В.В. Столярова
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед учителем новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами - уметь учиться.
Новые социальные запросы заставляют педагогов отказываться от традиционных методов обучения, появляется необходимость осваивать новые развивающие общеобразовательные технологии. С целью построения процесса обучения, в условиях которого младшие школьники будут переходить из пассивных обучающихся в действенных субъектов учения.
Изучив ряд альтернативных программ и современных общеобразовательных технологий (технологию развития критического мышления, технологию учебного проблемного исследования, метод проектов, технологию интерактивного обучения и другие), пришла к выводу, что многие современные педагогические технологии включают в себя принципы учебного сотрудничества. Изучив первоисточники в рамках данной проблемы, и проанализировав деятельность своих учащихся, убедилась, что проблема сотрудничества младших школьников приобретает все более острую актуальность, так как многие дети, приходя в начальную школу, не умеют общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться друг с другом, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку или спокойно отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличить искреннее непонимание или шутку от агрессии.
Каждый из нас, учителей стремится научить детей умению правильно спорить и отстаивать своё мнение, грамотно задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. А умение учиться связано с освоением формы учебного сотрудничества. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Под сотрудничеством понимается совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха (т. е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Новизной в моей работе является то, что сочетая дифференцированное обучение и используя групповую форму организации учебного процесса, значительно повышается эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности и деловые отношения на уроках у учащихся, а так же уровень их развития.
Работу по развитию сотрудничества начала с организации учебной деятельности в парах. Парную работу рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений учащихся. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективным. Он обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики при единственном условии – взаимное расположение друг к другу. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Для этого использовала различные задания, которые можно предложить для работы в парах:
1. Проверка домашнего задания друг у друга (например, по обучению грамоте – чтение слов в столбиках, диалога).
2. Устное обсуждение пословиц.
3. Разучивание скороговорок, стихотворений.
Организация парной (и групповой) работы имеет свои особенности. При построении учебного сотрудничества школьников необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, как и любой другой навык, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего:
- как сесть за партой, чтобы видеть товарищей;
- как соглашаться и не соглашаться друг с другом, просто сказать:
«Ты прав», «Я тоже так думаю»;
- как возражать – «У меня есть свой взгляд», «Мое мнение, которое основано… на чем – либо»,
- как просить о помощи;
- задавать вопросы - про то, что забыл член группы;
- как предлагать помощь и т.д.
Во всем мы даем образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Затем необходимо внимательно пронаблюдать за работой детских групп и выделять наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Попросить детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Образец совместной работы будет освоен детьми после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например «Вы неправильно составили схему предложения»), а ход взаимодействия как правильно разговаривать (шепотом, доброжелательно) во время совместного обсуждения.
При оценке работы следует подчеркивать, прежде всего, человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.
В I-II классах нужно научить школьников работать в парах, проверяя друг у друга выполнение определенных заданий (правильность и красоту письма, чтение текстов, таблица сложения, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Каждому ученику дается небольшой по объему текст. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои тексты. Затем они проверяют их, исправляют ошибки, обмениваются текстами и уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде писал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился. В парах сменного состава можно диктовать словарные слова. Тексты диктантов надо периодически обновлять в связи с изучением новых тем, менять их объем.
В III-IV классах в парах сменного состава можно учить таблицу умножения. Такая работа активизирует учащихся. Им нравится такая работа, а значит, повышается ее результативность.
Организация работы в парах постоянного состава и сменного состава прошла без особых трудностей.Ученикам работать сообща было приятно и интересно.
Таким образом, работа в парах позволяет оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке.
После того, как учащиеся научились принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности, стала организовывать работу в малых группах по 3-4 человека.
Работая в группе, ученик учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Групповая работа на уроке даёт учителю не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание – строить человеческие и деловые отношения детей. На первом, очень важном этапе – объединение учеников в группы, учитывала очень многие факторы: и эмоционально положительные отношения друг к другу, и уровень подготовленности, и индивидуальные особенности каждого.
Подробнее остановлюсь на моменте образования групп.
Как я объединяю детей в группы?
1. На первом этапе я распределяю детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах распределяю сама.
2. Сама делю на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3. Сама назначаю лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4. Разрезаю открытки или листы бумаги разного цвета на части и предлагаю детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5. Через загадки. Назначаю командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6. Через пословицы. Нужно написать на узкой полоске бумаги пословицу и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам, и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. Вначале обучения подбираю пословицы сама, а в дальнейшем привлекаю к этому детей.
