Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней
Оценка 4.7

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
25.03.2019
Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней
2 музыки + анализ.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя   школа № 58 города Макеевки»   Урок музыки по теме:      «Портрет в музыке»  Учитель Гринзовская Ольга Викторовна Тема урока «Портрет в музыке» Тип урока Комбинированный Вид урока Интегрированный Класс 3 класс     Цель темы Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять  их со средствами музыкальной выразительности. Задачи  Обучающая: углубить знания о средствах  музыкальной выразительности – динамические  оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение  использовать их при составлении музыкального  портрета.  Развивающая: восприятие музыкальных образов,  умение различать музыкальные фрагменты, образное  мышление, способность сопоставлять факты,  анализировать и высказывать свою точку зрения.  Воспитательная: воспитывать эстетический вкус,  формировать интерес к изобразительному искусству, по средствам  музыкального и визуального  восприятия. Предметные  умения Формирование умения проводить интонационно­образный  анализ произведения. Личностные УУД.  способности к самооценке на основе критериев  успешности учебной деятельности, осознание  алгоритма своего действия. Регулятивные УУД.   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные  задачи;  проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве;  принимать и удерживать учебные задачи;   включаться в процесс решения поставленных задач. УУД Познавательные УУД.  строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно­следственных связей;  проводить сравнение,  классификацию по заданным  критериям.  с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные УУД.  формулировать собственное мнение и позицию;  строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи  умение слышать, слушать и понимать окружающих,  участвовать в коллективном исполнении. Оборудование Компьютер, проектор (презентация), электронное  фортепиано, портреты художников, поэтов и  композиторов; репродукции картин. Раздаточный  материал Цветная бумага, лоскутки ткани, карточки с музыкальной  терминологией; карточки с выдержкой стихотворений. Предварительная  подготовка Знакомство на уроке музыке с биографией и творческим  наследием композитора С.Прокофьева, средствами  музыкальной выразительности, разучивание слов и мелодии песни «Давайте рисовать» знакомство с понятиями  :портрет, пейзаж, натюрморт на уроках ИЗО. Планируемый  результат  проводить интонационно­образный анализ  произведения.   знать понятия выразительная и изобразительная  интонация.  уметь проводить интонационно­образный анализ  произведения.  формирования отношения к творчеству и искусству  как созиданию красоты и пользы. Основные понятия выразительность и изобразительность музыки, интонация. Изобразительное искусство, литература. Работа фронтальная, индивидуальная, групповая. Межпредметные  связи  Организация  пространства    Внеклассное мероприятие №Этапы урока Деятельность  учителя Деятельность  учащихся Формируемые  УУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Организационный. Мотивирование ­ Улыбнемся друг  другу, гостям.  Сядьте удобно. (самоопределение) к  деятельности. Цель – активизация  учащихся.  Актуализация  знаний. Мотивация к деятельности. Цель – подготовка  мышления детей;  повторение  изученного  материала. Постановка темы и  цели урока.  Цель ­ включение  проблемного  вопроса, создающего проблемную  ситуацию для  ученика и  формирующую у  него потребность  освоения того или  иного понятия. Обобщение  имеющихся  знаний. Цель – формировать  культуру слушателя; ­Здравствуйте  ребята. Ребята, а  когда вы утром  просыпаетесь, что вы говорите маме, папе,  брату или сестре? ­ А придя в школу,  учителю, что  говорите? ­А какие еще вы  знаете слова  приветствия? ­Молодцы, сейчас я  вам включу песенку  приветствия, а вы  постараетесь все  слова четко, громко  пропеть! ­Мы сейчас  отправляемся в  картинную галерею.  Все помнят, как себя  надо вести?                                     ­Что изображено на  картинах? Слайд 4 ­Как называются  картины,  на которых изображают людей? Приветствуют  учителя,  проверяют свою  готовность к  уроку. ­Доброе утро! ­ Здравствуйте! ­Доброе утро и  добрый вечер. Исполняют  песню «ДОБРОЕ УТРО,  ЗДРАВСТВУЙТ Е» Рассматривают  разнохарактерны е портреты ­Люди. ­Портреты Индивидуальные ответы. ­Разными  красками. Предположения  детей. ­Портрет в  музыке. Читают  Коммуникатив ные:  планирование  учебного  сотрудничества с учителем и со сверстниками.  