Пояснительная записка
Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь
высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все
этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда
учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в
сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять
широчайший круг функций.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
Данная
программа реализуется посредством ведения кружка «Робототехника», составлена на
основании:
- плана развития дополнительного образования в МАОУ СОШ № 2 на 2017-2018
учебный год;
Цель: обучение основам конструирования и программирования.
Задачи:
-Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
-Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
-Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
Развивать мелкую моторику.
-Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
Режим занятий
Реализация данной программы рассчитана на 34 часа в учебном году. Занятия проводятся 1 раз в неделю и включают в себя теоретические и практические занятия.
Помимо проведения фронтальных занятий Программой предусматривается выделение часов для проведения индивидуальных и групповых занятий: для формирования навыков конструирования при отставании воспитанника от общего уровня; для занятий с учащимися, проявившими особенные конструкторские способности. На индивидуальных занятиях могут присутствовать от 2 до 5 учеников, на групповых – от 5 до 12 учеников - в зависимости от цели проведения занятия.
Целевая группа – 9-10 лет.
Формы контроля и оценки образовательных результатов.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.
Ожидаемые личностные результаты
К личностным результатам освоения курса можно отнести:
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и
сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
-формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения- задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, -выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий- для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
-моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены -существенные характе¬ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, -сравнении и классификации объектов;
-выслушивать собеседника и вести диалог;
-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций -участников, способов взаимодействия;
-осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Содержание программы
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
1.В разделе Начальный уровень постепенно происходит введение в конструирование, выработка навыков сборки роботов. |
Ознакомление с конструктором марки "Технолаб". Названия и назначения деталей.Названия и назначения всех деталей конструктора. Виды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. Понятие конструкции, ее элементов. Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность |
2. В разделе Базовый уровень учащиеся знакомятся с программированием роботов. |
Построение моделей с использованием технологических карт. |
Учащиеся
должны знать: - основы программирования конструктора OLLO. - создание и отладка программ. |
Учащиеся
должны уметь: - производить отладку программы управления роботом. |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
теоретических |
практических |
|||
|
I. НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
|
|
|
|
Вводное занятие. Органы чувств роботов. |
1 |
1 |
|
|
Игровые автоматические устройства. |
1 |
|
1 |
|
Лабораторная работа №1 «Создание робота божьей коровки» |
4 |
1 |
3 |
|
Лабораторная работа №2 «Создание робота кузнечика» |
6 |
1 |
5 |
|
Лабораторная работа № 3 «Создание робота жука-рогача» |
6 |
1 |
5 |
|
Лабораторная работа №4 «Создание модели мельницы» |
6 |
1 |
5 |
|
Лабораторная работа №5 «Создание робота жука-водомерки» |
6 |
|
6 |
|
Особенности устройства и изготовления исполнительных механизмов для модели робота. |
4 |
1 |
3 |
ИТОГО часов: |
34 |
|
|
Методическое обеспечение Программы.
Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора OLLO (среда программирования RoboPlus), базовые детали, компьютеры, принтер, проектор, экран. Наборы образовательных материалов и методик содержат: методические указания для преподавателя по проведению занятий; руководства по сборке и программированию на различных языках программирования, в том числе руководства по программированию в программной среде LabView; руководства по проведению лабораторных работ и экспериментов; примеры программ.
Все методические рекомендации разработаны при поддержке специалистов факультета «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им Н.Э.Баумана с использованием учебно-методических материалов издательства «Экзамен», которые имеют грифы ИСМО РАО, МИОО и допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях (приказ №729 от 14 декабря 2009 г. МОН РФ).
Модуль направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике. Обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса (обучающийся, педагог) с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе моделирования, конструирования объектов и их программирования на компьютере.
Модуль способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Модуль предназначен для проведения урочных и дополнительных занятий по изучению основ робототехники и информатики.
Методы обучения
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского.М: Просвещение,2013г.-111с.
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
3. Методические рекомендации для преподавателя «Образовательный роботехнический модуль» К. В. Ермишин, И. И. Мацаль. М.:Издательсвто «Экзамен», 2014 г.- 96с.
4. История изобретений. Большая детская энциклопедия. М.: ООО «Издательство», 2009. [Электронная энциклопедия.]
5. Креативный мир. [Электронный ресурс.] www.trizland.ru.
6. Сайт Технолаб http://examen-technolab.ru
Материальное обеспечение
Базовый робототехнический набор состоит из пластиковых деталей и крепежных элементов, а так же специализированного инструмента для их сборки. Элементы, входящие в набор, позволяют реализовывать как фиксированные соединения деталей и фланцев, так и подвижные вращающиеся соединения шарниров и различных передач.
Состав модуля:
1)Базовый робототехнический набор –6 шт
2)Методические рекомендации для преподавателя –1шт
3)Методические рекомендации для ученика–6шт
4)Диск с рабочими материалами–1шт
5)Диск с ПО для программирования–1 шт
6)Комплект модулей Bluetooth –1шт
Состав базового робототехнического набора:
1)Набор конструктивных и крепежных элементов
2)Привод на базе двигателя постоянного тока –2шт
3)Программируемый контроллер –1шт
4)Пульт дистанционного управления –1шт
5)Батарейный отсек –2шт
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.