7. Через лото. Дети берут картинки лото и ищут «свое место» на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
8. Вначале объясняю цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Перед уроками, на которых предполагается использование групповой работы, необходимо продумать, как разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы группами парты ставятся по две и по три так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.
Распределение учебного пространства при организации
групповой работы
а) верная
б) неверная
Следующий этап работы – формирование правил работы в группе. В нашем классе мы вывели пять правил:
1. Уметь слушать, не перебивать.
2. Уважительно относиться друг к другу, к мнению других.
3. Не отвлекаться (смотреть на говорящего).
4. Честно (по очереди) распределять обязанности в группе.
5. Уметь уступать друг другу.
Вначале мы не столько решали какие-то учебные задачи в группе, сколько учились работать совместно. Сначала мне приходилось самой осуществлять процесс согласования. Постепенно моя роль отходила на второй план, в группах появился такой вариант сотрудничества, как руководитель – подчиненный. Правда, бывало и так, что один из учеников брал на себя роль лидера и практически сам выполнял всю работу, редко прислушиваясь к мнению других. Но мы обязательно анализировали работу группы, приходили к мнению, как лучше работать. Постепенно у школьников начал проявляться интерес к действиям друг друга, они стали стремиться корректировать деятельность партнеров, появились попытки разделить обязанности, договориться о характере выполнения задания, а главное – научились слушать друг друга.
Задания для групп подбираю в соответствии со следующими требованиями:
- результат групповой работы ощутим лучше индивидуальной;
- содержание работы интересно детям;
- задания доступны детям по уровню сложности.
На уроках включаю различные задания, для выполнения которых надо проявить творчество и смекалку.
Работая над проблемой развития сотрудничества, подобрала комплекс заданий разной сложности. В частности, в группе простых заданий выделила задания, различающихся как формой организации труда, так и трудностью проблемных ситуаций. Это задания на:
- совместно-индивидуальную деятельность;
- совместно-последовательную деятельность;
- создание совместных композиций;
- конструирование из модулей;
- коллективное принятие решений.
Например, в первом классе предлагаются простые задания в группах. Учащиеся сначала выполняют индивидуальные задания, результаты которых потом объединяются так, что они образуют единое целое. На уроках технологии предлагается составить из отдельных вагончиков поезд; из цветов - букет; изготовить гирлянду для новогодней елки и т.д. Успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных. Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость членов группы в процессе сотрудничества.
На следующем этапе обучения ученики получают задание - создать общее произведение: выполнить рисунок, сочинить рассказ, изготовить аппликацию на определенную тему. Выполняется работа пошагово, в порядке очередности действий. Например, на уроке обучения грамоте по очереди продолжить цепочку слов, изменяя одну букву. Ещё пример, на уроке технологии во 2 классе предлагалось задание по группам: «Изготовить композицию по сказке «Колобок», используя: а) лист плотного картона или пластика размером А3, на котором будет расположена композиция. С моей помощью были распределены роли:
— ведущий (1 чел.) предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен в композиции; продумывает расположение фигурок на листе; распределяет изготовляемые изделия по исполнителям; представляет готовую работу;
— исполнители (1–5 чел.) изготавливают отдельные элементы композиции;
— декоратор (1 чел.) украшает лист; укрепляет на нем изготовленные фигурки.
Умения и навыки, полученные при выполнении простых заданий, помогают учащимся справиться со сложными заданиями.
В своей работе использую также групповой опрос для повторения и закрепления определенной темы. Провожу его так: в каждой группе назначается консультант («сильный» учащийся), который задает каждому члену своей группы вопрос по определенной теме. Остальные должны проанализировать ответ товарища и помочь ему, если он затрудняется. Опрос ведется во всех группах одновременно. В конце опроса дается задание на подбор и запись слова на то или иное правило.
Опыт организации группового сотрудничества показал, что коллективная работа более эффективна и позволяет сделать то, с чем трудно справиться ученику самостоятельно. В совместной работе складываются хорошие отношения, которые сохраняются по ее окончании и способствуют успешной учебной деятельности.
Совместная работа со сверстниками позволяет детям почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников, распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнеров.
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Меняется характер взаимоотношений между детьми в классе; укрепляется дружба, меняется отношение к школе. Возрастает сплочённость класса. Учащиеся лучше стали понимать друг друга и самих себя (бывают, самокритичны), точнее оценивают свои возможности.
Таким образом, обобщив все выше сказанное можно определить возможности учебного сотрудничества:
• позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;
• развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
• формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
• обеспечивает высокую интенсивность обучения;
• повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;
• развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;
• формирует навыки социального и делового общения;
• создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;
• развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
• обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.