Коммуникатив ные: хоровое пение. Регулятивные: умение  работать по  предложенному алгоритму. Регулятивные:  контролируют  свою работу  Познавательны е:  повторение  материала  полученного на  уроках  изобразительно го искусства Регулятивные:  целеполагание;  коммуникативн ые: оформляют  свои мысли в расширить  понятие  о выразительных и  изобразительных  интонациях;  повторить средства  музыкальной  выразительности  (тембр, динамика,  штрихи), их роль в  создании характера,  образа; воспитывать  в детях  положительные  черты характера. Проверка понимания изложенного  материала. Цель – обобщение  полученных знаний в процессе ответа на  вопросы учителя; формирование  умения  выполнять интонаци онно­образный  анализ.   Самостоятельная  работа в группах по  созданию проекта,  презентация проекта Цель – развитие  образного  мышления,  фантазии,  применение  полученных знаний  на практике. ­Что можно узнать о  людях, глядя только  на их портреты? ­Чем пользуются  художники, чтобы  передать нам  характер своего  героя, его  настроение? ­А можно ли создать  портрет человека в  музыке? Что для  этого  необходимо? Правил ьно. Вот мы и  подошли к теме  нашего занятия. Кто  мне сможет ее точно  назвать? ­ Замечательно. Так  как мы находимся на  уроке музыки, то  будем рисовать  музыкальные  портреты. И целью  нашего занятия будет продолжение работы  над темой «Портреты в музыке». Сегодня  мы поговорим о том,  какими  музыкальными  красками можно  нарисовать портрет.  Художник, чтобы  нарисовать картину  может использовать  краски: масляные,  акварельные, гуашь.  фрагмент из  стихотворения  «Болтунья»  вместе с  учителем Анализируют  текст,  размышляют  Слушают  музыкальный  фрагмент Анализируют  музыку в  процессе  сравнения с  собственными  предположениям и Напевают  мелодию,  добавив  смысловые  движения ­Скороговорка и убедительная  размеренная  речь –  чередование. Му зыка звучала  легко, весело,  шутливо, быстро Интонационный  анализ мелодии. Предположения  детей. устной форме. Коммуникатив­ ные:  анализировать  сложившуюся  ситуацию; высказывать  собственные  предположения (навык  монологическо й речи); высказывания  собственного  мнения. Регулятивные  УУД: умение слушать и  анализировать  характер  музыкального  произведения; умение  сравнивать,  видеть общее и  различие; умение видеть  проблему и  стремление  найти ответы на поставленные  вопросы. Вокально­хоровая  работа. Цель – передать в  хоровом пении  настроение  произведения. Итог занятия.  Рефлексия  деятельности. Цель – подвести  итог проделанной  работы. Осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности своей  и всего класса. Домашнее задание. Так же и композитор  может пользоваться  красками,  но только  музыкальными. ­Вспомним, кому  принадлежит это  стихотворение. Со  стихами А. Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка»,  «Идет бычок  качается» и многие  другие.    Слайд 5 Слушают  музыкальный  фрагмент. Анализируют  музыку. ­Балет –  музыкально ­  драматическое  произведение,  где действие  передается при  помощи музыки,  танца, костюмов, декораций. Слайд 6 ­Какими чертами  обладает девочка? ­ Как это можно  показать в музыке?  (настроение,  характер звучания,  темп – почему  именно так?) ­Мы с вами уже  знакомы  с  произведениями  русского  композитора  С.  Прокофьева.   Слайд  7   ­Послушаем, как это  получилось у Сергея  Прокофьева в  произведении  «Болтунья» и  Слушают  музыкальный  фрагмент. ­ Джульетта. ­Характер  озорной, она  бегает. Слушают  музыкальный  фрагмент. ­Она бывает  разной: легкой,  мечтательной,  влюбленной. Работа в  группах:  «Художники»,  «Музыканты»,  «Литераторы»,  «Дизайнеры».  Коммуникатив ные УУД: инициативное  сотрудничество в поиске и  обмене  информацией. Личностные  УУД:  формирование  интереса к  музыке;  развитие  умения  различать  звучащие  музыкальные  инструменты. Познавательны е УУД: расширение  представлений  о великих  мастерах  искусства; овладение  элементами и  навыками  интонационно­ образного  анализа  музыкального и художественно го  произведения; знакомство с  музыкальными сравним с нашими  предположениями (Приложение №  1) ­ Совпали наши  предположения с  авторскими? (Учитель при  необходимости  дополняет и  расширяет ответы  детей) ­В своей речи она как бы скачет с одного на другое, и очень  быстро говорит.  ­Давайте попробуем  спеть, добавим  движения. ­Музыка нам  нарисовала образ  девочки Лиды,  которая все время  болтала. Прочитайте, пожалуйста, 2­е  четверостишие, с  выражением. Что  общего здесь между  музыкальной и  разговорной  речью? Композитору  удалось передать  настроение  стихотворения?  Музыка как  звучала? Интонация в музыке близка  интонации речи  девочки – сверху  вниз и снова вверх –  Презентация  проектов  каждой группой, обсуждение. Обобщение по  проделанной  работе. Выполнение  упражнение на  дыхание. Распевание. Проговаривание  слов  песни. Исполнение  песни  И.  Якушенко на  слова  М.  