Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
19.02.2018
Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др. Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Внеурочная деятельность Мы -дети природы Лаврентьева.docx
Рабочая программа по курсу "Мы ­ дети природы" Пояснительная записка. Рабочая    программа    курса «Краеведение » для   2 класса на 2017­2018 учебный год составлена  на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:      Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273­ФЗ;  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373   «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);    Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189                     «Санитарно­эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821­10;  Основной образовательной программы  начального общего образования МАОУ СОШ №2   на 2015­2016 учебный год;   Учебный план МАОУ СОШ №2   на 2015­2016 учебный год;  Положение о структуре, порядке  разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной  деятельности авторской программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского  автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры естественно­ математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской      Федерации.   ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год. Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты­Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты­Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др. Курс краеведения «Мы дети природы» является  одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования   у младших   школьников   основ   краеведческой   культуры   и   способствует   формированию   высоких   моральных   качеств,   таких   как   бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.  1 Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Краеведческий   принцип   дает   возможность   строить   преподавание   предметов   согласно  дидактическому   принципу:   «от  известного   к неизвестному», «от близкого  к далекому».  Ведь именно краеведение  – самая  доступная и обширная сфера  применения  приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое   выполняется   коллективно,   возникают   общие   интересы   и   ответственность,   которые   укрепляются   сознанием   полезности   дела   и реальными результатами работы. Одно   из   важнейших   положений   –   интегрирующая   роль   краеведения   в   системе   наук   вообще.   Изучение   природы   своего   края переплетается   со   знакомством   с   произведениями   местных   авторов,   фольклорными   произведениями   и   традициями   коренного  населения. Привлечение   литературы,   этнографии   способствуют   формированию   нравственного   сознания   и   поведения   младших   школьников,   дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.  Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.  Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её. Изучение   своего   края   исключительно,   как   и   в   воспитательном,   так   и   в   познавательном   отношении.   В   процессе   познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира  во 2 классе.  Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического,   личностного   развития   школьника.   Знакомство   с   прошлым,   настоящим   и   предполагаемым   будущим   своей   малой   родины, особенностями   природы,   экономических,   политических,   культурных   и   других   условий   способствует   формированию   у   школьников гражданского мировоззрения. Воспитание   патриотизма   через   краеведение   —   это   многогранный   и   сложный   процесс,   который   расширяет   кругозор   и   развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково­исследовательской работе. Теоретической базой данной образовательной программы явились:    психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);  основные   положения   философии,   культурологии,   этики,   касающиеся   описания   процессов   освоения   человеком   нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.); 2      теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);  закономерности   психического   и   социального   развития   младшего   школьника   (Л.И.   Божович,   Л.С.   Выготский,   Н.Ф.   Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).  Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы – дети природы» заключается:  в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;  в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;  в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.                Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:     в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в поисковую, исследовательскую деятельность; в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры; в   реализации   индивидуального   подхода,   позволяющего   решать   задачи   формирования   коммуникативной   успешности   младших школьников. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8­9 лет. Образовательная программа «Мы ­ дети природы» рассчитана на 1 год.                 Формы и режим занятий   Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно­игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);  Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).                 Методы и приемы:    диалоги; элементы дискуссий игры­практикумы; 3      проблемные ситуации; сюжетно­ролевые игры; конкурсы, викторины;  беседы; коллективно­творческие дела.                  Формы проведения  рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,  экскурсия; поездка, поход практическое занятие, викторина, консультация проблемная лекция, работа в музеях  встречи с участниками исторических событий                          Цель и задачи данной образовательной программы: Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней,   воспитание   любви   к   родной   природе   на   основе   познания   её   ценности,   формирование   у   школьников   личной   ответственности   за сохранность природных богатств Югорского края. В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса: Обучающие: развитие познавательного интереса к изучению природы края; приобретение знаний  о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном  органическом единстве; повышение интеллектуального уровня учащихся. Развивающие:  развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;    привитие навыков познавательной творческой деятельности; развитие творческих способностей учащихся. Воспитательные:  формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;  привитие навыков здорового образа жизни. 