Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Внеурочная деятельность Мы -дети природы Лаврентьева.docx
Рабочая программа по курсу "Мы дети природы"
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Краеведение » для 2 класса на 20172018 учебный год составлена на основе следующих нормативных
документов и методических рекомендаций:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки
РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в
Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.282110;
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2 на 20152016 учебный год;
Учебный план МАОУ СОШ №2 на 20152016 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной
деятельности
авторской программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского
автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры естественно
математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской
Федерации. ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год.
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир».
Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки
правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном
разнообразии ХантыМансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и
других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного
края», «География ХантыМансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у
младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное
отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
1 Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны,
любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к
неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых
учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка
многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и
реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края
переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения.
Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают
возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта,
гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые
образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже
от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей
любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной
активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира во 2 классе.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального,
эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины,
особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников
гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает
познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает
нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисковоисследовательской работе.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной,
поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
2
теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко,
А.Ю. Панасюк и др.);
закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова,
Д.И.Фельдштейн и др.).
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы – дети природы» заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в
поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой
культуры;
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших
школьников.
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 89 лет.
Образовательная программа «Мы дети природы» рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетноигровой основой. Продолжительность
занятия 40 минут (1 академический час);
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение,
взаимодействие).
Методы и приемы:
диалоги; элементы дискуссий
игрыпрактикумы;
3
проблемные ситуации;
сюжетноролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективнотворческие дела.
Формы проведения
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка, поход
практическое занятие, викторина, консультация
проблемная лекция, работа в музеях
встречи с участниками исторических событий
Цель и задачи данной образовательной программы:
Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в
ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за
сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
Обучающие:
развитие познавательного интереса к изучению природы края;
приобретение знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности,
рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
повышение интеллектуального уровня учащихся.
Развивающие:
развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;
привитие навыков познавательной творческой деятельности;
развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
привитие навыков здорового образа жизни.
4 Ожидаемые результаты реализации программы:
Учащиеся будут знать:
Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира,
полезные ископаемые, охраняемые растения).
Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.
Писателей и поэтов округа, их творчество.
Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.
Учащиеся будут уметь:
Вести самостоятельные наблюдения в природе.
Узнавать изученные растения и животных.
Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.
Работать с элементами народного творчества.
Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических
методик, выступление – презентацию по изученному материалу.
Критерии результативности
Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социальнозначимых проектах;
Участие в учебноисследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины;
история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества;
интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на
благо Родины как элемент жизни современного человека;
5 знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество»,
необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и
определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать
навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
1. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – ХантыМансийск: ГУИПП
«Полиграфист», 2003.
2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
3. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
4. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. М: Книголюб, 2006.
5. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП
ПРО, 2005.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), ХантыМансийск, 2008.
Для ученика:
1. Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты
Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.
Учебнотематическое планирование по курсу
«Мы дети природы»
№
темы
Тема
о
в
л
о
К
Тип учебного занятия
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
6 1
2
Наш край ХМАОЮгра
Что нас окружает?
3 Живая и неживая природа.
4
Явления природы. Народный календарь Югры.
в
о
с
а
ч
1час.
1час.
1час.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
5 Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.
1час.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
6 Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья. 1час.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Практическая
работа
7
8
Урокэкскурсия.
Югорские леса и лесные чудеса.
Урокэкскурсия.
Югорские леса и лесные чудеса.
1 час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
1 час
Закрепление знаний.
9 Югорские леса и лесные чудеса. КВН.
1 час
Обобщение и систематизация знаний
10 Ягоды нашего края.
11 Ягоды нашего края.
1час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
1час.
Закрепление знаний.
12 Югорское разнотравье. Дикорастущие травы.
Сенокосная страда.
1час.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
13 Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры.
1час.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Травы и цветы Югры.
14 Югорское разнотравье. Водные и болотные растения
Югры.
1 час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
15 Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.
1 час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Самостоятельн
ая работа
Практическая
работа
7 16 Наши грибы.
17 Лес даёт нам стол и дом.
18 Жилище народов Севера раньше и теперь.
19 Домашняя утварь – искусное мастерство северян.
20 Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.
21 Праздники в нашем доме. У нас гости.
22 Праздники в нашем доме. У нас гости.
23 Дружная семья: дети помощники родителей.
24 Дружная семья: с мамы начинается Земля.
25 Дружная семья: наша бабушка.
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Закрепление знаний
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
26 Образы детей в Югорских сказках.
1 час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
27 Образы детей в Югорских сказках.
1час
Закрепление знаний
28 Образы детей в Югорских сказках.
1 час
Закрепление знаний.
Самостоятельн
ая работа
Практическая
работа
29 Игры и игрушки детей Югры.
1час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
30 Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры
1 час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
хантов и манси.
Самостоятельн
ая работа
31 Народный календарь.
1 час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
32 Памятники природы. Природный заповедник "Малая
Сосьва"
1час
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
33 Памятники природы. Природный парк "Сибирские
1 час
Изучение и закрепление знаний.
Увалы"
34 Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край
Мансийский, милый»
1 час
Обобщение пройденного материала
КР
8 9
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.