Садовского  «Давайте  рисовать!» с движением. Обобщают  полученные  знания в  процессе ответа  на вопросы  учителя Осуществляют  самооценку  собственной  учебной  деятельности,  жанрами. Регулятивные  УУД:  осознание  учащимися  того, что уже  усвоено и что  подлежит  дальнейшему  усвоению. Познавательны е УУД: самостоятельн ый поиск и  выделение  информации;  осознанное  построение  речевого  высказывания. Коммуникатив ные УУД:  умение  выслушивать  мнения  товарищей и  высказывать  собственные  суждения. Личностные  УУД: распознавать и  эмоционально  откликаться на  выразительные  особенности вопрос, удивление.  А затем она  начинает быстро  говорить, да так, что  справиться не может. ­ Почему темп  непостоянный? ­Вернемся в нашу  художественную  галерею. Какой  портрет на ваш  взгляд больше  подойдет к  прослушанному нами произведению? ­ Посмотрите, какую  замечательную книгу  я принесла вам  сегодня на урок! Когда я была  маленькая, я всегда  просила родителей  прочитать эту сказку. Она мне так  нравится, что я  решила поделиться с  вами впечатлениями. ­ А вы читали эту  сказку? Что  произошло с бедной  Золушкой? Сказка французского писателя Шарля  Перро Слайд  8 «Золушка» Слайд  9 получила вторую  жизнь в балете  соотносят  поставленную  цель с  результатами,  достигнутыми на занятии.  (выбранную  нотку­оценку  крепят на  музыкальный  стан) Записывают  задание в  дневник. музыки. Коммуникатив ные УУД: взаимодействие с учителем в  процессе  музыкально­ творческой  деятельности; участие в  хоровом  исполнении  музыкального  произведения. Личностные  УУД:  формирование  исполнительски х навыков; воплощение  характера  песни в своём  исполнении  через пение,  слово, пластику движений. Регулятивные  УУД: осмысление  своих действий  и самооценка. Коммуникатив ные УУД: умение полно и  точно выражать свои мысли. Личностные  УУД:  смыслообразов ание «Золушка» С.  Прокофьева. Слайд  10 ­ Сергей Прокофьев ­ мастер по созданию  музыкальных  портретов. Давайте  послушаем фрагмент «Танец с шалью».   ­Что такое балет? Слайд 11 Где и что  происходило? Какая  Золушка?  Какой танец она  танцевала? (вальс) Физкультминутка  под музыку С.  Прокофьева  «Болтунья» ­Следующий  музыкальный образ  переносит нас в  Италию. Очень  давно, в итальянском городе Верона  произошла одна из  мировых трагедий,  которую написал  великий драматург  Уильям Шекспир.  Слайд 12 Уильям  Шекспир –  гениальный  английский поэт и величайший  драматург нашей  эры. ­Две знатные семьи  этого города  Монтекки и  Капулетти постоянно враждовали друг с  другом. Эта вражда  была настолько  непримирима, что  родители этих  семейств не обратили внимание на один  факт: их дети  выросли и полюбили  друг друга. Их звали  Ромео и Джульетта.  Слайд 13 Вражда двух семей  привела к  трагической гибели  их единственных  детей. С. Прокофьев  написал музыку к  балету «Ромео и  Джульетта» Слайд  14   ­Подумайте, кто  спрятан за этой  интонацией? Играю начало  «Джульетты­ девочки». ­Какой у неё  характер? Что она  делает? ­Какой вы её себе  представляете?  Слайд 15 ­ Эта интонация  построена в гамме  «до» мажор, которая  быстро взлетает  вверх. ­Послушайте  следующий  фрагмент. ­ Подумайте, почему  С. Прокофьев  показывает нам  Джульетту не одной,  а несколькими  темами? ­ Удивительно  просто и вместе с  тем предельно точно  нарисовал  Прокофьев образ  очаровательной,  беззаботной  Джульетты. Слайд 16 Музыка нам  показывает то одну,  то другую черту её  характера – то  весёлую резвость, то  удивительную  задумчивость. Образ  становится живым,  правдивым,  полнокровным. В  отличии от  изобразительного искусства музыка  может передать  развитие, изменение  настроения. ­А теперь, работая в  группах,  вы будете  сами создавать  портрет человека,  который подсказала  вам музыка. Каждая  группа будет  работать со своим  материалом (тканью,  цветом,  музыкальными  терминами, списком  слов и речевых  оборотов). Затем вы  представите свою  работу группой  (пояснение  сути  работы по каждой  группе). Корректировка  ответов детей. ­В каких видах  искусства может  быть создан портрет?  Что общего в этих  портретах и чем они  отличаются? 1.Артикуляционная  гимнастика  (упражнения для губ, языка) 2.Дыхательная  гимнастика. 3.Распевание.  «Солнышко» «Мы перебегали  берега» 4.Повторение слов  песни «Давайте  рисовать!»  (приложение № 5)  5.Показ песни «  Слон и скрипочка»  учителем.    6.Аккомпанемент на  фортепиано.  ­Ребята, что нового  мы узнали на нашем  занятии? ­Что хотелось бы  узнать больше? ­Какая музыка  создала вам хорошее  настроение на целый  день? ­А теперь оцените  свою работу и  занятия в целом –  нотки на вашем  столе: красная – я  был активен, узнал  много нового, это  пригодится в жизни,  желтая – было  интересно,  комфортно, но  ничего нового, поэтому работал  вполсилы, черная –  время потрачено зря.  