испугался и влез на  сосну), и назидательно (дятел поучает медведя); 3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге). У  детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое выговаривание скороговорок, различные виды  дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально­хоровая работа  способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются  чисто голосовые, звуковые качества. Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене  используются: логоритмика, ритмотерапия, фольклорнаяарттерапия и другие формы. Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая  возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия  отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей  повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Вот только несколько высказываний о роли движения в музыке: “Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это  и не противоречит природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест…”  (Г.Г.Нейгауз). “Музыка испытывает на себе воздействие “немой интонации” пластики и движения человека, включая  язык руки” (Б.В.Асафьев). “Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой  (пантомимой) тела человеческого” (Б.В.Асафьев). Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Музыкально­ ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на  личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные  признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит  музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки. На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета,  за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся: ­ марширование; ­ движение рук (фразировка); ­ элементарные танцевальные движения; ­ игра на воображаемых музыкальных инструментах; ­ условное (графическое)изображение музыки; Говоря о роли музыкально­ ритмических движений на уроке, нужно отметить, что их применение  чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает  на занятиях равнодушие. Музыкально­ритмические движения выполняют релаксационную функцию,  помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и  танец, помимо того, что снимают нервно­психическое напряжение, помогают школьнику быстро и  легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект. Рассмотрим некоторые виды музыкально­ритмических движений и их значение на уроках музыки в  младших классах. Марширование На уроках используются марши С.Прокофьева, Э.Грига, Ф.Шуберта, А.Хачатуряна, Г.Эйслера.  Обучающиеся не только маршируют, но и показывают динамику, разный пульс движений, разные виды марша (марш из оперы, балета, игрушечный). Ребята выделяют главную интонацию движением,  определяют изобразительность и выразительность жанра. Этот вид движения – самый доступный для  исполнения, поэтому на уроках музыки он используется более активно, являясь организующим  началом и завершающим аккордом урока в начальной школе. Такие приемы работы над маршем помогают осознать особенности жанра (четкость, равномерность);  ощущать вступления и завершения; через движения показывают изменения динамики. Движение рук (фразировка) Этот вид движения требует внимания, помогает выработке навыков вокально­хоровой работы,  средств выразительности (темп, динамика), изобразительности в музыке. “Во поле береза стояла” ­ показ фраз руками помогает работе над высокой певческой позицией –  кантиленой, дыханием, мягкой атакой, одновременным вступлением и окончанием фраз. “Уж как шла лиса” ­ передает шаг лисы, мягкость ее жестов, что помогает формированию мягкой  атаки, кантилене, верному звукообразованию, чистому интонированию большой секунды. “Карусель” ­ круговое движение руки подчеркивает изобразительность в музыке, передает движение  мелодии и способствует формированию вокально­хоровых навыков. В песне Т.Попатенко “Скворушка прощается” движение рук подчеркивает близость разговорной и  музыкальной речи. В “Песне Сольвейг” Э.Грига и французской народной “Пастушьей песне” движение рук показывает  формообразующее значение фразы. Показ фраз в “Арагонской хоте” М.Глинки предвосхитит танцевальные и игровые движения под эту  музыку. Данный вид движения продолжается и в старших классах, т.к. там продолжается совершенствование  вокально­хоровой работы, где работа над фразой помогает учителю разрешить многие проблемы при  разучивании песен и слушании музыкальных произведений. Танцевальные движения Этот вид движения на уроках музыки наиболее интересен и разнообразен. Он требует творческого  подхода учителя и четкой продуманности назначения изучаемого танца, методики его преподавания. Уже с первых уроков обучающиеся показывают движением разнообразие видов жанра. Танец “Вальс” ­ покачивание головы, корпуса. Основные задачи: ­ определение жанра; ­ выделение главного признака жанра (акцента); ­ определение инструмента, подчеркивающего характер танца (бубен или барабан). Фольклорная арттерапия.Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на уроках музыки,  направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки.Русский  песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком,  музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению  целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало.  Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие,  дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей,  позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок­ обряд, урок­концерт, урок­праздник, урок­путешествие) значительную роль играет терапия русским  костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из  наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие  задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В  процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих  способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты ­ предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки  для поддержания душевного мира детей. Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей.  Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень  важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и  школьник уже с ней смотрит на мир и на людей. Музыкатерапия.Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и  Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных  эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из  эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное  влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом. Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев  и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки –  это профилактика и лечение нервно­психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка  способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце  прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку  радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных  сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют  пищеварение, повышают аппетит. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что  приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен  веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на  котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и  фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие. Как показали современные исследования физиологов (А. Калашников, В. Сауткин и др.)  использование перед контрольными и диктантами музыки, отличающейся ровным темпом, мягкими  мелодичными интонациями, способствовало снижению нервного утомления и сокращало период  нормализации функционального состояния организма детей. С помощью музыки можно уменьшить  нервно­ эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и во время психоразгрузочных  пауз. Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей  она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать  печаль, вселять веселье; усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение,  вызывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов  вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Традиционная форма работы с музыкой ­ это пассивное ее восприятие. Музыкальный материал здесь  выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания  содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных  процессов. Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного  рисования усиливает вовлеченность детей в процесс работы. Далее предлагается перечень  произведений “Золотого фонда” мировой музыкальной культуры и описываются некоторые грани ее  воздействия. Следует отметить, что даже если предлагаемые произведения просто звучат на  переменах, в группах, во время выполнения какой­либо деятельности обучающихся – они оказывают  трофотропное (питающее) действие на детский организм. Наиболее важными для детей­логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства  темпа, ритма и времени, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных  коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, способности сдерживать  аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно­психическую сферу детей происходит при  ее пассивном или активном восприятии. Музыкальная ритмика широко используется при лечении  двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координаций, расторможенности,  моторных стереотипов), при коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма,  речевого дыхания. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение  ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Таким образом, музыка  способствует улучшению эмоционального состояния детей, повышает качество движений  (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация  движений), содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует  речь, нормализуете просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и т.д.). Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует  настроение. “Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми,  паретичными детьми. “Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение. Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают  нервную систему. “Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает. Здоровьесберегающие технологии и физкультминутки на уроках музыки Работу выполнила Славинская Юлия Николаевна, учитель музыки МОУ  «СОШ №1 г. Пугачева имени Т.Г. Мазура»

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении

Выступление на метод объединении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2019