4 Ожидаемые результаты реализации программы:  Учащиеся будут знать:  Особенности   природы   родного   края   (характерные   признаки   сезонов,   типичных   представителей   животного   и   растительного   мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).  Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.  Писателей и поэтов округа, их творчество.  Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы. Учащиеся будут уметь:  Вести самостоятельные наблюдения в природе.  Узнавать изученные растения и животных.  Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.  Работать с элементами народного творчества.  Применять игры народов Севера для организации собственного досуга. Отслеживание   результатов  формирования   навыков   краеведческой     культуры   будет   осуществляться   через   блок   диагностических методик, выступление – презентацию по изученному материалу. Критерии результативности   Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);  Участие в социально­значимых проектах;  Участие в учебно­исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов. Основное содержание программы Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:   представления:  Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой   Родины; история;   понятие   соотечественника;   национальные   особенности   жизни   людей;   особенности   жизни   многонационального   общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;  5 знания:  в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо   настроить   воспитанника   на   самостоятельное   познание   истории   родного   края,   своей   родословной,   на   самоанализ   и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;  умения:  воспитанник  учится  анализировать,   вдумчиво  читать,  собирать   по  крупицам  материал,   работать  в  архивах,   приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.    Список литературы по реализации программы.      Для учителя: 1. Интегрированная   программа   по   краеведению   «Мы   –   дети   природы»   /   Под.   ред.   Т.   К.   Орловой.   –   Ханты­Мансийск:   ГУИПП «Полиграфист», 2003. 2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001. 3. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006. 4. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. ­ М: Книголюб, 2006. 5. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005. 6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты­Мансийск, 2008.        Для ученика: 1. Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты­ Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006. Учебно­тематическое планирование по курсу «Мы ­ дети природы» № темы Тема о в   ­   л о К Тип учебного занятия Вид контроля Дата проведения План Факт 6 1  2 Наш край ХМАО­Югра    Что нас окружает?    3 Живая и неживая природа.     4 Явления природы. Народный календарь Югры. в о с а ч 1час. 1час. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний.  5 Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.  1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний.  6 Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Практическая работа  7  8 Урок­экскурсия. Югорские леса и лесные чудеса.  Урок­экскурсия. Югорские леса и лесные чудеса. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. 1 час Закрепление знаний.  9 Югорские леса и лесные чудеса. КВН. 1 час Обобщение и систематизация знаний  10 Ягоды нашего края.  11 Ягоды нашего края. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. 1час. Закрепление знаний.  12 Югорское разнотравье. Дикорастущие травы.  Сенокосная страда. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний.  13 Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры.  1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Травы и цветы Югры.  14 Югорское разнотравье. Водные и болотные растения  Югры. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний.  15 Югорское разнотравье. Мхи и лишайники. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. Самостоятельн ая работа Практическая работа 7 16 Наши грибы.  17 Лес даёт нам стол и дом. 18 Жилище народов Севера раньше и теперь.  19 Домашняя утварь – искусное мастерство северян.  20 Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.  21 Праздники в нашем доме. У нас гости.  22 Праздники в нашем доме. У нас гости.  23 Дружная семья: дети помощники родителей.  24 Дружная семья: с мамы начинается Земля.  25 Дружная семья: наша бабушка. 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Закрепление знаний Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний.  26 Образы детей в Югорских сказках. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний.  27 Образы детей в Югорских сказках. 1час Закрепление знаний  28 Образы детей в Югорских сказках. 1 час Закрепление знаний. Самостоятельн ая работа Практическая работа  29 Игры и игрушки детей Югры. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний.  30 Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры  1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. хантов и манси. Самостоятельн ая работа  31 Народный календарь. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний.  32 Памятники природы. Природный заповедник "Малая  Сосьва" 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний.  33 Памятники природы. Природный парк "Сибирские  1 час Изучение и закрепление знаний. Увалы"  34 Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край  Мансийский, милый» 1 час Обобщение пройденного материала КР 8 9

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"

Рабочая программа по курсу "Мы - дети природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018