Поместите их на  нотный стан. Я тоже  поучаствую  (прикрепляю  скрипичный ключ) ­Нарисуйте самый  понравившийся вам  портрет из всех  музыкальных  произведений,  звучавших на нашем  сегодняшнем  занятии. Всем спасибо! Приложение №1 ­  задание для работы в группе Группа «Художники» Ваши главные инструменты – цветные карточки: желтая, красная, зеленая,  фиолетовая, черная, голубая, оранжевая, коричневая… Слушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя подходящую палитру цветов. Не рисуйте контуров человеческого тела. Только цвет и  полет вашей фантазии. Удачи! Группа «Дизайнеры» Ваш главный инструмент – ткань: мягкая, грубая, теплая, холодная, жесткая,  колючая, бархатная, толстая, прозрачная… Послушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя  подходящую фактуру ткани. Расположите  выбранные вами фрагменты одной  или нескольких тканей так, как вам подскажет ваша фантазия. Удачи! Группа «Музыканты» Ваши главные инструменты – музыкальная терминология, названия  музыкальных инструментов. Послушайте музыку и создайте созвучный с ней  портрет, используя подходящие термины, инструменты для полного  раскрытия образа. Разместите их в соответствующих строках таблицы.  Слушайте музыку и творите. Удачи! Группа «Литераторы» Ваши главные инструменты – слова из словаря эмоций, выдержки из стихов  классиков. Послушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя  подходящие слова и стихотворные строки. Слушайте музыку и творите.  Удачи!  Приложение №2 ­ для работы в группах Группа «Художники»  работают с цветом. Им предоставлены краски:  желтая, красная, зеленая, фиолетовая, черная, голубая, оранжевая, коричневая… Группа «Дизайнеры» работает с тканью. Им предоставлены различные виды  ткани по фактуре: мягкая, жесткая, бархатная, толстая, тонкая  и др. Группа «Музыканты» работают с таблицей и, названием музыкальных  инструментов, музыкальной терминологией: стремительно, кларнет,  прозрачно, струнная группа, беззаботно, колокольчики, игриво,  симфонический оркестр, насмешливо, высокий регистр, быстро, медные  духовые, легко, низкий регистр, изящно, ударные, задумчиво, тяжело, светло,  тревожно, озорно, трагично, грациозно, напевно, непоседливо, жизнерадостно, живо, грустно, гневно, «бегущая», зло, подвижно, монументально, остро,  величественно, тихо, гордо, виновато, быстро,  громко, медленно. Мелодия Настроение Темп музыки Музыкальные инструменты Характер звучания Группа «Литераторы»  работают со словами из словаря эмоций и эпитетов,  отрывками из литературных произведений: дикая, мечтательная, хрупкая,  озорная, капризная, нежная, воздушная, хрустальная, бурная, бледная,  возвышенная, яркая, избалованная, суетливая, увядающая, решительная,  притворная. Приложение № 3                                                                                                                                             Константин Дмитриевич Бальмонт Твоя застенчивая нежность — В земле сокрытый водопад, В ней страсти дремлющей безбрежность. Твоя застенчивая нежность — Растущей тучи безмятежность, Цветов несмятых аромат. Твоя застенчивая нежность — Готовый вспыхнуть водопад.                                                                                                                                                                  Валерий Яковлевич Брюсов Один ее взгляд ярче тысячи звезд! Небесный, алмазный, сверкающий крест, — Один ее взгляд выше тысячи звезд!                                                                                                                                             Проговорила что­то. Светлый ангел, Во мраке над моею головой Ты реешь, как крылатый вестник неба: Николай Платонович Огарёв В деревне барышня стыдливо, Как ландыш майский, расцвела, Свежа, застенчива, красива, Душой младенчески мила. Она за чтением романа Чего­то в будущем ждала, Играла вальс на фортепьяно, И даже с чувством петь могла. Марина Цветаева Взгляните внимательно и если возможно ­ нежнее. И если возможно ­ подольше с неё не сводите очей Она перед вами ­ дитя с ожерельем на шее, И локонами до плечей. Сергей Есенин Плачет метель, как цыганская скрипка. Милая девушка, злая улыбка, Я ль не робею от синего взгляда? Много мне нужно и много не надо. Приложение №4 ­  для самооценки деятельности красная  нота – я был активен, узнал много нового, это пригодится в жизни  желтая нота – было интересно, комфортно, но ничего нового, поэтому  работал вполсилы черная нота – время потрачено зря Муниципальное   общеобразовательное учреждение «Средняя   школа № 58 города Макеевки» Самоанализ Урока музыки по теме: «Портрет в музыке»       Тема урока: «Портрет в музыке» Класс: 3 Цель урока: Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять их со  средствами музыкальной выразительности. Задачи урока: 1. Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности –  динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их  при составлении музыкального портрета. 2. Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать  музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять  факты, анализировать и высказывать свою точку зрения. 3. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, формировать интерес к  изобразительному искусству, по средствам  музыкального и визуального  восприятия. Методы:                  ­ практический (работа в парах, группах);                  ­ словесный;                  ­ частично – поисковый;                                                                                                             ­ метод контроля.   Формы:                 ­ индивидуальная;                  ­ групповая;                  ­ коллективная; Данный урок по музыке проходит в третьем классе. Основным в занятии  является этап закрепление и расширения полученных знаний на уроках  музыки изобразительного искусства. На этом этапе использован проблемный  метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения  проблемы, подводящий к обобщению диалог, приём сопоставления  имеющихся знаний.  Тема занятия и цель мною не были сформулированы, учащиеся сами пришли к их определению.  Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с  помощью учителя, расширить имеющиеся знания, находить ответы на  вопросы, используя полученную информацию на уроке. Это способствовало  развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому  говорить так, чтобы быть услышaнным, обосновывать свой ответ, считаться с  мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а  также развитию логического мышления, умственных способностей, образного  мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также  воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном  этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации  работы. На протяжении всего занятия осуществлялась взаимосвязь поставленных  задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в  другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая разнообразные  виды деятельности и т.д. На своем занятии я использовала слайды мультимедийной презентации по  теме «Портрет в музыке». Использовала музыкальную терминологию и  старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией.  Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и  воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т. к.  уложилась во временные рамки внеклассного занятия, и учащиеся  не  испытывали большие трудности в его выполнении. Выбранный темп работы  позволил добиться поставленных задач.  Групповая работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний  учащихся по теме внеклассного занятия, способствовала развитию  логического мышления и творческих способностей. Применение проблемного  обучения на занятии позволило сделать его интересным, насыщенным,  плотным по структуре. На каждом этапе занятия  учитывались индивидуальные особенности и  интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный подход. У школьников возникало чувство удовлетворения после выполнения  предложенной работы, что повышало их познавательную активность. У  слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная  мотивация к учению. При проведении внеклассного занятия я использовала различные виды  контроля: ученик­ ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик– учитель. Постоянно приветствовалось проявление активности детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать  внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем учащимся.  Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем  результатов занятия. Высокая работоспособность на протяжении всего  занятия обеспечивалась сменой видов деятельности, а также применением  здоровьесберегающих технологий (физминутки, распевание и скороговорки  с  движениями, использование мультимедиа не более 15 мин.). Это  способствовало созданию на внеклассном занятии положительной  психологической атмосферы, ситуации успеха. Я считаю, что на данном занятии были реализованы цель и все поставленные  задачи. По моему мнению, внеклассное занятие прошло на высоком  эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное  удовольствие от общения. Урок музыки в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы Н.А.Римского­ Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс. Приветствие. Прозвенел звонок, начался урок! ­ Здравствуйте, ребята! ­Здравствуйте, учитель! (тихо звучит тема царевны­лебедь) Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей  красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и  расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте  определить какие образы возникнут у вас при прослушивании. ­Какие образы возникли у вас? ­Легко ли они у вас возникали? Посмотрите, какие разные у всех образы. Художник создает образ при помощи кисти и красок. Поэт с помощью слова. Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются  композиторы в создании музыкальных образов. Сегодня мы с вами в этом попробуем разобраться.  Тема нашего урока»Три чуда» из оперы Н.А.Римского­Корсакова «Сказка о  царе Салтане». И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими  средствами пользовался Римский­ Корсаков при создании образов.   Ребята, Римского­Корсакова называют композитором­сказочником, потому  что им написано много опер на сюжеты сказок. Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899  году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина.  Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:   Ветер по морю гуляет   И кораблик подгоняет      Он бежит себе в волнах  На поднятых парусах Мимо острова Буяна           В царство славного Салтана… Ребята, давайте отправимся  в путешествие на чудный остров. Послушаем  шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе. Посмотрите как  русские художники изображали море на своих картинах. (Зучит шум моря, на  слайдах репродукции Айвазовского) Море спокойное ­­­­море не спокойное­­­­­буря­­­­­­­море спокойное Шшшш­­­шшшш­­­­шшшшш    пластическое интонирование Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса. Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар Фанфары­ сигнал торжественного действия. ­какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? духовые  медные инструменты. Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение. Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!» Чудо первое. Отгадайте какое.     Ель растет перед дворцом,        А под ней хрустальный дом;  Белка там живет ручная,                                               Да затейница какая!                                               Белка песенки поет                                               Да орешки все грызет,                                               А орешки не простые,                                               Ядра­ чистый изумруд                                               Слуги белку стерегут. Все скорлупки золотые, Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню  использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно. ­Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная,  скачущая) ­Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки? ­ Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном  фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде» Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию  самостоятельно. Разучивание игры на шумовых инструментах. Исполнение с оркестром народных инструментов «Во саду ли в огороде». И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!»  второе чудо, .отгадайте  какое? На фоне видеофрагмента: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. Ребята, послушайте как изобразил Римский­Корсаков образ богатырей в своей опере.   Слушаем тему богатырей. ­ как изобразил Римский­Корсаков образ богатырей ­какой кит звучит?  ­Какой характер мелодии?  ­Какие элементы музыкальной речи использовал композитор? (слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика  звука) По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться  в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами  дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами  должны быть такими же сильными и мужественными, как Александр Невский  на картине художника Павла Корина (кулачки вперед, слушаем музыку и  делаем упр.) Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот  раз? Правильно, о третьем чуде. Говорят царевна есть,         Что не можно глаз отвесть.          Днем свет божий затмевает,    Ночью землю освещает­       Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама то величава Выступает будто пава;   Сладку речь то говорит,   Будто реченька журчит. Послушаем тему царевны­лебеди. Определим какой темп, какие инструменты  звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент­  скрипка) По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в  царевен­лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну­ лебедь. Кажется, что она вот­вот сойдет с картины и окажется среди нас.  Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим  над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками. Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я  думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам. Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказка».  Поем. Вокально­хоровая работа. Подведем итог урока. Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке? Кто автор оперы  «Сказка о царе Салтане»? Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»? С какими чудесами мы познакомились на уроке? Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский­ Корсаков перед каждым действием? Проверь себя! 1 С К 4 К О М 5 П 2 О П У 3 6 Р О К М А З Ш К А Ф Е Р И И Н Р С Ш Т Н Ф К А И Т О П Р Р А Р Ы 1. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент. 2. Большой коллектив музыкантов для совместного исполнения  музыкальных произведений, бывает симфонический, бывает народный.  3. Один из «китов» музыки, с помощью которого Римский­Корсаков  изобразил  «богатырей» в опере «Сказка о царе Салтане». 4. Автор музыкального произведения, например, Н.А.Римский­Корсаков. 5. Автор сказки «О царе Салтане… ».  6. Сигнал торжественного действия, который приказывает: «Слушайте!  Слушайте!» Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Продолжите фразу, которую увидите перед собой: Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я почувствовал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке я вспомнил… Сегодня на уроке я представил… Сегодня на уроке я был… Домашнее задание. Ребята, нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы. Можно в словесной  форме, можно изобразить изобразительными  средствами, т.е  нарисовать рисунки.Звучит  «В гостях у сказки» .На этом наш урок закончен. Спасибо большое, дети. До свидания. Сказка. 1.Всем известно только в сказках, Есть чудесная страна Там волшебной чудо краской Разрисованы дома Припев: Растет цветочек аленькой Шумит дремучий лес Откроет всем на свете Он тысячу чудес Откроет всем на свете Он тысячу чудес 2.Перевернута страница, Что же ждет нас впереди Как прекрасную Жар­птицу, Сказку ждем приди­приди! Припев: Растет цветочек аленькой Шумит дремучий лес Откроет всем на свете Он тысячу чудес Откроет всем на свете Он тысячу чудес. Самоанализ открытого урока музыки в 3 классе.       Урок музыки проходил в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы                     Н. А.Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане» с использованием игры на  детских музыкальных шумовых инструментах и арт­терапевтических  упражнений.       Тип урока ­ урок­сказка.       Цель данного урока : ­ развитие образных представлений на основе оперы Римского­ Корсакова «Сказка о царе Салтане»        Эта цель реализуется через решение следующих задач: ­ развивать навыки музыкального восприятия произведения; ­ обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов  искусства: литературу, живопись, музыку. ­ развитие образных музыкально­слуховых представлений; ­ воспитание интереса к музыке.     Урок искусства необычный урок и методы от искусства  ­ словесные (сравнения и сопереживания); ­  наглядный метод, который преломлялся в наглядно­слуховой и  наглядно­ выразительный; ­ метод наблюдения за музыкой; ­ метод импровизации; ­ метод размышления о музыке; ­ интегрированный метод сочетания восприятия музыки с  художественным словом и изобразительным искусством.        На уроке использовались следующие средства обучения: ­ аудио­видео материал; ­ репродукции картин русских художников; ­ музыкальные шумовые инструменты. ­кроссворд, как средство проверки знаний.        При проведении урока использовались элементы следующих  педагогических технологий: ­ информационно­комуникационной; ­ здоровьесберегающей; ­ личностно­ориентированного подхода; ­ проблемного обучения. Структура урока: 1. организационный момент был построен так, что учащиеся сразу  ощутили себя на уроке музыки. 2. основная часть урока имела следующие этапы: ­ постановка проблемы решалась после прослушивания каждого фрагмента оперы ­ мотивация к обучению­ желание разгадать замысел композитора. 3. итогом урока стало решение кроссворда. Организация деятельности детей на уроке была разнообразной: ­ слушание музыки; ­игра на детских музыкальных шумовых инструментах; ­арт­терапевтические упражнения; ­музыкально­исполнительская деятельность; ­пластическое интонирование; ­кроссворд. Я считаю, что задания соответствовали поставленной цели и задачам урока. ( Поскольку цель урока и тема была направлена в основном на слушание  музыки и определения образов, то вокально­хоровую работу пришлось  сократить до минимума.) Мой урок был направлен на формирование творческой личности и раскрытие  индивидуального подхода. Темп выбран оптимальный, на протяжении урока у учащихся поддерживался  интерес, в том числе и с помощью сменой видов деятельности, применялись  приемы арт­терапевтических упражнений, исключающие утомляемость,  перегрузки обучаемых. Итог урока был проведен приемом рефлексивного обучения (оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния) Домашнее задание дано дифференцировано. Гринзовская Ольга Викторовна. МОУ «СШ №58 города Макеевки».

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней

Разработка урока по музыке на тему "Музыкальный язык хора.Связь с народной песней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019